консультация для педагогов: Игры для сенсорного и коммуникативного развития особых детей
картотека
Для привлечения детей с особыми образовательными потребностями к играм со сверстниками следует двигаться в плавном, пошаговом ритме.
Расскажу как поэтапно это делаю я.
На первом этапе - мы позволяем малышу наблюдать со стороны происходящее, затем некоторые простые действия озвучиваем. Играем в самые простые игры, с тем материалом, который интересен малышу: «Передай другому предмет», «Прокати машинку или мячик», "Построим из кубиков", "Найди место большому пазлу на поле мозаики" и другое. Это игры с выполнением действий, которые не требуют больших усилий и временных затрат от малыша.
Пробуем привлечь ребенка к игре, предлагая ему игровой материал . При необходимости оказываем поддержку на различных уровнях (полная физическая или частичная, устная, указательным жестом, моделирование действий на аналогичном материале - в зависимости от уровня развития возможностей малыша). Пощщеряем ребенка и хвалим за результативные действия.
На втором этапе – более сложные игры, гдк необходимо не просто коммуницировать со сверстником или играть, а еще необходимо решать какую-либо задачу. Мы показываем ребенку, что действовать с другими детьми в едином поле/пространстве это безопасно и может приносить позитивные эмоции:
А) На этом уровне мы подбираем игры, где ребята могут свободно брать единый игровой материал, без ссор за предметы (они одинаковые или похожие и их много). Хвалим ребенка, поощряем. Длительность пребывания на таком этапе индивидуальна. Иногда он идет паралельно с последующими этапами, как закрепляющий состояние безопасности и расширяющий позитивное восприятие социального взаимодействия.
Например игры: "Волшебный мешочек" (возьми у сверстника мешочек, достань 1 предмет и передай мешочек другому), "Собери синие кубики", "Много цвета", "Твердый мягкий", игра в паре "Белый/черный" и другое.
* Тестовые ярлычки: специалисту или педагогу следует наблюдать за присутствием/отсутствием у ребенка напряжения; за потребностью ребенка в поддержке; за желанием ребенка наблюдать за сверстниками; присутствием/отсутствием агрессивных действий; профилактировать эмоциональный и сенсорный перегруз малыша.
Усложнение игр - это игры на активное движение: с одного стола взять и принести заданную игрушку, скатать тенту (см подборку игр: "Веселые ленты"), "Собери у ребят шарики", "Собери у ребят и положи в свой домик" и другое (пишите в комментариях пожелания - составлю еще подборку игр).
Б) Подбираем игры, где необходимо заполнить одно поле или на одном пространстве выполнить заданное действие поочередно со сверстниками.
Есть правила по которым каждому ребенку выдан свой игровой материал и он действиуе им согласно своей очереди - с них лучше всего начинать на этом этапе. Есть правила, когда материал лежит в общем доступе и ребенок берет любую деталь на свое усмотрение: игры с теневыми или контурными рисунками "Найди картинке свое место", «Солнышко сделаем вместе», «Поляна цветов», «Найди своему шарику место», «Выложим в ряд» (используем яркий игровой материал), поочередная игра со стучалкой, с вкладышами (каждому ребенку дан свой вкладыш).
В любом случае игры из этой категории обучают малыша соблюдать дисциплину, придерживаться общих правил, наблюдать за действиями сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подборка игр по сенсорному и коммуникативному развитию | 630.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для сенсорного и коммуникативного развития особых детей
(этапы: «умения учитывать присутствие сверстника» и «организация элементарного взаимодействия»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
для педагогов...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. ...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств,...
Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия)
дидактические игры на развитие музыкального восприятия...
Консультация для педагогов «Игры с ЛЕГО-конструктором для речевого развития детей»
Развитие коммуникативных навыков детей происходит непроизвольно в процессе игры с ЛЕГО-конструктором, предлагаем описание таких игр....
Консультация для педагогов " Игры и упражнения для формирования волевых качеств у детей с задержкой психического развития"
Дети с задержкой психического развития имеют особенности психических процессов, делящихся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познавательной деятельн...
Консультация для педагогов «Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического разви...