Развитие эмоционального интеллекта посредством театрализованной деятельности.
методическая разработка
Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие эмоционального интеллекта посредством театрализованной деятельности. | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта
посредством театрализованной деятельности.
Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.
Этапы развития эмоционального интеллекта:
- Идентификация эмоций;
- Использование эмоций для повышения эффективности мышления;
- Понимание эмоций;
- Управление эмоциями.
Одним из важных средств развития эмоциональной сферы ребенка, является театрализованная деятельность.
Театрализованные занятия пользуются у детей большой любовью. Дошкольники с радостью включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, исполняют их просьбы, дают советы, превращаются в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с героями, извещают об опасности, плачут над поражениями любимого героя, всегда готовы прийти к нему на выручку. Из этого следует, что театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей отзывчивости, т. е. умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, способности ставить себя на его место в разных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Работая над развитием эмоционального интеллекта посредством театрализованной деятельности можно выделить ряд этапов.
На первом этапе происходит знакомство с основными базовыми эмоциями при чтении сказок, рассказов, потешек, стихов, а также при рассматривании с детьми сюжетных картинок. Например, картинка «Радость» (это может быть любое улыбающееся лицо), «Грусть», «Страх», «Злость».
Проводится беседа: Какое настроение у героя на этой картинке? Почему вы так думаете? В каких ситуациях у нас бывает радостное, грустное настроение? Когда испытываем злость, страх?
При рассматривании изображения отмечается форма губ, положение бровей, характерные для того или иного настроения ( «радость» — веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты вверх, выражение лица веселое; «грусть» — глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице, уголки рта опущены вниз, «страх» — брови высоко подняты, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт; «злость» — брови нахмурены, глаза смотрят из-под бровей, губы плотно сжаты.)
Используются сюжетные картинки, на которых изображены ситуации (например, девочка разбила чашку) каждый ребенок угадывает и объясняет, какое чувство переживает его герой и почему.
Вспоминают эпизоды из собственной жизни.
Ведется работа с незаконченными предложениями: «Чувство радости (злости, обиды, и. т. д.) это когда…», «Для мамы (папы, сестры, воспитателя) чувство радости (злости, обиды, и. т. д.) это когда…» с отрывками из литературных произведений характеризующие эмоциональное состояние, а дети угадывают его. Например: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка…» (грусть, печаль);
«Выросла репка большая - пребольшая!» (удовольствие, радость); «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг); «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление).
На этом этапе уточняется содержание произведения: дети перечисляют героев, персонажей, их действия.
Учатся определять характер героев (добрый, злой, хитрый, жадный и т. д. и пересказывать сюжет.
Прослушивают произведения в аудиозаписи в исполнении известных актеров. При прослушивании дети очень эмоционально реагируют, на их лицах можно наблюдать смену эмоций и появление разнообразных настроений
На втором этапе учатся изображать соответствующие эмоции мимикой и жестами. Для решения этих задач подбираются дидактические игры: «Азбука настроений», «Театр настроений», «Угадай эмоцию», «Тренируем эмоции».
Изображают эмоции перед зеркалом. Выбирают «Самое радостное лицо», «Самое злое», «Самое пугливое», «Самое грустное». Учатся улыбаться как хитрая лиса; нахмуриться, как осенняя туча; испугаться, как заяц, увидевший волка, удивляться (приподнимают брови, широко открывают глаза)
Для передачи эмоциональных состояний используются театрализованные этюды: «Баба – яга» (злость), «Один дома» (страх), «Ласковый котёнок», «Побежали», «Старик-боровик», «Бумажные мячики», «Живая шляпа», «Море волнуется».
Дети, по желанию, изображают героев, передавая чувства определенными эмоциями.
«Ролевая гимнастика» помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию. (Нужно пройти по кругу как: злой волк, малыш, медведь, лиса. Попрыгать, как: воробушек, стрекоза, кролик…)
На этом этапе дети стараются узнать настроение человека, не видя его лица, т.е. по движениям, голосу. Например: при страхе — руки прижаты к груди или закрывают лицо, при злости — размахивает руками, кисти сжаты в кулак.
С целью обучения дошкольников средствам выразительности применяются упражнения: «Произнеси слова с разной интонацией» (зло, радостно, задумчиво, с обидой, в страхе, со стыдом);
Используется ролевое проигрывание ситуации. Детям предлагается найти нужную интонацию и успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить маму за подарок; поприветствовать друга, которого рад или не рад видеть, и т.д.
Интонация голоса педагога является образцом для подражания. Такие упражнения необходимы для обогащения, дифференциации знаний детей об эмоциях, способах их вербального и невербального выражения.
На третьем этапе распределяются роли и ставятся совместные спектакли по сказкам: «Теремок», «Репка», и др. В выборе персонажей учитывается желание, индивидуальные особенности детей, их характер и поведение, взаимодействие между собой, сотрудничество в паре (умение смотреть на партнера, слушать его, выполнять совместные и поочередные действия).
Опыт показал, что театрализованная деятельность формирует личностные качества детей, помогает их разностороннему развитию. Всю гамму чувств и эмоций дошкольник проживает именно в театрализованной деятельности. Хорошо спланированная театрализованная деятельность способствует формированию и развитию эмоционального интеллекта.
Эмоциональное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных и значимых проблем, которая должна решаться совокупно всеми участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека бесед на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы
Картотека беседс детьми подготовительной к школе группы на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы...
Развитие эмоционального интеллекта в театрализованной деятельности
О пользе театрализованной деятельности в развитии эмоционального интеллекта...
Развитие эмоционального интеллекта через игровую деятельность детей дошкольного возраста.
laquo;Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде ...
Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта посредством ИЗО и музыки в подготовительной группе.
Тема: "по морям, по волнам"...
Формирование нравственных качеств и развитие эмоционального интеллекта посредством игровых технологий.
Игра, как ведущая деятельность дошкольников имеет важнейшее значение в формировании личности и способствует развитию эмоционального интеллекта. Через игры ребенок учится понимать не то...
Консультатация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта через театрализованную деятельность старших дошкольников" (сам. обр)
Театральная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, приобщает к духовные ценности, учит детей сочувствовать литературным героям, поэтому играет большую роль в...
Конспект досуга для подготовительной группы на тему: Развитие эмоционального интеллекта посредством музыкального сопровождения «Путешествие по городу».
Авторы и составители представленного материала:Музыкльный руководитель Кулагина Е.А.Педагог-психолог Булак Е. Л.ГБДОУ детский сад №72Приморского района Санкт-Петербурга Цель: раскрытие творч...