"Развивающие игры в развитии познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте"
статья
«Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!» Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для малышей словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель - познание мира - остается неизменной. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей взрослых - воспитателей и родителей - на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть.
Родители - первые наставники своего ребенка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь, зависит от его ближайшего окружения. Молодые родители все чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Ни один из оппонентов еще не высказал мнения о том, что раннее развитие - вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребенка в возрасте до трех лет особенно восприимчив к информации и может усваивать ее в достаточно большом объеме. По утверждениям специалистов, именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта.
Начиная с трехлетнего возраста ребенок переходит в разряд дошкольника. Но присвоение такого «солидного» статуса не должно вводить в заблуждение родителей, стремящихся немедленно начать подготовку к школе и обременяющих детей утомительными занятиями по обучению счету, чтению и письму. Взрослые должны помнить, что ребенка на данном возрастном этапе нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательным и усидчивым. Малыш просто физически не способен на это - все системы его организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но ребенка можно увлечь, заинтересовать и развить в полной мере его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал посредством создания игровых ситуаций. Занятия в игровой форме помогут развить у ребенка ловкость, наблюдательность, образное мышление, память.
Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, и задача взрослых - сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. В этом помогут развивающие игры.
Что они дают? В основу развивающих игр положены два принципа обучения - от простого к сложному и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.
Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
В-пятых, играя в эти игры с малышами, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Характерными особенностями игры являются:
- выполнение разнообразных практических действий;
- широкое использование дидактического материала;
- выработка навыков ориентирования на плоскости и в пространстве;
- не только формирование представлений в практической деятельности, но и их широкое использование в быту, игре, труде, то есть разнообразной деятельности.
Использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
1. Организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач.
2. Систематизация и классификация игры по предложенным задачам.
Все игры должны быть подобраны с учетом развития детей. Правила игр должны требовать от них не просто повторения тех или иных действий, а приучать выполнять работу осмысленно.
3. Включение развивающих игр с проблемно-поисковыми задачами и осуществление взаимодействия педагога с ребенком.
Развивающих игр множество. Можно придумать и свои собственные - все зависит от фантазии и творчества взрослого, желаний малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Статья на тему :"Развитие позновательной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности."...
Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая игра как средство развития познавательных процессовдетей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста
Коррекция и развитие познавательной сферы детей 6-7 лет, подготовка к школе...
Дидактические игры по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Игра имеет огромное значение в развитии ребенка. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательных действий....
Развивающие игры в развитии познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте.
Развивающие игры...
"Развивающие игры в развитии познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте"
В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе ...
Интерактивные игры для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Цель: развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста....