Организация занятий по развитию речи в домашних условиях.
консультация (средняя группа) на тему

Петренко Виктория Игоревна

В настоящее время  остро стоит проблема предупреждения речевых нарушений в семье, ведь, как известно, гораздо легче предотвратить появление какого-либо нарушения, чем устранить его. И кто как не родители может помочь в этом ребенку? Сам Константин Дмитриевич Ушинский так говорил о роли семьи в развитии речи:  «Всякое дитя, одаренное слухом, усваивает уже готовый, прежде его созданный язык. В этом отношении мать, няня – словом, семья  является первым наставником ребенка в отечественном языке» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.

Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:

• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;

• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;

• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.

• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.

Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.

Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.

Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту! Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.Правильное речевое дыхание - один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать нос открытым. Ведь для того, чтобы можно было легко произносить развернутую фразу, нужно владеть плавным и достаточно продолжительным выдохом через рот. При физиологическом дыхании вдох и выдох равны и чередуются непрерывно. Основа речевого дыхания – это плавный и длительный выдох. При формировании речевого дыхания необходимо подобрать для ребенка такие упражнения, которые способствовали бы развитию длительности и плавности выдоха. Следует помнить, что воздух набирается через нос, а щеки при этом не надуваются. На начальном этапе их можно прижимать ладошками. Чтобы не закружилась головка у ребенка, достаточно 3-5 повторений игрового упражнения на дыхание.

«Кто дольше» - с помощью плавного длительного выдоха подуйте вместе с ребенком на лежащий на столе ватный шарик. То же самое может сделать малыш, сдув ватку со своей ладошки. Аналогичные игры проводите с разными предметами: вырезанными из бумаги снежинками. Разноцветными листочками, цветочками, бабочками

Можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то побыстрее. Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» - ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой. Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов, фраз: ау-ау-ау-ау; ИА-иа-иа-иа; Ту-ту-ту-Ту-ту-ту и т. д. Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях"

"Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях"...

Консультация для родителей «Организация занятий по развитию речи в домашних условиях»

Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь....

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях

Консультация направлена на организацию в домашних условиях занятий по развитию речи. Для достижения результата необходимо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление, п...

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условияхКонсультация для родителей...

Как организовать ребенку занятия по развитию речи в домашних условиях?

Вы можете помочь своему ребенку разговаривать правильно сами....

Рекомендации родителям по организации игр для развития речи в домашних условиях

Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры назы...