Уровни взаимоотношений в сюжетно -ролевых играх.
статья

Жидкова Мария Михайловна

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urovni_vzaimootnosheniy_v_syuzhetno-rolevyh_igrah.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ личности закладывается в дошкольном возрасте.

      Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники. В то же время, результаты последних исследований показали, что больше всего проблем, трудностей и отклонений наблюдается в сфере общения дошкольников со сверстниками. Около четверти детей обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками. Они не могут найти решение даже наиболее типичных трудностей в общении с партнёрами, что свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности. Большая часть самостоятельных решений, предложенных детьми, имели явно агрессивный характер.

Учитывая значимость общения для всех направлений развития психики и личности детей, данные результаты побуждают обратить особое внимание на состояние коммуникативной сферы дошкольников.

       Воспитатель-практик должен считаться с тем, что одногруппники в детском саду, товарищи по играм во дворе, компания дачных приятелей или подруг - это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. Но обычно взрослые мало задумываются над тем, какими именно способами дети воспитывают друг друга.

        Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Наличие детского общества - наиболее благоприятное условие для развития игры. В игре ролевые и реальные отношения. Ролевые - определяются содержанием, правилами игры. Реальные отношения проявляются по поводу игры.

На основе реальных отношений формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению.

        Сюжетно-ролевая игра - это метод, создающий фундамент для успешной социализации; основа для становления произвольности действий; среда для формирования межличностных отношений. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.

В своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием коллективных игр у детей воспитываются нормы коллективного поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы игры, становясь общими нормами их поведения». В этих условиях уже на уровне дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как членов определенного коллектива, чувство «Мы».

Игра создает зону ближайшего развития не только для развития личности дошкольника, но и для развития группы на пути ее становления как коллектива.

Уровни взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми. Исследования, проведённые в этой области, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства:

1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей (ребёнок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям).

2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть.

3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребёнка складывается понимание, как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, считаться с другим (потесниться, обменяться игрушкой или уступить свою). Н а этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих.

4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребёнок на какое - то время подчиняет свои действия общему замыслу. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел ещё не устойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нём. Кто-то может выйти из игры, что приведёт к её распаду, к конфликтам.

5. Уровень длительного общения - взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует.

6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединённые дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

      Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе. На основании сказанного можно заключить, что сюжетно-ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.

Список источников:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] (Приказы и Письма Министерства образования и науки) – Москва: Сфера, 2016. – 82 с.

2. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеев. – Москва: Просвещение, 2008. – 150 с.

3. Бабаева, Т.И., Римашевская, Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. – Санкт-Петербург:                   ДетствоПресс, 2012. – 145 с.  

4. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Н. Ф. Губанова. – Москва:  МозаикаСинтез, 2008. – 279 с.

5. Дирксен, О. В. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников [Текст] / О. В. Дирксен // Наука и образование сегодня. – 2018. - № 3. – С. 116-117.

6. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире[Текст] / C. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 9. - С. 98-101.

7. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду[Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва: ЛИНКА – ПРЕСС, 2009. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

О влиянии сюжетно ролевой игры на формирование доброжелательных взаимоотношений среди свертников. Описание опыта работы по этой проблеме....

Формирование доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

О влиянии сюжетно ролевой игры на  формирование доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Описание опыта работы....

«Развитие социальных представлений о нормах взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх»

Задачи воспитания и развития детей, игровыеи умения, творческие умения, коммуникативные умения. Теоритическая часть...

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх...

Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...