ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В. ВОСКОБОВИЧА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ
статья

А. В. Мигунова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В. ВОСКОБОВИЧА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Литвинова Марина Васильевна

воспитатель

Мигунова Анна Владимировна

воспитатель

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В. ВОСКОБОВИЧА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

Аннотация: в статье приведен конспект итогового занятия по окружающему миру, с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича,  целью которого является воспитание бережного отношения к природе родного края как части общечеловеческой культуры.

Ключевые слова: природа Белогорья, природа, развивающие игры, «Фиолетовый лес», Белогор, Белогорочка.

Детство – это самый важный промежуток в формировании личности человека, на данном этапе у ребенка формируются самые первые представления об окружающем мире.

В качестве объектов познания краеведения зачастую используют природу родного края, особенности растительного и животного мира, местные достопримечательности. С помощью краеведения воспитанники начинают понимать, что наш мир – это хрупкий, беззащитный живой организм, жизнь которого зависит от нашего отношения к нему.

С помощью игрового пособия «Фиолетовый лес» дошкольники могут самостоятельно окунуться в просторы родного края и почувствовать себя неотъемлемой частью окружающего мира.

В данной статье, вашему вниманию представлено итоговое занятие по краеведению с детьми старшей группы на тему: «Воды Белогорья», с использованием развивающих пособий В.В. Воскобовича [1].

Конспект итогового занятия по окружающему миру

«Воды Белогорья»

Цель: воспитание бережного отношения к природе родного края как части общечеловеческой культуры; формирование у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на Земле.

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к воде как природному богатству;

Уточнять представления о свойствах воды, расширять представление детей о значении воды для живого на Земле;

Способствовать развитию речевой деятельности, речевого слуха, мелкой моторики;

Развивать умения анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Предварительная работа: чтение экологической сказки «Волшебница Вода. История одной Капли», организация совместной игровой деятельности с детьми с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича, экспериментально-исследовательская деятельность с водой.

Оборудование: развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», игра «Кораблик «Брызг-Брызг»», графический тренажер «Игровизор», рабочие листы «Круговорот воды в природе» и фломастеры на каждого ребенка, комплект «Разноцветные веревочки», сюжетные картинки с водоемами Белгородчины, сказочные герои Белогор и Белогорочка, конверт с письмом, аудиосопровождение.

Ход занятия:

Приветствие. Аутотренинг «Мы - друзья природы».

Утренний ритуал (приветствие).

Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами находимся на природе:

Над нами ярко светит солнце,

Волосы развивает легкий ветерок

Мы глубоко вдыхаем чистый и свежий воздух.

Нам приятно и хорошо.

Нам хочется быть друзьями природы, защищать ее и жить с ней в мире.

Вводная часть.

Воспитатель приглашает детей к «Фиолетовому лесу».

Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло письмо от Белогорочки. Хотите узнать, о чем оно?

«Здравствуйте мои маленькие друзья, я знаю, что вы настоящие друзья Природы и уже многое о ней знаете. В Фиолетовом лесу я видела Белгородское море, в котором очень много воды. А вот что такое вода, для чего она нужна, откуда она берется? Я не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать все тайны воды» [2].

Основная часть.

Воспитатель: Белогорочка предложила отправиться нам в путешествие на кораблике «Брызг-Брызг», но сильный ветер сорвал паруса. А сейчас, давайте под руководством Белогора подготовим корабль к путешествию (дети проходят за столы).

Белогор отдает команду: «Надеть паруса на мачты» (работа с корабликом «Брызг-Брызг»).

Воспитатель: Наш корабль готов. Пора отправляться в путешествие. Закройте свои глаза и послушайте, как плещется вода. (Звуки плещущейся воды).

А по дороге нас ждут несколько остановок-станций, вот и первая из них.

Станция «Лес на Ворскле».

Белогор: Ребята, заповедный участок площадью 1038 га образован в 1922 году. Участок расположен на правом берегу реки Ворскла. Заповедный участок был создан с целью охраны единственного сохранившегося нетронутым массива приречных дубрав, типичных для среднерусской лесостепи.

Станция «Исследователи».

Воспитатель: Друзья, в нашей исследовательской лаборатории мы с вами проводили опыты с водой и уже знаем, какими свойствами она обладает. Давайте и Белогору с Белогорочкой расскажем о них.

(Дети рассказывают о свойствах воды, воспитатель выкладывает на коврографе «Фиолетовый лес» карточки-условные обозначения).

Воспитатель: Ребята, Белогорочка очень хочет узнать, откуда же берется вода. Давайте же ей расскажем о таком природном явлении как «Круговорот воды» и покажем, как же путешествуют капельки.

(Дети работают на «Игровизоре», рассказывают и показывают, как происходит круговорот воды в природе. В работе используются схемы для графического тренажера на которых изображен «Круговорот воды в природе»).

Воспитатель: Скажите, а, чтобы стало на планете, если бы вода перестала испаряться? Если бы ее вообще не стало? (Ответы детей).

Воспитанники выставляют схему-модель о значимости воды в жизни человека, животных и растений. Объясняют, кому и зачем нужна вода и какую пользу она приносит.

Физкультминутка.

Игра «Капельки».

Стали капельки спускаться и на землю отправляться

Порезвились, поигрались, в ручейки потом собрались

Вместе встретились потом и стали бурною рекой

Плывут капельки в реке, путешествуют везде

Вдруг попали в океан и вспомнили про тучек-мам

Мамы каплям говорили, чтобы дома капли были

Тут и солнышко пригрело, наши капельки нагрело

Стали капельки легки, потянулись вверх они

Испарились под лучами и вернулись к тучке-маме.

Воспитатель: продолжаем наше плавание. Вот уже и виднеется следующая пристань, давайте причалим к ней.

Станция «Белгородчина».

Воспитатель: Где мы с вами живем?

А почему называется Белгородчина? (Потому что областной город Белгород, был построен рядом с белой горой).

А почему же вода в нашем крае замерзает? (Она пресная).

- Ребята, вы же помните, что все водоемы на нашей планете делятся на два вида: соленые и пресные.

Давайте расскажем Белогору и Белогорочке, какие же рыбы живут в пресной воде, а какие в соленой.

(Дети выбирают картинки с изображением пресноводных рыб и выкладывают их на Белгородское море в «Фиолетовом лесу»).

Белогор: Ребята, вот и подходит наше путешествие к концу, впереди нас ждет последняя пристань.

Станция «Драгоценная вода».

Воспитатель: Давайте вспомним, а как мы дома и в саду используем воду. (Ответы детей).

А кто ответит, почему нужно бережно относиться к воде, ведь на нашей планете ее очень много? (Ответы детей).

Как мы уже с вами говорили, вода есть пресная и соленая. Так почему же пресная вода так важна для всего живого на земле? (Ответы детей).

Вывод: запасы пресной воды не так и вели на Земле. Ее не столько и много. Вот поэтому нужно беречь пресную чистую воду.

Воспитатель: Ребята, давайте подарим Белогорочке наши маленькие открытки, с изображением нашей родной Белгородчины, которые мы с вами сделали на прошлом занятии. Чтобы она вспоминала о нас.

Белогор: Пора заканчивать наше путешествие и возвращаться домой. Наш кораблик «Брызг-Брызг» готов, можно отправляться в путь.

Заключительная часть.

Дети проходят к «Фиолетовому лесу» и садятся на стульчики.

Белогорочка: Друзья, мне очень понравилось путешествие вместе с вами, я узнала много нового и интересного о воде. Надеюсь, что вы будете беречь природу родного края и заботиться о ней.

Список литературы

1. Адлер В.Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников: методические рекомендации / В.Н. Адлер, О.Н. Черисова; под ред. Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – с. 80.

2. Методическое пособие из опыта работы «Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» / Т.С. Резанова, Ю.Л. Кальченко, И.В. Площадная и др.; под ред. Л.В. Серых. – Белгород: «Графит», 2017. – с. 260.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с природой родного края.

Статья и методические пособия (мнемотаблицв и дидактические игры) по озникомлению дошкольников с природой родного края...

Мониторинг "Сформированность представлений старших дошкольников о природе родного края и ее особенностях"

Материал содержит подробный инструментарий  и критерии уровней знаний детей о природе родного края   и ее особенностях,.показатели мониторинга....

выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края

Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природа родного края»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природа родного края»...