ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
статья (старшая группа)
Статья на тему : ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема формирования культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоциональноволевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Это подтверждается рядом исследований (Н.В. Багичева, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова и др.), в которых отмечается, что старший дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком этических норм, принятых в обществе. Ребенок не только осваивает правила поведения в обществе, он учится оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Мы согласны с учеными (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Леонтьев и др.), которые подчеркивают, что общение – есть не просто действие, но именно взаимодействие, которое осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Сущность культуры общения – обеспечение такой техники коммуникации, которая обеспечит взаимодействие, когда люди не только не будут «мешать друг другу» (Д.С. Лихачев), но и каждый из них сможет сохранить свое личное достоинство и индивидуальность.
Дружеские взаимоотношения формируются на основе дружбы. В психологопедагогической литературе «дружба» определяется в качестве устойчивого чувства (А.И. Аржанова, В.А. Сухомлинский и др.), содержательных взаимосвязей между детьми (С.А. Козлова), избирательной эмоциональной привязанности (И.С. Кон) и др. Все составляющие характеристики «дружбы» можно считать по-своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что дружба – это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающий специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких, как сочувствие и сопереживание. Дружба – всеобщий эталон человеческих отношений, «неизменно занимает высшее место в иерархии нравственных отношений» (И.С. Кон).
В настоящее время существует множество приемов, методов и средств, способствующих развитию детей, одним из таких является художественная литература, которая несет в себе огромный педагогический потенциал. Именно поэтому художественную литературу мы определяем как эффективное средство формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в нашем исследовании. Уровень культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста повышается при реализации следующих педагогических условий: - определены сущность и особенности культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, выделены уровни, критерии и показатели; - разработана технология формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу. - в условия группы создана среда, обеспечивающая обогащение опыта соблюдения норм культурного обращения друг с другом (между всеми участниками образовательных отношений). Процесс формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Первый этап – подготовительный, включает в себя проведение с педагогами консультаций, бесед, семинаров, круглых столов, творческих заданий с целью расширения и углубления знаний по проблеме формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения. Эта работа направлена на обогащение опыта соблюдения норм культурного обращения взрослых и повышение их педагогической компетентности.
Второй этап – основной, его цель заключается в организации работы по формированию культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу в условиях дошкольной образовательной организации, а также обогащение представлений родителей (законных представителей) о сущности, особенностях формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений детей, возможностях художественной литературы. В таблице 1 представлено планирование по формированию культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу.
Третий – заключительный этап подразумевает проведение развлекательных итоговых мероприятий, направленных на закрепление полученных знаний и умений, а также показывает результаты сформированности культуры общения и дружеских взаимоотношений детей. Реализация заключительного этапа осуществлялась посредством применения различных видов творческих игр – режиссерские, сюжетно-ролевые, игрыдраматизации, театрализованные, а также восприятия художественной литературы и фольклора (слушание, обсуждение, разучивание, декламация, ситуативный разговор).
Таким образом, формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста осуществляется посредством использования художественной литературы.
Библиографический список .
Абульханова-Славская К.А. Гуманистические проблемы психологической теории [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/331481/ (дата обращения: 18.02.2021)
Аржанова А.А. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: Автореферат дис …. канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005751932 (дата обращения: 18.02.2021)
Детская психология. Детский практический психолог: прогр. и метод. материалы: учеб. пособие / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. – М.: Академия, 2001. – 354 с. 6. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. – М., 2012. – 350 с. 7. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 2007. – 368 с. 8. Лихачев Д.С. Письма о добром. – М.: Наука, 2006. – 321 с. 9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/1623800/ (дата обращения: 17.02.2021)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу.
План по самообразованию....
Презентация на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу....
Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...
Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».
Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...
План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....
План по самообразованию на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"
Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь де...