Использование приема графического моделирования с помощью кругов Эйлера в различных видах деятельности с дошкольниками.
материал (подготовительная группа)

Черкашина Мария Александровна

Методические рекомендации к работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx161.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад №7 пгт Серышево

Методические рекомендации.

Тема «Использование приема графического моделирования

с помощью кругов Эйлера

в различных видах деятельности с дошкольниками».

воспитатель:

высшей квалификационной категории

Черкашина М. А.

2022г

Содержание методических рекомендаций включает в себя:

- Описание метода наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

- Этапы овладения действием наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

- Методические советы по организации образовательной деятельности детей.

Практическая значимость предлагаемых методических рекомендаций для педагогов связана с включением в их содержание конкретных примеров работы с использованием метода наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия научиться работать с ними.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Одну практичную и удобную модель для решения логических задач предлагает выдающийся ученый Леонард Эйлер.

            Круги Эйлера - это графическая модель, с помощью которой можно наглядно  отобразить  отношения  между  понятиями  или  множествами объектов.

Используя  круги  Эйлера,  ребенок  овладевает следующими элементами логических действий:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез - составление целого из частей;

- выбор критериев для сравнения, классификации объектов;

- выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

Метод наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера чаще всего используется для познавательного развития дошкольников.

Начиная с 4-5 лет детям доступно решение простейших задач с кругами Эйлера, сначала с разъяснениями взрослых, а потом и самостоятельно. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.

Овладение действием наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера по формированию элементарных математических представлений лучше  начать  со  сравнения предметов, у которых присутствует один  общий признак    (например, форма, цвет, размер, толщина),    позже  можно брать два и более признака, в зависимости от индивидуальных особенностей  ребенка.

Для начала вы объясняете детям пространственные понятия «внутри круга» и «вне круга». Важно научить ребенка использовать частицу НЕ для обозначения признака предметов вне круга.

         Воспитатель кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Цель работы с одним кругом - учить классифицировать предметы по одному признаку, понимать и применять логическую операцию отрицания НЕ, не называя её.

         У каждого ребенка в руке один предмет. Дети по очереди располагают предметы в соответствии с заданием воспитателя. Расположите внутри обруча – все игрушки, а вне обруча – все остальные предметы. Затем проводится беседа по следующим вопросам:

 Какие предметы лежат внутри обруча? (игрушки)

       Какие предметы оказались вне обруча?

Неправильно, если дети начинают перечислять все предметы вне обруча.

     - Выразите свойство всех фигур, лежащих вне круга, одним словом.  (Не игрушки) 

Важно то, что внутри обруча лежат игрушки, и никаких других предметов там нет.

Затем мы приступаем к распределению предметов на два круга.

Мы объясняем понятия «внутри круга» и  «вне круга», используя уже два признака.

Дети выполняют эти простые задания:

- Положите внутрь красного круга треугольные фигуры. 

- Положите внутрь синего круга красные фигуры. 

После того как все фигуры размещены, воспитатель задает два новых вопроса:

- Какие геометрические фигуры лежат внутри красного круга? (Внутри круга лежат треугольные фигуры). 

- Какие геометрические фигуры лежат внутри синего круга? (Внутри круга лежат красные фигуры). 

Этот ответ содержится в самом условии только что решенной задачи и формулируется обычно без особого труда. Правильного ответа на второй вопрос приходится ждать дольше.

- Какие геометрические фигуры лежат вне круга?  Выразите свойство всех фигур, лежащих вне круга, одним словом.  (Вне круга лежат НЕ треугольные,  НЕ красные фигуры). 

Наша цель в данном случае - охарактеризовать свойство фигур, лежащих вне круга, через свойство фигур внутри круга.

С дошкольниками можно использовать несколько моделей кругов:

 а) Непересекающиеся круги;

 б) Пересекающиеся круги;

 в) Один круг вложен в другой.

Цель работы над задачами с двумя кругами - развить умение классифицировать предметы по двум свойствам, понимать и применять логическую операцию конъюнкции.

Теперь дети будут работать с двумя кругами или обручами разных цветов (синий, красный) с пересекающимися областями.

Перед решением задач необходимо выполнить ряд упражнений. Лучше всего такие упражнения проводить на групповых занятиях с использованием обручей.

- Обведите границу области внутри синего, но вне красного круга. 

- Обведите границу области внутри красного, но вне синего круга. 

- Обведите границу области внутри синего и внутри красного кругов. 

- Обведите границу области вне синего и вне красного кругов. 

После успешного выполнения подготовительных упражнений можно приступить к решению задач.

После задачи с расположением фигур дети отвечают на четыре вопроса:

Какие фигуры лежат: 

- внутри обоих кругов; 

- внутри синего, но вне красного круга; 

- внутри красного, но вне синего круга; 

- вне обоих кругов? 

Фигуры надо называть, опираясь на два свойства - цвет и форму.

Наряду с логическими задачами можно ставить и задачи подсчета фигур.

Сколько фигур лежит: 

- внутри обоих кругов; 

- внутри синего, но вне красного круга; 

- внутри красного, но вне синего круга; 

- вне обоих кругов? 

Можно усложнить вопрос, добавив к подсчету фигур их признак:

Сколько зеленых фигур лежит вне обоих кругов? 

Дети работают с двумя кругами или обручами разных цветов (синий, красный), и размера (большой, маленький) вместо пересечения двух кругов, когда можно положить маленький круг в большой.  В один из кругов дети кладут картинки с неживыми предметами, в пересечении кругов находятся карточки с транспортом. Обращаю внимание детей на то, что транспорт не может быть живым, он всегда будет находиться в круге с неживыми предметами. Поэтому вместо пересечения двух кругов, можно положить маленький круг в большой.

Выполняя упражнение, дети задумываются: если все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги.

Формирование  умения  понимать  отношения между числами в пределах 5 с помощью кругов  Эйлера лучше начинать рассматривать со  средней  группы,  постепенно  усложняя  их  в  старшей  и подготовительной группе.

Для  наиболее  способных  детей  существуют  сложные  задачи.

Метод наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера можно использовать и в речевом развитии дошкольников.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Такими средствами являются графические модели с использованием кругов Эйлера.

Элементами описательного рассказа являются качественные характеристики объекта:

• принадлежность к родовидовому понятию;

• величина;

• цвет;

• форма;

• составляющие детали;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит)

• за что нравится (не нравится)

Сначала ребенок составляет модель описания предметов по плану. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются в обручи.

 Затем в пересечении кругов выделяются одинаковые признаки предметов. Теперь можно составлять описательный рассказ по данной схеме, определяя сначала сходство, а затем различия предметов.

Например, сравнительное описание собаки и кошки.

         Для начала мы выделяем одинаковые признаки: «Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы». Затем выделяем различия: «Кошка бело-черного цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко, есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей».

Метод наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера можно использовать при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Детям предлагается набор карточек для решения задач. Например:

1. Разложить карточки так, чтобы в одном круге лежало все съедобное, а в другом – фрукты (один круг вложен в другой). Дети определяют предметы, подходящие под описания кругов. Важно обратить внимание ребенка на те, качества, которые присущи объекту всегда.

2. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а другом – овощи (непересекающиеся круги). Дети определяют предметы, подходящие под описания кругов.

3. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были все фрукты, а в другом – все красные предметы (пересекающиеся круги, в пересечении – карточка с яблоком). Сначала дети определяют предмет, подходящий под описания кругов. Каждой из пересекающихся окружностей присваивается какое-либо качество. Затем необходимо найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение.

Во время следующих занятий детям можно предлагать и более сложные задачи, когда в пересечении двух кругов может оказаться не одна, а несколько карточек.

        Итак, в данной методической разработке были рассмотрены основные действия, которые можно производить с множествами, изучены возможности их применения для решения задач, получены методические советы по организации образовательной деятельности детей.

       Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать. 

Это означает, что мы вооружаем детей необходимыми инструментами для дальнейшего успешного обучения в школе. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дидактических игр для речевой активности дошкольников в различных видах деятельности

Дидактические игры играют важную роль при постановке и автоматизации зву-ков, а также обогащают словарный запас у ребенка с недоразвитием речи. При проведении дидактических и пальчиковых игр развивают...

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Использование игр и игровых приемов с дошкольниками в различных видах деятельности»

Основой для овладения слоговым составом слов родного языка является развитие ритмических способностей. Коррекционная работа логопеда по преодолению таких нарушений состоит в развит...

Использование кругов Эйлера в развитии математических способностей у дошкольников

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в восемнад...

Рекомендации для родителей воспитанников 6-7 лет «Использование приема графического моделирования с помощью кругов Эйлера в различных видах деятельности с дошкольниками»

Данный материал содержит рекомендации для родителей воспитанников 6-7 лет «Использование приема графического моделирования с помощью кругов Эйлера в различных видах деятельности с дошкольни...

Использование кругов Эйлера для развития математических способностей у дошкольников»

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены  Леонардом Эйлером в во...

«Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»

laquo;Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»...