Общественное дошкольное воспитание в Великобритании
презентация
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvennoe_doshkolnoe_vospitanie_v_velikobritanii_wecompress.com_.pptx | 472.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великобритания – страна с уникальной культурой и традициями. Английская система образования считается одной из лучших в мире, британские образовательные программы соответствуют самым высоким стандартам. Дошкольное образование в Великобритании появилось благодаря добровольному движению оказания помощи детям из бедных рабочих семей. В 1816 году Роберт Оуэн открыл первый детский сад для детей служащих своей фабрики в Шотландии. В начале ХХ века по инициативе сестер Макмиллан были открыты детские сады, в которых основное внимание уделялось заботе о здоровье и хорошем питании малышей бедных родителей.
Этапы развития В 1988 году в силу вступил Закон «Об образовании», который устанавливал не только образовательные стандарты, но и базовую оценку уровня психического развития детей при приеме в школу. В Англии, Шотландии и Уэльсе обязательное обучение начинается с 5 лет, в Северной Ирландии – с 4 лет. Эти сроки начала обучения являются самыми ранними в Европе. Дошкольное образование попало в разряд приоритетных направлений лишь в 1996 году, когда был принят закон о системе дошкольного образования. Его целью было «улучшение качества и повышение стандартов образования в детских садах… увеличение финансирования раннего образования». В рамках предложенной системы устанавливался особый учебный план, выполнение которого являлось условием соответствия дошкольного учреждения требованиям государственной системы образования. Значительное внимание уделялось детям со специальными нуждами и детям, для которых английский – неродной язык. Важно заметить, что не во всех странах существует различие между уходом за ребенком и его обучением, в то время как и то, и другое в Великобритании признано необходимым. В Соединенном королевстве действуют 25 типов учреждений, оказывающих подобные услуги, поэтому образовательная система здесь разнообразная и неравноценная.
С 1997 года в Англии осуществляется реформа раннего образования. До этого времени подход к раннему обучению и уходу за ребенком не был систематизирован – дошкольное учреждение могло предоставлять любые образовательные программы и услуги. Это привело к распространению «уникальных» подходов, не сводимых в единую образовательную систему. Качество образовательных услуг варьировалось. Хотя английское дошкольное образование детей 3–4 лет заслужило репутацию одного из лучших в Европе, в самой Великобритании к началу 90-х годов прошлого века получить его могли лишь 20% детей. Реформа была направлена на разработку единого образовательного курса для детей 3–4 лет. В 1998 году в развитие дошкольного образования было инвестировано более 15 млрд долларов. И если до 1997 года в Великобритании не было ни одной частной сети дошкольных образовательных учреждений, то сейчас их насчитывается более 20.
Государственное финансирование детский сад получает только после прохождения государственной аккредитации. Инспекция детских садов проводится независимыми экспертами, а ее результаты публикуются в открытых информационных источниках. По итогам государственной проверки 1997 года 77% дошкольных учреждений не соответствовали принятым стандартам: в детских садах отсутствовали подробные образовательные планы, не была представлена система мониторинга развития детей, не обозначена четкая связь между различными аспектами образовательных программ. В 40% экспертных отчетов отмечена слабая осведомленность педагогов о ходе детского развития; отсутствие сбалансированной системы взаимодействия между деятельностью, инициированной самим ребенком, и деятельностью, организованной педагогом в соответствии с образовательной программой. Сейчас эти проблемы частично преодолены, однако значительные различия в подготовке воспитанников детского сада и очевидно завышенные ожидания школы относительно умений, которыми должен обладать выпускник дошкольного учреждения, создают целый ряд противоречий между теоретическим взглядом на то, как должен развиваться ребенок, и реальной педагогической практикой.
Подход к образованию Традиционно образование в Великобритании считается направленным на ребенка, а не на образовательный предмет или на учителя. Такой подход обусловлен историей английского образования, на развитие которого оказали влияние Руссо, Фребель , Монтессори , считавшие необходимым развивать индивидуальность детей и защищавшие их самостоятельность. Основные цели дошкольного образования: удовлетворение нужд каждого ребенка, его интересов, уважение к различиям между детьми. При этом предполагается, что ребенок внутренне мотивирован к обучению, любопытен и энергичен по своей природе. Обучение должно проходить преимущественно во время игры, инициированной самим ребенком. Основная задача взрослого сводится не к инструктированию, а к поддержке игры, предоставлению ребенку разнообразного материала для исследования.
Великобритания — страна с богатым опытом в сфере обучения и развития дошкольников. Дошкольное образование здесь предоставляется детям в возрасте от 2 месяцев до 5 лет, но большинство малышей начинают посещать дошкольные учреждения в 2—3 года. В настоящее время практически все дети 3—5 лет охвачены дошкольным образованием. Количество детей, получающих бесплатное образование, постоянно увеличивается. Это происходит в результате внедрения с 1998 года специальной правительственной программы. Согласно ей, дети четырёхлетнего (а с 2004 года и трёхлетнего) возраста имеют право на бесплатное дошкольное образование в объёме 12,5 часов в неделю на протяжении 38 недель в год. Это право их родители могут реализовать не только в государственных, но и в частных и некоммерческих дошкольных учреждениях, если таковые участвуют в данной программе.
В Англии функционируют дошкольные учреждения разных типов. Они различаются по источникам финансирования, целям, содержанию и режиму работы, контингенту детей, особенностям организации своей деятельности. Это ясельные школы для детей 2—5 лет (иногда это название переводится на русский язык как «детские сады») и классы, дневные ясли, семейные, игровые и ясельные центры, клубы матери и ребёнка, игровые группы, библиотеки игрушек. Дошкольное образование обеспечивают также нулевые или подготовительные классы школ (так называемые приёмные классы) и частные няни, многие из которых стремятся получить государственную аккредитацию. Наибольшей популярностью у родителей пользуются игровые группы, делающие акцент на социальном развитии ребёнка, а также ясельные школы и подготовительные классы как заведения прежде всего образовательного типа.
Дошкольные учреждения Великобритании рассчитаны в основном на 70—80 детей. Количество малышей в группе зависит от их возраста и типа учреждения. Соотношение педагог — дети колеблется в пределах от 1:8 до 1:30. В среднем на одного взрослого приходится 13 малышей. С одной группой обычно работают двое взрослых. В дошкольных учреждениях образовательного типа это педагог дошкольного образования или воспитатель и ассистент педагога или воспитателя. (Эти квалификации различаются уровнем и сроками подготовки специалистов, в должностные обязанности входит педагогическая работа.) В игровых группах это руководитель группы с помощником. Если детей в учреждении немного (до 50), деление на группы может отсутствовать. Трое-четверо взрослых одновременно работают со всеми дошкольниками. На практике распространены разновозрастные группы.
В Англии не существует жёстких требований к зданию дошкольного учреждения: оно может занимать часть жилого дома, школы или представлять собой самостоятельную постройку. Размеры прилегающей уличной территории также различаются. Внутри помещения пространство нередко организуется в соответствии с «открытым планом»: смежные комнаты разделены перегородками, и дети свободно перемещаются по всему дошкольному учреждению. В нём предусмотрено наличие стеллажей для книг и игрушек, столов с настольными играми, в том числе для занятий письмом. Специально оборудуются уголки для игры с песком и водой, рисования, зона конструктивно-строительных игр, кукольный домик. Могут выделяться тихая зона, живой уголок, есть компьютеры, пианино, спортивная стенка.
Режим работы дошкольного учреждения определяется его типом. Большинство начинают приём детей не раньше 8 утра. Дневные ясли, как правило, открыты до вечера (18.00). В игровые группы, библиотеки и клубы дети приходят на несколько часов в день по расписанию. Ясельные школы и классы работают до 15.00—15.30. Если ребёнок остаётся в ясельной школе до её закрытия, считается, что он получает полное дошкольное образование. Вместе с тем распространены группы неполного дня (до 11.30—12.00). В связи с нехваткой мест многие дети посещают группы краткосрочного пребывания. Приходящие на полный день обеспечиваются обедом, остальным предлагаются молоко, сок, печенье и фрукты.
Не существует и строго фиксированного распорядка дня. Обобщая анализ режимов различных дошкольных учреждений, можно выделить время деятельности (игры в помещении и на улице, подгрупповые и индивидуальные занятия, чтение книг или рассказывание историй), время уборки, время в кругу для подведения итогов дня. Иногда проводится утренняя беседа с детьми (обсуждение новостей и совместное планирование дня). В группах длительного пребывания организуется дневной сон. Количество занятий не ограничено. Чаще это одно или два занятия, построенные на основе какого-либо вида деятельности или темы (например, дидактическая игра на развитие математических представлений, подготовка к празднику или приготовление лапши в микроволновке). Популярны экскурсии как на природу, так и в местные библиотеки, музеи, садоводческие центры, на фермы.
До 1999 года в английском дошкольном образовании не было обязательной реализации единой программы. Каждое дошкольное учреждение самостоятельно формулировало цели своей работы, при этом большинство ориентировалось на социальное, интеллектуальное, физическое и творческое развитие детей. В 2000 году британское правительство ввело так называемую базовую ступень, которая включает дошкольные учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании и предоставляющие образование детям 3—5 лет. Базовая ступень распространяется и на негосударственные учреждения, если они получают определённые правительственные субсидии. Все эти учреждения обязаны следовать единой государственной образовательной программе — «Программа-руководство для базовой ступени». Образовательные программы для разных ступеней носят название « Куррикулум » . Это понятие несколько шире содержания программы. Оно подразумевает весь педагогический процесс — «всё что дети делают, видят, слышат или чувствуют в дошкольном учреждении, как заранее планируемое, так и непланируемое». Введение единого программного документа в значительной степени регламентирует и структурирует учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях Великобритании.
Содержание «Программы-руководства для базовой ступени» распределено по семи областям обучения и развития : социально-личностному, эмоциональному, речевому и математическому развитию, ознакомлению с окружающим, физическому и творческому развитию. Личностно-социальное и эмоциональное развитие ребёнка на первом месте . Считается, что оно закладывает фундамент для успешной реализации в остальных областях. Сфера личностно-социального и эмоционального развития представлена достаточно широко. Она содержит в себе элементы нравственного воспитания, формирование культуры поведения и личной гигиены, налаживание взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Сюда же относится и воспитание этики межнациональных отношений, а также формирование положительного образа своего «Я» и интереса к учёбе.
Содержание речевого и математического развития очень насыщенно и направлено на подготовку к школьному обучению. Однако заявленные задачи должны быть решены уже к шестому году жизни ребёнка. Так, дети 4—5 лет пишут и читают отдельные слова и несложные предложения, устанавливают взаимосвязь между буквами и звуками, решают простые арифметические задачи. В подготовительных классах школ введены ежедневные часовые занятия по подготовке к обучению грамоте и математике.
В разделе «Ознакомление с окружающим» под окружающим подразумевается как предметный мир, так и природа: азы естественно-научных предметов, географии и истории, дизайна и информатики, национальной и мировой культуры. В этот раздел входит и конструирование. Большое внимание в английских дошкольных учреждениях уделяется информационно-коммуникационным технологиям, которые являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Детей учат пользоваться последними достижениями науки и техники: компьютерами, игрушками с дистанционным и программным управлением, бытовыми приборами, даже записывающей техникой и микроскопами (все дошкольные учреждения в Англии оснащены компьютерами; наличие других видов техники обусловлено возможностями и типом конкретного учреждения).
Экологической тематике также отводится значительное место, но практическое решение задач экологического воспитания во многом ограничено возможностями учреждений (живые уголки — редкость, т.к. не все учреждения располагают значительной территорией)
Физическое развитие в программе рассматривается в двух аспектах. Во-первых, ребёнок, осваивая основные движения и развивая физические качества, должен приобрести уверенность в своих физических силах. Во-вторых — познать практическую ценность таких понятий, как «здоровье» и «физическая активность». При этом занятия по физическому воспитанию со специалистом не предусмотрены, а наличие спортивного инвентаря или оказание дополнительных услуг (например, обучение плаванию) варьируется от учреждения к учреждению. Творческое развитие включает совершенствование изобразительных навыков, музыкальности, танцевальных умений, навыков творческого рассказывания, ролевой игры. Наиболее существенным представляется предусмотренное в программе высвобождение фантазии ребёнка, овладение им различными способами самовыражения. Занятия изобразительной или музыкальной деятельностью, как правило, проводятся неспециалистами, поэтому воспитатели стараются максимально организовать предметную среду для развития творческих способностей детей — сами поют и танцуют.
Оборудование в помещениях и возможности Столы в разных концах комнаты, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. Каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему интересно в данный момент. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией). Старшие группы Учат алфавит, Решают несложные задачи, Учатся писать буквы Младшие группы Изучают различные предметы и их назначения. Такие занятия проводятся в течение десяти пятнадцати минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более в игрушках недостатка нет – здесь всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок. Обязательное правило: После игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Убирают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песни, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют лепят из глины. Затем осуществляют прогулку на специально отведенных площадках
Как стать воспитателем Чтобы получить разрешение на работу в детском саду, нужно иметь соответствующую подготовку. Она составляет либо три года основного и один год дополнительного обучения, либо четыре года обучения в разных образовательных структурах. Лишь 20% педагогов имеют статус бакалавра. Помощник педагога или няня должны пройти специальную 15-часовую подготовку. Подобное обучение предлагают многие образовательные ассоциации, которых сейчас становится все больше. Несомненным достоинством подготовки специалистов в Великобритании является ее высокую практическую направленность. Более 50% занятий проводится на базе дошкольных образовательных учреждений (в сравнении с этим в Испании данный показатель составляет 12%, в Италии и Дании – 20%, во Франции, Бельгии и Нидерландах – 25%, в Германии и Швеции – 30%). По оценкам специалистов, количество рабочих мест в области дошкольного образования Великобритании в течение ближайших 10 лет увеличится на 250 000.
Вывод Как мы видим, система дошкольного образования Великобритании направлена на поддержку инициативы ребенка. Это выражается, например, в том, что занятия строятся в соответствии с активностью дошкольника. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности детей. Однако такая позиция приходит в противоречие с практикой школьного образования, что вынуждает педагогов дошкольных учреждений готовить детей к школьному обучению и формировать у них конкретные навыки чтения, письма и счета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольное образование в Великобритании
презентация...
Статья из журнала "Дошкольное образование".Дошкольное воспитание в Великобритании
Статья из журнала "дошкольное образование" мне как педагогу очень понравилась, и хотелось предложить её коллегам по работе, посто порадоваться английских детей и педагогов.....
Как я представляю себе дальнейшее развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране...
Хочется ответить словами Н.И.Пирогова, выдающегося хирурга, великого русского ученого: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком». Я была на Украине в Музее-усадьб...
Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом
Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом...
Аделаида Семёновна Симонович (урождённая Бергман) — педагог, издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания, основатель первого в России детского сада
Аделаида Семёновна впервые в России обосновала значимость общественного воспитания детей: «Первыми природными воспитателями являются родители, и по преимуществу в первое время жизни ребенка &mda...