«День Ивана Купала или в поисках волшебного цветка» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)
приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kvest.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий квест-игры: «День Ивана Купала или в поисках волшебного цветка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий.
Задачи:
- Расширять у детей представление о традиционных обрядовых праздниках русского народа
- Развивать эмоциональную выразительность речи через малые формы фольклора
- Закрепить у детей знания о русских народных хороводных играх
- Расширять словарный запас детей названиями предметов народного быта: печь, ухват, самовар, чугунок и др.
- Формировать потребность в изучении обычаев русского народа
- Формировать умение договариваться, действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом, видеть закономерности, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, формировать самостоятельность и инициативность.
- Пробуждать интерес у детей к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.
- Воспитывать бережное отношение к предметам русского народного быта.
- Формировать чувство национального достоинства.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов.
Наглядные: рассматривание предметов русского народного быта.
Практические: умение играть в русские народные хороводные игры, умение использовать в речи малые формы фольклора: заклички, считалки.
Предварительная работа:
-беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций;
-чтение русских народных сказок;
-знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, считалки; присказки, русские народные игры, хороводные игры; заучивание наизусть некоторых из них; дидактические игры
Материалы и оборудование:
интерактивная доска,
презентация с заданиями по маршрутному листу
- русский народный костюм для ведущей;
- атрибуты для подвижных игр: платок, стойка с лентами
- диски с записями (народные песни и пляски);
Ход квест-игры:
Дети заходят под русскую народную мелодию в музыкальный зал
(звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»)
Воспитатель:
Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно уж вас поджидаем.
Без вас речей не начинаем,
Для каждого найдётся
Глоток водицы из колодца.
Подарки есть на всякий вкус:
Кому – сказка, кому – быль.
Кому – песенка в прикус,
И хлеб – соль, как в старину.
Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные!
Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать,
По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Забава, а ласково Забавушка.
Дети здороваются и садятся на стулья.
Воспитатель (Забава):
А сейчас скажите – удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? В тесноте, да не в обиде. Вот и есть начало. А доброе начало – как говорится, половина дела. Будем играть и веселиться, а за это на нас счастье будет валиться.
В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой и цветами. В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
Праздник Ивана Купала очень веселый. Становитесь ребята в хоровод
Хоровод «Во поле береза стояла»
Воспитатель (Забава):
В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
На проекторе появляется летящая птичка, она несет в лапах конверт и роняет его., Забава подносит корзину к проектору и письмо «падает» в корзину. Она его достает и зачитывает: Ребята, нам птичка принесла письмо, хотите узнать от кого оно?
Письмо от Березки:
Здравствуйте, ребята!
Я белая березка у вашего сада!
Если препятствия пройдете,
То цветок счастья вы найдете!
Ведущий: Ребята, вы готовы препятствия
пройти и цветок найти?
Дети отвечают, что готовы.
Маршрутный лист
•I поляна «Что было раньше, что — сейчас»
• II поляна «Городецкие узоры».
• III поляна «Преданья нашей старины».
• IV поляна «Забытые игры».
• V поляна «В поисках ключа»
Организационная часть
Забава: Чтобы узнать, где находится цветок надо выполнить задания, которые спрятаны по всему детскому саду в волшебных сундучках. Выполнив задание, вы получаете части карты, собрав ее, вы узнаете путь к волшебному цветку. Найти задания вам помогут подсказки. С их помощью можно догадаться, где (или у кого) находится задание. Каждая подсказка относится только к одному заданию. Ребята, задания выполняйте самостоятельно. Действуйте по схеме:
При выполнении заданий внимательно слушайте друг друга, договаривайтесь о дальнейших действиях. Если потребуется помощь взрослого –поднимите вверх карточку «требуется помощь».
Ребята, на поиски цветка счастья вы отправитесь, разделившись на команды.
Подойдите к столам и возьмите эмблему своей команды. Справа встаньте те, кто в команде «Купава». Слева кто в команде «Сударушка».
Дети делятся на две команды, каждый прикрепляет к одежде эмблему своей команды. Дети выбирают капитана команды ответственного за карточку участника.
Основная часть
Примечание: Каждая команда проходит один и тот же маршрут, но в разной последовательности, чтобы территориально не мешать друг другу. Подсказки и задания для каждой команды аналогичные. Каждую команду сопровождает взрослый. Ниже пример маршрута для одной команды.
Начало игры в музыкальном зале
Воспитатель предлагает детям встать в круг и произнести слова клятвы
Дети:
Клянемся дружными мы быть
И слезы горькие не лить.
С улыбкой трудности встречать.
Все смело преодолевать.
Дети: Клянемся!
I поляна «Что было раньше, что — сейчас»
Задание №1«Что было раньше, что — сейчас»
Первая подсказка загадка про Колобка:
Формой он похож на мяч,
Был когда-то он горяч,
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (Колобок)
На экране интерактивной доски появляется колобок с заданием.
Колобок: (обращаясь к детям)
Ребята, вы не зевайте мои загадки отгадайте:
Загадки:
1.Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет!
Ответ: Печка
2. Ярко мой блестит мундир
На столе я командир.
Знают чашки, чайник:
Я большой начальник.
Ответ: самовар
3. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.
Ответ: лапти
4.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
Ответ: Чугунок
5.Из русской печи
Кашу тащить.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …
Ответ: Ухват
Дети отгадывают загадки и им предлагают дидактическую игру:«Что было раньше, что — сейчас». Команда должна выложить на стол карточки-пары:
- Самовар-чайник
- Печь-плита
- Лапти - сапоги
- Чугунок-кастрюля
Ход игры: ребенку предлагается карточка с изображением предметов старины и пустыми полями. Задача малыша подобрать к каждому изображению из прошлого карточку с рисунком предмета из настоящего времени. Можно придумать разные варианты игры:
- подбери и назови
- подбери и назови, для чего необходим предмет
- игра наоборот - подбери к современным предметам старинные
- лото и т. д.
У детей карточки с изображениями. На слайде появляется правильный ответ
Первое задание выполнили
Дети получают часть карты
Задание №2
• II поляна «Городецкие узоры».
Вторая подсказка «Волшебный клубочек»
На стенах прикреплено изображение стрелки рядом с клубочком. Воспитатель читает подсказку из сундучка:
«Ребята, я волшебный клубочек, вы по стрелочкам идите и задание найдите»
Дети идут по стрелочкам волшебного клубочка в группу и находят сундук с заданием.
Второе задание «Укрась городецкий поднос»
Дети по стрелочкам идут в спортивный зал
Третья подсказка. Читает ведущий
Загадка:
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
К уголочку уголок
Сложен красочный (платок)
Воспитатель достает платочек, по считалке выбирают водящего.
Задание №3
• поляна III «Забытые игры»
Хороводная Игра «Платочек голубой»
Мой платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой,
Ты беги платок по кругу
Выбирай скорее друга.
Дети после игры получают часть карты
Задание №4
• IV поляна «Преданья нашей старины».
Подсказка дети собирают разрезные картинки матрешек на обратной стороне которых фото сундука, в котором лежит задание
В сундуке лежат нитки, дети плетут народные витые пояса-обереги
Получают часть карты
После выполненных заданий карта собрана, на ней указан путь к цветку счастья.
Задание №5
• V поляна «В поисках ключа»
Дети идут по маршруту и находят цветок, чтобы открыть сундук, необходим ключ.
Дети играют в народную хороводную игру «Заря-заряница» и по окончании находят ключ, что ключ на ленте от игры.
Игра «Заря-заряница»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют:
Заря-заряница,Красная девица,
По полю ходила,Ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
На последние слова Заря-водящий кладет платок на сцепленные руки двух рядом стоящих детей. Они расцепляют руки и поворачиваются спиной друг к другу. Участники хором командуют: Раз, два, не воронь -беги как огонь…Дети бегут в разные стороны хоровода, кто первый возьмет ленту тот и победил.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.
По окончании игры дети находят на ленте ключ.
Заключительная часть
Потом открывают сундучок ключом, воспитатель подносит сундук к экрану проектора, открывает его и на экране появляется волшебный цветок, он хвалит детей за пройденный путь и предлагает нарисовать самые заветные желания, положить их в сундук, а спустя время проверить сбылись ли их желания.
Дети рисуют желания, кладут свои рисунки в сундучок.
Воспитатель обращается к детям:
Молодцы, ребята, вы прошли сложный путь, все справились с заданием
Рефлексия:
Вам понравилось наше путешествие?
Где вы побывали?
Что вам больше всего запомнилось?
Вы хотели бы еще раз поиграть в такую игру- путешествие?
А в народные игры понравилось играть? Когда придете в группу, расскажите всем ребятам про ваше путешествие и научите играть в русские народные хороводные игры.
Список использованной литературы:
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
- Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
- Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
- Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
- Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
- Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
- Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
- Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
- Князева, О. Л., «Как жили люди на Руси».
- Князева, О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях – КАРО, 2006 – 176с.
- Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009-24с.
- Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
- Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.
- Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
- Кулолаева, О. А. Золотые зернышки / О. А. Кулолаева /Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2005. - 197 с.
- Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Патриотическое воспитание дошкольников /Научно-практическая конференция [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1
- Ушинский, К.Д. 2том /Собр. соч. //[Электронный ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста...
Квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста
Игра предназначенна для детей 5-6 лет. Детей ожидает пять станций на каждой задание и за правильное выполнене получают 1 частьь карты, по оконнчанию заданий собирают карту и ищут волшебный сундук с по...
Квест-игра "В поисках волшебного сундучка"- для детей старшего дошкольного возраста
Летнее развлечение...
Сценарий квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста.
Маршрутные станции:«Спортивная» (участок спортивной площадки)«Загадочная» (участок группы «Звёздочки»)«Музыкальная» (участок группы «Капельки&raqu...
«В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий квест – игры «В поисках волшебного сундука» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развлечь детей летом, обобщить знания дошкольников о времени года лето.Оборудо...
Сценарий квест-игры "День Ивана -Купала или в поисках волшебного цветка" старший дошкольный возраст
позновательное развитие...