Программа Вдохновение
статья (старшая группа)
Основная задача Программы — предоставить детским садам современную научно-методологическую, методическую основу для разработки собственных основных образовательных программ, а также педагогический инструментарий и практические примеры осуществления образовательной деятельности на современном уровне. Решение этой задачи позволит добиться высокого качества современного дошкольного образования в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_nmts.docx | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные требования к качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. С целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы.
Детский сад сегодня – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. Основным двигателем для слаженной и эффективной работы этого механизма является педагог. Педагог, знающий принципы и основы качественной педагогики и владеющий умениями организовать эффективный, ориентированный на ребенка образовательный процесс.
Принципы и подходы программы лежат в основе нормативной базы современного дошкольного образования РФ. Авторы программы являются соавторами ФГОС ДО, Примерной основной образовательной программы, научно-методического обеспечения исследований качества дошкольного образования Рособрнадзора. Программа детализирует карту совершенствования российского дошкольного образования на уровне образовательных целей, содержания, процесса и условий
Руководитель авторского коллектива В.К. Загвоздкин
Авторский коллектив программы: Л.В. Свирская, И.Е. Федосовой
Особенность программы: ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности. Практические примеры и советы, которыми насыщена программа, - это «ярмарка идей», по которой педагоги смогут найти как готовые решения, так и основу для создания своих оригинальных решений образовательных задач.
Целью Программы является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, сообразное актуальной социокультурной ситуации
детства и требованиям современного общества и государства, через создание системы образовательных процессов и условий, поддерживающих активное участие детей в образовательной деятельности, обеспечивающих индивидуализацию их развития и позитивную социализацию.
Программа ориентирует детские сады на создание мотивирующей образовательной среды (далее — Среды) для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого их воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и ограничений.
Среда в соответствии с Программой формируется как ценностно ориентированная, управляемая согласно определенным принципам и динамично развивающаяся система субъектов образовательной деятельности (детей и взрослых), механизмов их взаимодействия и условий, таких как психолого-педагогические, организационные, кадровые, материально-технические, финансовые и др.
Среда, предлагаемая Программой, предоставляет ребенку возможности для развития по индивидуальной образовательной траектории через общение, игру, исследование, различные формы познания окружающего мира и другие формы детской активности.
Основная задача Программы — предоставить детским садам современную научно-методологическую, методическую основу для разработки собственных основных образовательных программ, а также педагогический инструментарий и практические примеры осуществления образовательной деятельности на современном уровне. Решение этой задачи позволит добиться высокого качества современного дошкольного образования в России.
Концептуальные положения заложенные в программе Вдохновение:
Социальный конструктивизм. В основе Программы лежит понимание развития ребенка, предлагаемое отдельными положениями теории конструктивизма (Ж. Пиаже, Э. Глазерсфельд), теорией социального конструктивизма (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Бруннер), теорией экологических систем У. Бронфенбреннера и других современных теорий детского развития. Социальный конструктивизм, согласно современным научным представлениям, является более совершенной теорией, нежели предшествующие • теории созревания или самораскрытия («природные задатки определяют развитие»), которые ведущую роль в развитии ребенка отдают биологическим факторам. Последователи данных теорий отводят и ребенку и взрослому пассивные роли в образовательном процессе (их роли незначительны в сравнении с биологическими факторами), а деятельность дошкольных организаций ограничивают присмотром и уходом; • теории внешнего формирования («развитие ребенка определяется внешними воздействиями, формируется окружением»). Такие теории утверждают, что в развитии ребенка ведущую роль играет активный взрослый, который должен «развивать, формировать, укреплять, передавать знания и т. п.», оставляя ребенка в пассивной роли «потребителя готовых знаний». Последователи данного подхода предлагают образовательные программы с жесткой внешней регламентацией деятельности детей, требуют от педагогов детализированных рабочих программ, календарного планирования детских занятий «сверху», сформированного без учета детской инициативы и других ситуативных социокультурных факторов; • теории конструктивизма, согласно которым дети самостоятельно конструируют знания и смыслы в процессе взаимодействия с окружающей средой, соотнося имеющиеся представления о мире с опытом, полученным от реального взаимодействия с ним, и корректируя их в соответствии с результатами сравнения (Ж. Пиаже и др.). В соответствии с конструктивистскими представлениями ребенку принадлежит ведущая роль в его развитии. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, не затрачивая усилий на излишнюю рефлексию и рассуждения. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Задача взрослых — создать условия, среду для такого «впитывания». Основной лозунг образовательных программ, работающих согласно идеям конструктивизма, — «Помоги мне это сделать самому» (М. Монтессори). Один из представителей радикального конструктивизма, Э. Глазерсфельд, считал, что знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом; функция познания носит адаптивный характер и служит для организации представлений о реальном мире в процессе реального взаимодействия с ним. Социальный конструктивизм, с одной стороны, основан на идеях конструктивизма и поддерживает принцип активности ребенка, с другой стороны, утверждает, что развитие ребенка — это социальный процесс, и акцентирует внимание на социальных ситуациях развития, а также на культурном контексте, в котором растут дети. Развитие ребенка в данной модели мыслится от социального к индивидуальному, а не наоборот. Идеи социального конструктивизма были впервые озвучены в трудах российского ученого Льва Семеновича Выготского, который показал, что значения и смыслы являются продуктом социального и культурного конструирования, происходящего в процессе межличностного взаимодействия, общения и других форм социальных отношений. Согласно его культурно-исторической тео рии, которую также называют социокультурной теорией, на развитие психики оказывают влияние не только биологические факторы (результат биологической эволюции животного мира), но и культурный контекст (результат исторического развития общества). Культура — ценности, убеждения, обычаи и навыки социальной группы — передается следующему поколению. Социальное взаимодействие между детьми и взрослыми необходимо для формирования способов мышления и поведения, соответствующих культуре, в которой растет ребенок. В процессе совместной деятельности со взрослыми или другими компетентными сверстниками («экспертами») ребенок усваивает их культурно-исторический опыт и переводит его из внешнего в свой внутренний мир. Усвоенный опыт в дальнейшем влияет на деятельность подрастающего человека. Л. С. Выготский установил, что главным источником детского развития, нового опыта является изменяющаяся социальная среда — социальная ситуация развития — «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Он подчеркивал, что диалоги с «экспертами» приводят к непрерывным изменениям в когнитивной сфере ребенка и в том числе формируют отличия между когнитивными способностями детей, растущих в разных культурах. Л. С. Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития» — это «область не созревших, но созревающих процессов», охватывающая задачи, с которыми ребенок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; уровень, достигаемый ребенком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. Особое внимание ученый уделял влиянию речи на развитие психических процессов. Он утверждал, что дети интериоризируют (переводят из внешнего в свой внутренний мир, присваивают) существенные особенности диалогов со взрослыми, когда те помогают им осуществлять социально значимую деятельность. Затем дети используют эти «присвоенные» диалоги для управления своим мышлением в момент приобретения новых навыков. Например, маленький ребенок, проговаривающий себе вслух инструкцию по надеванию ботинок, уже начал использовать те же самые команды, которыми до этого пользовался взрослый, чтобы помочь ему справиться с этой задачей. По мере взросления эта внешняя речь, представляющая собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры или других форм детской активности, постепенно обеззвучивается, становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной, с преобладанием глагольных форм, и в школьном возрасте преобразуется во внутреннюю речь. Одним из последователей Выготского был психолог и педагог Джером Бруннер. Согласно теории Бруннера, «собственно обучение представляет собой лишь малую часть того, каким образом культура подготавливает ребенка к жизни», образование в широком смысле не сводится к освоению образовательных стандартов и программ и т. п.; задачи, стоящие перед образовательной организацией, обретают смысл лишь в более широком контексте социокультурного развития общества. Согласно данному подходу, «образование — это не изолированный остров, а часть культурного континента», «свобода от культуры» означает «свободу от интеллекта». Положение социального конструктивизма о том, что развитие ребенка нельзя рассматривать изолированно от сложного социокультурного окружения, в которое ребенок включен, контекста, в котором растут дети, было развито в теории экологических систем У. Бронфенбреннера. Она показывает, что ребенок развивается в сложной системе отношений, на которые оказывают влияние различные уровни окружающей среды. У. Бронфенбреннер назвал свой подход биоэкологической моделью, поскольку рассматривает в ней влияние биологических особенностей ребенка и факторов окружающей среды как единого целого (см. рис. 3). В модели Бронфенбреннера окружающая среда представлена как ряд встроенных одна в другую структур, в которых дети проводят большую часть повседневной жизни. По мнению Бронфенбреннера, каждый уровень окружающей среды оказывает важное влияние на развитие ребенка. Микросистема. Внутренний уровень связан с непосредственным окружением ребенка, с различными окружающими его видами деятельности и шаблонами взаимодействия. Все отношения взаимообратны, то есть взрослые воздействуют на поведение детей, но особенности детей — их физические характеристики, свойства личности и способности — также влияют на поведение взрослых. Например, дружелюбный, внимательный ребенок чаще вызывает позитивные и спокойные реакции со стороны родителей, тогда как рассеянного и неусидчивого подростка чаще наказывают и ограничивают свободу его действий. Если эти взаимные воздействия происходят достаточно часто, они оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Мезосистема. Второй уровень связывает между собой компоненты ближайшего окружения ребенка: семью, район проживания, детскую площадку и детский сад. Например, успехи ребенка в детском саду зависят не только от образовательной деятельности в нем. Они повышаются, если родители интересуются событиями его детсадовской жизни, если оптимально выстраиваются их взаимоотношения с воспитателями детского сада и т. д. Экзосистема. Этот уровень не включает самих детей, но влияет на их опыт в непосредственном окружении. В этот уровень могут войти организации, в которых работают родители, поликлиники, друзья и соседи. Если организация, в которой работают родители ребенка, предоставляет им оплачиваемый отпуск или больничный лист по уходу за больным ребенком, то она влияет косвенно на его развитие. Друзья помогают советом, иногда дарят игрушки или оказывают другую дружескую помощь. В семьях с ограниченным кругом личностных и формальных связей часто отмечается более высокий уровень конфликтов и плохого обращения с детьми. Макросистема. Внешний уровень содержит культурные ценности, законы, традиции и др. Если макросистема оказывает активную поддержку удовлетворению потребностей детства, это влияет на внутренние уровни модели. Хроносистема. Характеризует развитие во времени предыдущих четырех уровней экологической системы. Окружающая ребенка среда не является статической системой, она постоянно меняется. Например, рождение младшего брата/сестры или развод родителей создают новые условия детского развития. Изменения могут инициироваться как средой, так и самим ребенком. По мере взросления дети могут самостоятельно выбирать, изменять и создавать новые аспекты окружающей среды. Дети являются продуктами окружающей среды и, в то же время ее создателями. Развитие как динамическая система. Отдавая должное как устойчивости, так и изменчивости развития детей, современные теоретики детского развития применили к изучению процесса развития концепцию динамических систем. Мозг ребенка и весь его организм в целом, а также окружающий мир, влияющий на его развитие — это единая система. Она постоянно изменяется, поэтому является динамической. Изменение любой ее части приводит к разбалансировке системы. Ребенок стремится к достижению внутренне ощущаемого баланса и меняет свое поведение, адаптируясь к новому состоянию частей системы. Система снова балансируется, но уже на более высоком уровне, более эффективным и сложным образом. Изучая поведение детей, исследователи пытались установить, как дети достигают новых уровней мышления. Как годовалый ребенок, который еще месяц назад лишь рассматривал издалека предметы на столе, теперь находит способ до них дотянуться? Как двухлетний малыш, услышав новое слово, легко идентифицирует его, относя его в конкретный класс объектов или событий? Теоретики динамических систем показывают и доказывают уникальность каждой динамической системы каждого ребенка. Признавая наличие общего генетического наследия и общих законов социального и физического мира, которые придают развитию некоторые универсальные черты, ученые показывают, что в реальном мире конкретное сочетание биологических факторов, повседневных задач и социального окружения созда ет широкие индивидуальные различия в овладении определенными навыками. Обучаясь одним и тем же навыкам, например ходьбе, речи, счету, дети делают это уникальными способами. Овладевая навыками в реальной деятельности и реальных социокультурных контекстах, дети достигают разного уровня совершенства. Таким образом, развитие представляет собой сеть разветвляющихся в разных направлениях линий, которые отображают область определенного навыка. И в каждой области могут происходить как непрерывные, так и стадиальные изменения. В настоящее время исследования динамических систем еще только начинаются. Мотивация. Также на активность и успешность изучения ребенком окружающего мира значительное влияние оказывают уровень и источник его мотивации. Один из ведущих ученых в этой сфере — Э. Глазерсфельд утверждал, что мотивация ребенка решительно зависит от его уверенности в собственных способностях. Это ощущение компетентности и веры в собственные силы, потребность в которых возрастает по мере взросления ребенка, рождается на основе собственного предыдущего опыта успешности или неуспешности в решении определенных проблем, и оно гораздо сильнее влияет на мотивацию, чем какое-либо внешнее признание (подтверждение) и внешняя мотивация. Получая удовлетворение от успешного решения сложных для себя проблем, дети становятся более уверенными, у них повышается мотивация для решения последующих более сложных задач. Системно-деятельностный подход. Программа также учитывает основные положения других современных теорий и подходов, в числе которых системно-деятельностный подход, разрабатываемый под руководством А. Г. Асмолова, и системно-динамический подход (поддержка исследовательского поведения), разрабатываемый при участии А. Н. Поддьякова. Нейрофизиологический подход. Нейрофизиологи, исследуя детское развитие с точки зрения развития мозга и нервной системы, подтвердили результаты предшествующих научных психологических и педагогических исследований и показали, что мозг человека развивается в течение всей жизни, а также выявили неравномерность развития различ ных участков мозга ребенка (интраиндивидуальные различия) и указали на различия в развитии мозга у разных детей (интериндивидуальные различия). Они выявили, что интересы ребенка, выбор им предметов, тем для исследования и т. п. не случайны. Его инициатива, мотивация отражают активность тех участков мозга, которые в этот момент находятся в периоде активного созревания и развития. Ребенок сам активно ищет тот опыт, который ему необходим именно сейчас. Мозг новорожденного имеет более 100 миллиардов нейронов, которые связаны друг с другом более чем 50 триллионами синапсов (контактов между нейронами). Эти нейронные связи новорожденного в большей части формируются и программируются на генетическом уровне и частично создаются под воздействием внешних факторов уже в материнской утробе. Стимулы и раздражители, воспринимаемые младенцем из окружающего мира, активируют уже существующие соединения нервных клеток, а также приводят к возникновению новых связей. Так в мозгу образуется огромная нейронная сеть. Мозг новорожденного может содержать больше нейронов, чем мозг взрослого, но количество синаптических связей между нейронами у взрослого на порядки выше, чем у младенца. Чем чаще нейронные связи реагируют на один и тот же раздражитель, тем стабильнее они становятся. Интенсивность использования таких связей отражается на знаниях и умениях личности. В этом смысле мозг с самого рождения развивается, взаимодействуя с внешним миром. В то же время внешний мир предоставляет мозгу большое количество разно образных стимулов. Реакция на эти стимулы (игнорирование, степень реагирования и пр.) зависит от работы уже существующих нейронных связей, то есть от уже существующего собственного опыта, особенностей восприятия и имеющихся знаний человека. Различные люди могут по-разному воспринимать некоторую данность, даже если она представляет собой один и тот же зрительный раздражитель. Процесс восприятия окружающей реальности человеком не аналогичен процессу ее фотографирования (восприятие без искажений), а представляет собой процесс конструирования — формирования новых и укрепления имеющихся смыслов, знаний и опыта из элементов, ранее приобретенных и вновь полученных от взаимодействия с окружающей действительностью. Новые знания нужно совместить с уже имеющимся знанием и переработать их с учетом уже имеющихся структур, то есть человек воспринимает не все, с чем он сталкивается, а только то, что как-то вписывается в его представления и ожидания. Поэтому образовательные процессы, которые учитывают предыдущий опыт и знания детей и поддерживают их внутренний интерес, способствуют созданию у детей естественной мотивации к учению. С точки зрения классической нейрофизиологии построить и укрепить нейронные связи извне нельзя, только сам мозг может это сделать, самостоятельно определяя значимые для себя стимулы и опыт, полученные из социального взаимодействия и окружающей среды. Процесс конструирования и его результаты определяются внутренними критериями. Эти выводы поддерживают основные положения конструктивизма. С другой стороны, ключом к конструированию новых смыслов и знаний является социальное взаимодействие, что подтверждает основные положения социального конструктивизма. |
Принципы построения программы
Программа «Вдохновение» реализует один из главных принципов ФГОС ДО – принцип детоцентризма и утверждает принципы уважения к личности ребенка. В основе программы лежит современное представление о компетентном ребенке, появляющимся на свет с природной мотивацией к учению и участию в окружающей действительности. Задача программы – поддержать и развить врожденную любознательность и инициативность ребенка.
Современное качество дошкольного образования достигается не только и не столько применением новейших методик. Оно строится на основе позитивного восприятия образа ребенка, глубокого понимания процессов детского развития, знания эффективности различных подходов к организации образовательной деятельности, педагогических методов и инструментария, осознанного их применения с учетом характеристик каждого из обучающихся, контекста детской жизни и жизни семьи, ограничений и возможностей Детского сада, его расположения и окружения.
Принцип поддержки разнообразия детства
Программа учитывает уникальность каждого ребенка и предоставляет возможности для развития детей по своим индивидуальным образовательным траекториям. От всех участников педагогического процесса требуются внимание и чуткость к потребностям и возможностям каждого ребенка, индивидуальным склонностям и интересам, готовность поддерживать детей с различными предпосылками развития с помощью индивидуализации и дифференциации обучения. Для успешной реализации Программы возрастной состав детских групп принципиального значения не имеет. Она одинаково эффективна как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах; в группах типично развивающихся детей, в инклюзивных и в смешанных группах. При этом общая практика показывает, что разновозрастный состав группы предпочтительнее, так как он более сообразен устройству общества и социальному развитию ребенка. Способ комплектования групп определяется Детским садом — его традициями, готовностью работать в условиях, более трудных для взрослых, но более комфортных для детей. Программа предусматривает возможность гибкой организации образовательной работы, в том числе на основе открытых групп сменного состава, объединяющих детей разного возраста по интересам. Такая организационная форма обладает рядом преимуществ в плане возможностей реализации индивидуальных траекторий развития детей (см. 3.4. Образовательный процесс).
Принцип эмоционального благополучия
Решающим условием успешного развития детей и важнейшей характеристикой взаимодействия их со взрослыми и другими детьми является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс. Осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической работы по Программе. Особое внимание при переходе ребенка из семьи в дошкольную организацию необходимо уделить формированию отношений привязанности ребенка к педагогу. Устойчивая привязанность создает предпосылки для появления у ребенка чувства защищенности, крайне необходимого для его эмоционального благополучия. «Вдохновение» предлагает научно обоснованную и практически апробированную методику перехода ребенка из семьи в детский сад, обеспечивающую психологическую адаптацию и укрепление способностей ребенка к преодолению стрессов и нагрузок (см. 3.3. Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию).
Принципы содействия, сотрудничества и участия
Преодолевая парадигму передачи знаний и опыта от взрослого к ребенку, Программа продвигает идею полноправного участия ребенка в образовательном процессе. Принцип участия ребенка в обсуждении вопросов, касающихся его образования, и в принятии решений закреплен в Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 12 и 13). Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместно-разделенной деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д. Дьюи, Д. Бруннер). Принцип содействия и сотрудничества является конкретным выражением социоконструктивистского подхода в образовании и реализуется в качестве сквозного принципа организации образовательной деятельности по Программе, а также в форме применяемых в рамках Программы методик «Детский совет» и «Волшебный круг» (см. 2.1.4. Организация образовательной деятельности, УМК «Вдохновение», Л. В. Свирская «Детский совет»). Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов
Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчивости в достижении учебных целей. Позднее это принесет свои плоды в мотивированной и творческой работе в рамках школьного обучения. С целью поддержки интересов детей Программа предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала (принцип обогащения, амплификации А. В. Запорожца).
Программой предусмотрено:
• самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содержание больше половины всех занятий инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится, взрослые поддерживают детскую инициативу;
• соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями и самостоятельной деятельностью детей с включением свободной игры;
• уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и формирование текущего образовательного содержания в соответствии с ними;
• выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с включением свободной игры.
Принцип возрастной адекватности образования
Постановка задач, помощь и поддержка взрослого, предлагаемые формы активности должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в зоне ближайшего развития. Предлагая новые образовательные идеи и стимулы, взрослые должны опираться на уже имеющиеся знания, понимание, желания, особенности, предпочтения и интересы ребенка. Взрослый должен слушать и слышать ребенка, прежде чем давать ему тот или иной ответ или стимул (мотивацию). Программа предлагает научно обоснованную и практически апробированную методику педагогической диагностики текущего уровня развития ребенка и поддерживающей коммуникации в зоне ближайшего развития, методики педагогических наблюдений в форме портфолио и в других формах (см. 3.9. Педагогические наблюдения и документация).
Принцип обучения на примере поведения взрослого
Дети особенно чутки к поведению взрослых и стремятся им подражать (Л. С. Выготский, А. Бандура, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). Подражание показало себя как эффективное методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности. Действия взрослого, например приготовление завтрака, вязание, сборка конструкций, уборка, притягивают внимание ребенка и вовлекают его в процесс. Поведение педагогов в различных повседневных ситуациях, как то во время приема пищи, при встрече с родителями детей и с самими детьми, манера разговаривать (культура речи) и т. п., оказывает на ребенка непрямое воспитательное воздействие. Дети воспроизводят в игре то, что они наблюдали, и усваивают тем самым социальные роли (этот процесс называют отсроченным подражанием) (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В совместной деятельности со взрослым, в рамках которой взрослый показывает детям образцы действий, дети учатся многим полезным и важным умениям, расширяя свой кругозор и знания о мире. Такая форма презентации содержания на общих занятиях музыкой, подвижными играми, лепкой, рукоделием и т. п. не подавляет активности ребенка, если взрослый не требует от него в точности повторить эти действия, доводя их до совершенства, а предоставляет свободное пространство для индивидуальной интерпретации увиденного. Совместное решение задач и происходящий при этом социальный обмен представляют собой идеальную среду для развития. Таким образом, ненавязчивое обучение собственным примером не подавляет активности детей, сохраняет им свободу выбора содержания своих занятий и является эффективным средством мотивации и воспитания.
Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах
Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры. В этом едины представители разных, подчас противоположных научных школ. «Вдохновение» предлагает методические рекомендации по созданию условий, поощрению и целенаправленному развитию различных видов игры, характерных для раннего и дошкольного возраста, практические примеры развития традиции детской игры в группах.
Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности
Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно интересоваться всем, что происходит вокруг. Если удовлетворены его базовые потребности в привязанности, внимании и любви, если он здоров и хорошо себя чувствует, он начинает активно интересоваться и исследовать свое окружение практически с момента рождения. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать его и вызвать у него удивление. Исследование является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения. Задача взрослых — разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним его открытиям и лишь затем дать необходимые знания. Для развертывания исследовательской активности и поддержания любознательности детей им важна свобода. Самостоятельность и креативность лучше всего процветают в свободной атмосфере. Если дети не только идут по заданному пути, но устанавливают правила и находят собственные пути решения, то они воспринимают учение как приключение, как увлекательное путешествие, полное открытий. Когда детской любознательности предоставляют свободу, в детском коллективе появляется множество идей по поводу того, как совершать открытия и достигать результатов. Это пробуждает и усиливает интерес и любопытство детей к какому-либо предмету, теме или проблеме. Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные процессы, проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует положительное восприятие себя как успешных, иногда даже творческих исследователей. Знания, которые дети при этом усваивают, более прочные и глубокие. Жесткое определение целей и содержания образования извне затрудняет возможность или вовсе не позволяет растущему человеку получить опыт самоопределения и саморегуляции в различных видах деятельности, созидательного отношения к миру и себе самому, не способствует формированию и развитию желания учиться постоянно и самостоятельно.
Принцип признания права на ошибку
При реализации Программы каждому ребенку предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям делать что-то «не так, как надо», пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки. Программа признаёт и утверждает за каждым ребенком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности. Методы поддерживающей коммуникации, предлагаемой педагогам в рамках Программы, позволяют использовать ошибки в качестве источника ценного опыта и учения.
Принцип вариативности форм реализации
Программы и гибкости планирования Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, признании за ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, вовлечении семьи и социо культурного окружения места расположения детского сада и поэтому не задает жестких рамок, форм образовательной деятельности и календарных планов. Программа рассчитана на компетентного педагога, заинтересованного, вдохновленного, влюбленного в свою профессию. Такой профессионал работает творчески, а не по готовому шаблону, с механической реализацией «методики» или «технологии». Он всегда вносит в реализацию Программы что-то оригинальное, свое и ориентируется на интересы и потребности конкретного состава детей и места расположения детского сада. Интересы и пристрастия педагогов являются в этом контексте важным фактором мотивации, заинтересованности в своей работе. Предусматривая гибкие подходы к планированию образовательного процесса и содержания, Программа открывает возможность для участников образовательных отношений стать ее соавтором. При разработке на основе «Вдохновения» своей основной образовательной программы Детские сады могут добавлять элементы других образовательных программ, собственных методик и форм организации образовательной работы. Программа может быть использована как в дошкольных организациях, ранее работавших по традиционной системе, так и в дошкольных организациях, реализующих другие личностно ориентированные педагогические концепции.
Принцип преемственности с начальным общим образованием
Образование в течение первых десяти лет жизни является успешным и эффективным в том случае, если дошкольный и начальный уровни образования строятся преемственно, следуют единым общефилософским и дидактическим принципам. При этом «преемственность сверху», с попытками привести всех детей к единому уровню развития путем переноса школьных занятий в детский сад, недопустима. Формы и содержание школьного образования не должны переноситься на дошкольный уровень. Преемственность должна выстраиваться снизу, ступенчато. Выстраивание «преемственности снизу» целесообразнее всего начинать с самых ранних ступеней образования. При реализации Программы рекомендуется выстраивать кооперацию и преемственность между уровнями дошкольного образования и начальной школы на основе социоконструктивистской модели образования. При этом необходимо соблюсти равновесие между игровой, познавательной, исследовательской и другими формами активности самого ребенка и активностью взрослого, поддерживающего и обогащающего опыт ребенка.
Принцип педагогической компетентности
Программа всемерно поддерживает компетентный подход к образованию всех участников образовательных отношений и уделяет особое внимание формированию компетентности главных действующих лиц образовательного процесса: педагогов и семей воспитанников, а также руководства и партнеров Детского сада. Высоких результатов в дошкольном образовании добиваются те педагоги и Детские сады, которые глубоко понимают процессы развития ребенка, обладают хорошей научно-методической подготовкой и, получая удовольствие от своей работы, стремятся достигать хороших результатов каждый день. Таким педагогам Программа дарит вдохновение, серьезную научно-методическую базу, яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик, необходимую и осознанную свободу в профессиональной деятельности, позволяющую выстраивать педагогический процесс с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Программа требует от педагогов понимания:
• научно-методических основ образовательной деятельности; взаимосвязи теорий, результатов научных исследований и практики;
• последовательности периодов детского развития и происходящих в эти периоды процессов;
• интегрального воздействия на развитие ребенка биологических факторов и факторов окружающей среды;
• взаимосвязанности всех аспектов развития — физического, когнитивного, социального и эмоционального; условности разделения образовательной программы на пять образовательных областей;
• влияния социокультурного контекста на развитие ребенка;
• образовательных стратегий, используемых для развития ребенка.
Структура построения программы, характеристика её основных компонентов
Программа «Вдохновение» рассчитана на работу с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Задачи, решаемые на интегративных занятиях, строятся во всех возрастных группах по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в каждом конкретном возрасте. Это мир природы, человека и искусства. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности и категории создания и принятия окружающего мира дают возможность ребенку творчески преобразовывать опыт общения с природой, искусством и людьми.
Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам (10—12 человек, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Занятия четко не регламентированы во времени, так как педагоги ориентируются на увлеченность детей, но, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, занятия не должны превышать 35 минут.
Программа состоит из введения, трёх частей и трёх приложений.
Первая часть содержит целевой раздел, в нём описываются цели и задачи программы, принципы её построения, планируемые результаты, на которые она ориентирована, а также развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.
Во втором содержательном разделе Программы представлены образовательные задачи и содержание образовательной работы по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» , а также раскрываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, взаимодействие взрослых с детьми, программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В третьем организационном разделе раскрываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка, адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию, особенности построения образовательного процесса и реализации обязательной части Программы, описывается примерный режим дня для разных возрастных групп, даются рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательной организации на основе примерной Программы, подробно объясняется формирование разновозрастных групп, рассмотрена организация пространства и оснащение развивающей предметно-пространственной среды, требования к педагогическим кадрам, методические материалы и пособия к Программе, а также финансирование.
Программа отвечает современным требованиям общества и включает в себя рекомендации по сетевому взаимодействию с родителями.
Приложения:
Приложение 1. Научные основы Программы.
Приложение 2. Значение корректирующего коэффициента к нормативам на оплату труда для отдельных субъектов РФ.
Приложение 3. Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию.
В программу также включены глоссарий и персоналии с подробным толкованием терминов и фамилий, включённых в программу.
Отличительные особенности программы (сравнение с Типовой программой «От рождения до школы»)
Девиз программы - «Вдохновлять!».
Только тот воспитатель сможет выстроить полноценный и качественный образовательно-воспитательный процесс, кто воодушевлен своей работой, видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием. Вдохновение дарит педагогам чувство собственной профессиональной компетентности, профессиональную свободу, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня. Сознание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности. Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает, только тогда он будет чувствовать уверенность, надежную основу для своей педагогической деятельности. Поэтому в тексте программы дается убедительное научное обоснование каждого положения, приводятся важнейшие данные современных исследований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик нашей страны и мира. Только компетентный педагог сможет гибко выстраивать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями ребенка, добиваясь прекрасных образовательных результатов каждого. Компетентному и уверенному в своих силах педагогу программа предоставляет простор для творчества, открывая ему необходимую и осознанную свободу в профессиональной деятельности. Программа написана по принципу «просто о сложном», все положения иллюстрируются наглядными примерами, сопровождаются конкретными методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.
Основные идеи программы:
1. Новое видение образа ребенка, его развития, а также сущности образования и образовательного процесса.
2. Идея активного взаимодействия всех участников образовательных отношений, идея «сообщества развития», основанного на диалогическом принципе содействия (соконструкции, совместного конструирования смыслов), участия, в котором активен и ребенок и взрослый. В сообществе учатся все – и дети, и взрослые.
3. Наличие технологии организации образовательной деятельности. Универсальной и функциональной по организационным действиям. Открытой для идей, креативной, учитывающей индивидуальные интересы и потребности детей и взрослых, ресурсы местного сообщества – по содержанию.
4. Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями, представителями местного сообщества).
5. Отказ от идеи единственной ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную роль. Это и игра, и исследовательская деятельность, и общение, и свободная активность по выбору детей.
В Типовой программе «От рождения до школы» на сегодняшний день также на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Основное отличие, на мой взгляд состоит в том, что в программе «От рождения до школы» основным видом деятельности является – игра. В программе «Вдохновение» присутствует отказ от ведущей деятельности в пользу инициативы детей. Отличаются и основные принципы. В программе «От рождения до школы» основным принципом является культуросообразность, а в программе «Вдохновение» - принцип детоцентризма. (приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению)
Субъективная оценка(достоинства и спорные позиции программы)
Ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности. Практические примеры и советы, которыми насыщена программа, - это «ярмарка идей», по которой педагоги смогут найти как готовые решения, так и основу для создания своих оригинальных решений образовательных задач.
Методическое обеспечение программы и его характеристика
СДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА САЙТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Вдохновение"
Программа по нетрадиционным техникам аппликации в старшей группе...
Презентация программы "Вдохновение"
Презентация программы "Вдохновение"....
Тамтаморески в детском саду Программа "Вдохновение"
С подачи коллег работающих по программе "Вдохновение" приобрела замечательный опыт по работе в театральной деятельности....
Утренний сбор программа вдохновение
Программа "вдохновение" только начинает внедряться повсеместно, надеюсь наш опыт будет полезен коллегам.Я предлагаю рекомендации по проведению утреннего сбора (круга)...
Детский совет программа вдохновение
Я предлагаю свой опыт работы по программе "вдохновение" по проведению детского совета и планированию работы в центрах...
Методы развития речи: применяемые на детском совете и при работе в центрах программа "Вдохновение"
Данный материал будет полезен коллегам работающим по программе "Вдохновение" Я предлагаю различные методики при работе в центрах и детском совете....
Планирование недели "1 сентября-день знаний" по пяти компетентностям по программе "Вдохновение"
Тема недели: «День знаний – 1 сентября» Сроки проведения: с 3.09.18 -7.09.18 Цель: развить познавательный интерес к школе, к книг...