Проект: «Вечнозеленые растения»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vechnozelenye_rasteniya.docx | 13.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
Тема проекта: «Вечнозеленые растения»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный проект (1 день), 20 декабря
Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа
Участники проекта: дети старшая группа, воспитатели
Актуальность проекта: Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: всевозможные аллергии и лор – болезни. Их рост объясняется уничтожением экосистемы леса. Поэтому прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Цель проекта: повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Для детей
Развивающие:
1.Учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам
2.Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны
3. Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.
Обучающие:
1.Обогащать словарный запас по лексической теме “Ель и сосна”
2. Расширять активный словарь
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к вечнозеленым растениям
2. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Для педагогов:
1.Способствовать расширению и углублению экологических знаний
2.Воспитывать любознательность, интерес детей к объектам живой и неживой природы
Для родителей:
1.Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений
2.Поддерживать детей в бережном отношении к окружающему миру.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Презентация «Хвойные красавицы»
Название итогового мероприятия проекта: Выставка детских рисунков «Хвойные деревья» и подделок из шишек.
Продукты проекта:
Для детей: подделки из шишек и рисунки
Для педагогов: Изготовление презентаций «Хвойные деревья, какие они и чем отличаются»
Для родителей: фотографии детей во время прохождения проекта
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1.Дети научатся чувствовать ответственность за деревья.
2.Систематизируются знания детей о хвойных деревьях родного края, их многообразии.
3. Научатся называть отличия между сосной и елью (шишки у ели продолговатые, а у сосны короткие, круглой формы, у сосны хвоя длиннее, чем у ели. Иголки растут на ветке по две вместе и др.).
4.Получат знания о пользе хвойных деревьев, (еловые леса называются ельниками, деревья – это легкие нашей планеты. Поглощая вредные вещества, деревья выделяют воздух, кислород. Листья удерживают гарь и копоть. Деревья нужно беречь).
Для педагогов:
1.Создание мотивации на активную жизненную позицию в формировании навыков бережного отношения к природе
2.Дети расширят свои знания и представления о вечнозеленых растениях
Для родителей:
1.Повышение активности участия родителей в педагогическом процессе группы
2.Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Приложение 1 (к презентации)
Педагог. Здравствуйте, ребята! К нам из леса прилетела сова и принесла какое-то письмо. Что же в нем? А, здесь загадки... Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.
Слайд 2
***
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Слайд 3
В лесу у ели есть подружка. Вы с ней познакомитесь, если отгадаете загадку.
***
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки - только на макушке.
(Сосна).
Слайд 4
Педагог. Сегодня героями нашего занятия будут ель и сосна. У Агнии Львовны Барто есть такие стихотворные строки:
***
Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце? –
Говорят они: - Осина. –
Только мне не верится
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы, получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
Педагог. Ребята, а вы хотите узнать, чем похожи ель и сосна и чем они отличаются?
Сегодня на занятии мы научимся сравнивать эти два дерева.
Ель и сосна - хвойные деревья.
Слайд 5
Существует более 100 видов сосен. В нашей местности растет сосна обыкновенная. В Крыму – сосна крымская. В Сибири – сибирская кедровая сосна.
Слайд 6
Ель - высокое стройное дерево. У нас можно встретить два вида ели: - голубая и обыкновенная.
Слайд 7
Сосна - неприхотливое дерево. Она растёт в лесу, на песках, камнях, на болотах.
Слайд 8
Ель растёт только на богатой питательными веществами почве. Любит влагу. Ель – влаголюбивое дерево.
Слайд 9
Сосна - светолюбивое, жароустойчивое дерево. Ель в отличие от сосны, хорошо переносит тень. Это дерево теневыносливое.
Слайд 10
Ель и сосна хорошо переносят морозы. Это морозостойкие деревья.
Слайд 11
Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от земли, они тянутся вверх к солнцу.
Слайд 12
Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные.
Слайд 13
Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная.
Слайд 14
У ели – пирамидальная, потому что по форме напоминает пирамиду.
Слайд 15
Лес, в котором растут сосны, называется сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и радостно.
***
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Слайд 16
Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми иголками и пустыми шишками.
Слайд 17
У сосны корневая система глубоко уходит в землю, а у ели расположена в поверхностном слое.
Слайд 18
Поэтому ураганы сосны ломают, а ели выворачивают с корнем.
Слайд 19
Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.
Слайд 20
Семена у ели и сосны находятся в шишках. Они находятся на поверхности, их легко достать, поэтому ель и сосну называют голосемянными растениями.
Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.
Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны сосенки.
Слайд 21
Физминутка
Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – ёлки - ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх)
На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку к уху)
Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками)
Слайд 22
У ели и сосны есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, а у сосны – 2-3 года. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными” деревьями.
Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по две – парами на пенечке. У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные.
В пословице говорится:
“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.
Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.
В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.
У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый, а у хвоинок сосны аромат сосновый.
Слайд 23
Снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания.
Если рассмотреть хвоинку под микроскопом, то внутри клеток хвоинки можно увидеть зеленые зерна хлорофилла. Они придают хвоинкам зеленый цвет.
У хвоинок есть дыхательные “окошечки” - устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания.
Слайд 24
У каждого дерева, как и у человека, есть свой возраст. Определить возраст дерева можно по мутовкам. Надо посчитать количество мутовок. К полученному значению прибавить пять. Это число и будет возрастом дерева.
Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Для этого надо сосчитать кольца на спиле дерева.
Слайд 25
Специалисты, чтобы определить возраст дерева, используют особый инструмент – бур. Это приспособление напоминает штопор, с помощью которого из ствола дерева вынимают небольшой кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать годичные кольца.
Слайд 26
Существуют деревья долгожители. Самая старая ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Ему более 9000 лет.
Самая древняя сосна находится в Калифорнии. Ей дали имя – Мафусаил. Ей около 5000 лет. Она внесена в книгу рекордов Гиннеса.
В 1953 году сосну Мафусаил открыл ученый Эдмунд Шульман. Когда люди узнали об этом старейшем дереве, они решили посетить его и взять от него какую-нибудь часть, и вот тогда- то сосна чуть не погибла!
В наше время расположение сосны в парке держится в секрете, и сосна никому не показывается.
Слайд 27
Кто же дружит с елью и сосной? Под корой живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят хвойным деревьям большой вред.
Муравьям сосна даёт “строительный материал” для муравейника – хвою. Эти насекомые любят делать свои жилища у южной стороны сосны. Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых.
Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели.
Слайд 28
К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны.
Зимой к сосне приходит лось. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны.
Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек.
Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами шишек.
Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.
Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников.
Слайд 28
В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства домов.
Слайд 29
Из древесины ели и сосны изготовляют мебель.
Слайд 30
Делают детские игрушки.
Слайд 31
Музыкальные инструменты.
Слайд 32
Делают бумагу, карандаши, подстилку для животных. Дерево – это топливо.
Слайд 33
Сосна и ель - зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов. Чистую смолу (живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную пасту, мыло, крем.
Слайд 34
Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины. Недалеко от Питербурга, в Царском селе есть знаменитая янтарная комната. В ней все выполнено из резного янтаря.
Слайд 35
На Новый год мы все украшаем елочку. Этот обычай появился в России. Тогда правил царь – Петр 1. Он первый издал указ и приказал украшать дома и улицы еловыми и сосновыми ветками.
С тех пор мы и отмечаем Новый год с елочкой нарядной, пушистой, душистой.
Слайд 36
В настоящее время много хвойных лесов уничтожено в результате строительства дорог, городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий.
В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений.
Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна пицундская, сосна погребальная.
Слайд 37
Для того чтобы сохранить лесные богатства, в нашей стране существует Лесной Кодекс.
Слайд 38
Педагог. Дорогие ребята! Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!
– Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!
Итог занятия
Слайд 39
Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте повторим, что мы узнали нового.
Игра “Доскажи словечко”
- Лес, в котором растут сосны, называется ....(сосновый бор)
- Лес, в котором растут ели, называется...(ельник)
- Семена у ели и сосны находятся в...(шишках)
- Елочка – короткая иголочка,
- Сосна – игла...(длинна)
- Елка колет, сосна...(гладит)
- У хвоинок “дыхательные окошечки” называются...(устьица)
- Имя самой древней сосны...(Мафусаил)
- Самая древняя ель растет на горе....(Фулу)
- Сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле, это - ...(янтарь)
- Лесные богатства надо...(беречь, охранять)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением ...
Экологический проект «Вечнозеленые растения моего города»
Экологический проект «Вечнозеленые растения моего города».Актуальность.Наступила осень, и однажды гуляя по садику, мы увидели, что некоторые растения не меняют свой цвет и не сбрасывают ли...