Для педагогов ДОУ. Картотека игр и упражнений для педагогов с элементами музыкотерапии (для детей с ОВЗ) 3.10.2020
картотека
Картотека для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.10.2020_kartoteka_dlya_ped_muzykoterapiya.docx | 42.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Подготовила: Гусева М. А. 3.10.2020
(Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии)
Переживание эмоционального состояния.
Этап выхода из сложной ситуации, успокоения.
Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг.
(спокойная музыка для релаксации)
Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.
Упражнение хорошо проводить на воздухе.
«Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с ним. (легкая музыка П.И.Чайковского)
От дуновения ветра форма облака меняется.
Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения
«Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой.
Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы - на диван, кресло, стул.
Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. ( музыка И.Брамс «Колыбельная»)
Накидываем на ребенка плотный платок.
Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок.
«Жил-был в лесу зайчик-трусишка. Всего вокруг боялся. Сидит под кустиком и трясется.
( Ребенок имитирует поведение зайца.)
Подует ветер - зайчик дрожит, захрустит ветка – заяц еще сильнее трясется. (музыка Р.Шумана «Дед Мороз»)
Но вот надоело зайчишке бояться. Забрался он на пенек и кричит: «Я храбрец-удалец, никого я не боюсь!» (музыка Л.В.Бетховена «Ода к радости»)
Вдруг на полянку вышел волк. (кукла би-ба-бо)
Да так внезапно, что зайчонок всю храбрость растерял. Задрожал, как осиновый лист, спрыгнул с пенька, да так неловко, что угодил прямо волку на спину. И пустился зайчишка наутек. (музыка Ш.К.Сен-Санс «Заяц»)
Ребенок показывает, как заяц убегает.
А волк и на самом деле испугался зайца, который так неожиданно на него напал, и убежал навсегда из этого леса. (музыка Л.В.Бетховена «Ода к радости») Стали звери зайца расхваливать: «Молодец, Храбрец-удалец, прогнал волка, не испугался!» С тех пор заяц ничего не боится.
Игра на снятие стрессовых состояний.
Напрягаются ноги, пальцы на ногах, становятся деревянными.
Напрягается лицо и шея, лоб, сжимаются челюсти.
А теперь из Буратино ты снова превращаешься в мальчика (девочку).
Звучит музыка Д.Д.Шестаковича «Ленинградская симфония»
Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя. Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это одиночество» (музыка В.А.Моцарта)
Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций
(музыка Ф.Шопена «Зимняя сказка»)
«Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять».
Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.
Ребенок приседает, складывает руки ковшиком и как будто зачерпывает из ручья воду, потом поднимает руки вверх и выливает воду на себя, потом, подпрыгивая на одной ноге, произносит протяжно «и-и-и», столь долго, сколько сможет. Одновременно звенит колокольчик, ребенок прислушивается и следит за звуком, пока тот не стихнет.
Ребенку предлагается показать, как он будет стучать по барабану, металлофону или использовать другой музыкальный инструмент, если ему грустно, весело, страшно.
Упражнение на снятие стресса и на расслабление.
Эти упражнения также способствуют развитию речевого дыхания и будет полезно для развития речи.
для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания
Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться.
для расслабления, снятия напряжения
Звучит пьеса К.Дебюсси «Лунный свет».
На выравнивание эмоционального состояния
Педагог продолжает руководить действиями детей, поэтапно продолжая рассказ:
- Зёрнышко начало расти – дети поют «а» на крещендо;
- Вырос большой, красивый цветок и открыл прекрасные лепестки – дети, представляя цветок на своих ладонях, улыбаются, любуются им;
- Цветок имеет великолепный аромат – дети медленно, глубоко вдыхаю носом, а выдыхают ртом со звуком «ха».
Целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение.
- Чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе и предложить детям ленты или платочки желтого, или красного цветов.
- Чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов.
- «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).
Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.
Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.
Дети передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь
Звучит спокойная музыка со звуками природы. Педагог предлагает сесть удобнее, расслабиться, закрыть глаза. Установка: «Вы сейчас погрузитесь в волшебный сон. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому присниться хороший добрый сон».
Дышится легко, ровно, глубоко…
Всё чудесно расслабляется… (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
И расслаблено всё тело (2раза),
Дышится легко… ровно… глубоко…
Один ребенок — «солнышко», все остальные — «сугробы». Под звуки метели дети «превращаются в сугробы» и замирают в какой-то определенной позе. Педагог спрашивает, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким прикосновением помогает «сугробам» растаять. После того, как все сугробы «растаяли», дети танцуют под любую веселую музыку.
В этом упражнении предложить детям полетать на ковре-самолете вместе с Иваном Царевичем. Учащиеся рассматривают репродукции картин В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке» и «Ковер-самолет». Под спокойную музыку они закрывают глаза и представляют себя Иваном Царевичем или Царевной, дети «летят» в воздухе на ковре-самолете. Педагог по очереди дотрагивается до них, и они рассказывают, что видят внизу, под собой, вверху, не страшно ли им лететь, холодно или тепло, легко ли дышится, хочется взлететь еще выше или спуститься на землю.
коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах
оздоровление и укрепление дыхательных функций.
Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух со звуком «Ш».
Снятие мышечных зажимов, напряжения
Снятие мышечных зажимов, напряжения
Снятие мышечных зажимов, напряжения
(музыка Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»)
Снятие мышечных зажимов, напряжения
который все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.
эмоционально-психическая комфортность
Задание: внимательно слушать музыку и двигаться только тогда, когда звучание будет соответствовать выбранному образу. При этом нужно импровизировать движения в характере «бабочки» или «жука».
Эталон выполнения игрового задания: гибкая реакция на смену ситуации, способность вовремя перейти от активных движений к неподвижности и выдерживать статичную позу столько, сколько потребуется по ходу игры; свободное и разнообразное определение себя в игровом пространстве; выразительные движения, соответствующие выбранной роли; инициатива и двигательное творчество в создании индивидуальной игровой линии или микросюжета с помощью взаимодействия с другими участниками в ходе игры.
эмоционально-психическая комфортность
И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру.
Эталон выполнения игрового задания: четкие, координированные движения и телесное переживание-выражение ритмической пульсации
эмоционально-психическая комфортность
И.п.: дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга – ведущий. Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка. На запев песенки ведущий в такт музыке считает детей (указывая на каждого, как в игре считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.
Эталон выполнения игрового задания: соответствие движений эмоциональному содержанию музыки, естественные, раскрепощенные, координированные и пластичные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка. Точность, ловкость, попадание в метрическую сетку. Удовольствие, получаемое ребенком от движе
эмоционально-психическая комфортность
(проводится после подвижной игры).
И.п.: дети вместе с педагогом сидят на полу (на коврике).
Эталон выполнения игрового задания: плавные, размеренные движения руками и телом, сигнализирующие о способности ребенка перейти от состояния возбуждения
к расслаблению; состояние доверия и спокойствия, отсутствие тревожности.
Показатель: эмоциональная выразительность.
эмоционально-психическая комфортность
И.п.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом ведущего (это можно сделать с помощью считалки).
Эталон выполнения игрового задания: точность попадания в метрическую сетку при проделывании придуманного движения, выразительные, естественные, раскрепощенные, координированные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка
эмоционально-психическая комфортность
И.п.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Педагог поет на несложную импровизированную мелодию песенку-загадку, а дети ее отгадывают:
Эталон выполнения игрового задания: быстрое и точное определение по пиктограмме эмоционального состояния, определение его на словах, свободное воплощение в мимике, пластике и интонациях.
Показатель: двигательно-звуковая творческая активность.
эмоционально-психическая комфортность
И.п.: дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре полукруга – ведущий – «дирижер» (без инструмента).
Эталон выполнения игрового задания: ведущий не просто переходит с одного круга на другой, но внимательно слушает получающуюся «музыку», создает игровой образ.
Показатель: положительная самооценка.
эмоционально-психическая комфортность
И.п.: дети стоят по кругу лицом к центру.
Эталон выполнения игрового задания: оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, четкость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе всех присутствующих.
эмоционально-психическая комфортность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения с элементами музыкотерапии для детей (04.05.2020)
Консультация для родителей...
Игры и упражнения с элементами музыкотерапии для детей
В материале можно узнать, как с помощью музыки выполняется терапия....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРОВОДИТЬ НА ПРОГУЛКЕ И ГРУППЕ.
Рекомендации воспитателю по проведению игр с детьми под музыку...
игры и упражнения с элементами музыкотерапии для детей
quot;Облачко, "Лёгкие бабочки", "Игра с воздушными шариками", "Эмоциональное расслабление"...
«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.«Облачко»(ритмопластика) Упражнение хорошо проводить на воздухе.«Посмотри, какие...
Картотека упражнений с элементами музыкотерапии для детей с ОВЗ
Картотека упражнений с элементами музыкотерапии для детей с ОВЗ...
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ
laquo;В лесу»(Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии) Переживание эмоционального состояния.(тревожная музыка)«Мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючи...