Статья на тему :"Дети с тяжелыми нарушениями речи"
статья

Евграфова Юлия Александровна

Статья содержит информацию о детях с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи. Подробно рассматриваются причины возникновения речевых нарушений у детей, классификация речевых нарушений  (в зависимости от нарушенного звена), психологические особенности детей с различными речевыми патологиями, основные методы коррекции и профилактики возникновения речевых нарушений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_statya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети с тяжелыми нарушениями речи»

Выполнила:

Воспитатель ДДИ №4

Евграфова Юлия Александровна

Г.Павловск

2022 год

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых есть значительные речевые дефекты. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

Виды речевых нарушений:

ЗРР - задержка речевого развития. Это означает, что у ребенка есть задержка в речевом развитии. Диагноз ЗРР ставится как :

1. основной в случае темповой задержки речи :

 невротического характера - из-за перенесенных стрессовых обстоятельств;

органического - связанного с гипоксией мозга во внутриутробном или постнатальном периоде;

пед запущенности, повлекшей за собой темповую задержку речи.

2. реабилитирующий - для маленьких детей, когда специалист не может или не хочет брать на себя ответственность дифференцировать и обозначать реальную причину нарушения речи - нарушение слуха, умственную отсталость, аутизм, психоз, эпилепсию и др. Также диагноз ЗРР применяется как сопутствующий при генетических синдромах, отражающий специфику дисфункции - например, задержка речи при синдроме Дауна, которая либо переходит в более тяжелое расстройство, либо ЧАСТИЧНО компенсируется в ходе развития ребенка.

ОНР - общее недоразвитие речи и СНР - системное недоразвитие речи - это также отражение состояния речи. ОНР используют для обозначения раннего периода нарушений, и так как это просто констатация факта - ребенок по возрасту отстает в речевом развитии, это встречается при разных ПРИЧИНАХ состояния - аутизме, эпилепсии и т.д.

ПРИЧИНЫ нарушения речи это органическое поражение мозга; дизэмбриогенез, генетические синдромы; психические нарушения : аутизм, шизофрения, БАР, невроз, СДВГ; эпилепсия.

АЛАЛИЯ - нарушение речи, связанное с органическим поражением мозга. Отличается тяжелым нарушением, иногда сопутствует другим заболеваниям - например, один ребенок с синдромом Дауна был рожден без гипоксии, и речь развита относительно нормально, в рамках синдрома, а другой ребенок с СД, перенесший гипоксию будет страдать тяжелым нарушением речи, в клинической картине алалии. Алалия всегда связана с дисфункцией коры головного мозга - участком, отвечающим за высшие психические процессы. 

Дизартрия - нарушение произношения, может быть основным нарушением или также сопутствовать разным заболеваниям (при ДЦП например)


 В коррекционной работе с детьми выделяются два этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.
        Подготовительный этап  - восполнение пробелов в формировании психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности,        подготовка артикуляционного аппарата,        воспитание фонематического слуха,        самоконтроля формирование        речевого  дыхания.
       Основной этап включает коррекцию речевых нарушений (подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, постановка отсутствующих звуков раннего онтогенеза, обогащение словарного запаса; совершенствование лексических и грамматических средств языка;  развитие навыков связной речи; обогащение коммуникативного опыта). 

 

Как же не допустить прогрессирующее отставание в психическом развитии у малоговорящих или совсем неговорящих детей?

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ, вы должны каждый день "тренировать" его сознание, рассказывать и показывать ему все вокруг, держать  психику в постоянном "тонусе" для того, чтобы в тот момент, когда речевые зоны ЗАРАБОТАЮТ И ВКЛЮЧАТСЯ, мозг ребенка был готов озвучить то, что в нем накоплено вашими стараниями. ПОЭТОМУ ДАЖЕ С НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЕНКОМ ЕЖЕДНЕВНО ЗАНИМАЙТЕСЬ, говорите простыми словами, звуками, звукоподражаниями, включайте жестовую речь, мимику, эмоции, чтобы в момент, когда ребенок наконец, начнет говорить- ему было что выразить в словесной форме, и он выплеснет вам все, что вы учили с ним раннее- слова, фразы.

Развивайте кисти рук, пальчики ребенка-делайте массажи пальчиков ( пальчиковую гимнастику), лепите, рисуйте вместе. Речевая зона находится совсем рядом с зоной тактильных ощущений, и развивая моторику рук, мы можем позитивно повлиять на  развитие речи.

Причины нарушения речи

Многих интересуют причины нарушения речи у детей. Факторов немало. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой.

Наследственность

Ребенком может наследоваться нестандартное строение артикуляционного аппарата

(неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба);

Особенности функционирования нервной системы родителей или родственников;

Нервно-психические заболевания, сопровождающиеся нарушением речи.

Внутриутробные патологии

Очень важен первый триместр беременности, так как у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Наиболее негативными факторами в этот период являются:

  • Токсикозы;
  • внутриутробная гипоксия;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (герпес, краснуха, ЗППП, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь);
  • травмы матери во время вынашивания малыша;
  • Хронические заболевания (тонзиллит, заболевания почек, сердечно-сосудистой системы)
  • несовместимость крови у мамы и будущего ребенка, что приводит к выработке антител в материнском организме, и, как результат, у плода выделяется

токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображается на его речи и слухе;

  • недоношенность и переношенность плода;
  • курение и употребление алкоголя и наркотиков матерью;
  • бесконтрольный прием матерью лекарств;
  • угрозы прерывания беременности;
  • пребывание матери на вредном производстве, особенно в первые месяцы беременности;
  • стрессы.

Родовые патологии

  • Стремительные роды 4-5 часов
  • Затяжные роды более 8 часов
  • Возникновение асфиксии во время родов (обвитие пуповиной, длительный безводный период, нарушение дыхания, что приводит к кислородному голоданию головного мозга),
  • родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов и других родовспомогательных способов для появления ребенка).
  • Гемолитическая болезнь новорожденных вследствие конфликта по резус-фактору (повышение уровня билирубина ведет к разрушению эритроцитов и кислородному голоданию)

Особого внимания в развитии будет требовать также тот ребенок, который родился с массой тела менее 1500 г и прошедший ряд реанимационных мероприятий, среди которых и вентиляция легких.

Заболевания первых лет жизни

Первые годы очень значимы в жизни и развитии малыша. Поэтому нужно опасаться:

  • инфекционных заболеваний, особенно менингита, менингоэнцефалита, воспалений среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь);
  • травм головного мозга;
  • частые простудные заболевания;
  • повреждения органов артикуляции.

Список литературы

  1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. 3-е изд. М.: Владос, 1999.
  2. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. - /Авт. – сост. Н.Д. Шматко. – М.: «АКВАРИУМ - ЛТД», 2001.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990
  4. Мирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Проект примерной парциальной образовательной программы для детей раннего возраста (1–3 года) «Первые шаги».
  5. Лопатина Л.В. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  6. Нищева Н.В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи.

Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...