"Развивающие игры в развитии познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте"
статья (старшая группа)
В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арттерапия.
На протяжении долгого времени арттерапия (буквально «терапия искусством) успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artterapiya_kak_sredstvo_ukrepleniya_emotsionalnogo_zdorovya_doshkolnikov.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Арттерапия как средство укрепления эмоционального здоровья дошкольников.
В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арттерапия.
На протяжении долгого времени арттерапия (буквально «терапия искусством) успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции (Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки), Китае (музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины), Индии (индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки). В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. В России по инициативе В.М.Бехтерева в 1912 г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В России во второй половине ХХ в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, специальной.
В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами в развитии осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арттерапии.
В последнее время арттерапия всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды. Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности, показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают. Музыкотерапия может быть представлена в форме рецептивной (пассивной) и активной (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.
Кинезитерапия.
Активная музыкотерапия может выражаться форме танцтерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной деятельности ребенка под музыку и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезитерапии.
Танец – это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Положительный эффект использования танцтерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний подтверждается рядом исследователей (В.М.Бехтерев, А.М.Берштейн, В.А.Гиляровский и др.).
Коррекционная ритмика (основатель метода – швейцарский композитор, педагог Э.Жак-Далькроз) – вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Ритмические упражнения оказывают положительное воздействие на детей с повышенной возбудимостью, влияют на общий тонус, моторику, общее психоэмоциональное состояние, тренировку подвижности центральной нервной системы.
Психогимнастика (авт. М.И.Чистякова) – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, игры, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Имитация детьми различных состояний имеет психопрофилактический эффект.
Имаготерапия.
Имаготерапия (от лат.imago – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Достижение психокоррекционного эффекта обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для этого используется творческая активность личности.
Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама.
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.
Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.
Психодрама (основатель – психолог, психотерапевт Дж.Морено). Сущность метода состоит в том, что «актеры» - пациенты играют не готовые роли, а свободно разыгрывают импровизацию проблемной ситуации. Результатом психодрамы является катарсис, при этом катарсис распространяется как на «актеров», так и на зрителей психодрамы.
Сказкотерапия.
Наиболее приемлемой методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии – сказкотерапия. Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательность этого жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Изотерапия (рисуночная терапия).
Один из наиболее распространенных видов арттерапии. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.
Итак, психокоррекция с помощью разных видов арттерапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей, обеспечивают коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере, их психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов, способствуют эмоциональному здоровью посредством соприкосновения с искусством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые задания, направленные на развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста
подборка игравых заданий которые помогут педагогам и родителям развить познавательные способности ребенка...
Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика Мишки»
Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика М...
Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая игра как средство развития познавательных процессовдетей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста
Коррекция и развитие познавательной сферы детей 6-7 лет, подготовка к школе...
Развивающие игры в развитии познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте.
Развивающие игры...
"Развивающие игры в развитии познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте"
laquo;Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!» Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное ...
Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как ...