Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята»
рабочая программа

Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.

Программа разработана в целях  обогащения детей подготовительной  группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.  Составлена с учетом ФГОС ДО на основе программы социально-эмоционального развития дошкольников» (составитель Князева О.Л.). Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon titulnye_druzhnye_rebyata.pdf212.18 КБ
Файл programma_druzhnye_rebyata_-.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

       ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

       Протокол №         от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

____________Ермолаева С.Н.

Приказ  от  

 

 

 

 Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята»  

Разработала

 социальный педагог

Рогова Юлия Сергеевна

Содержание:

1. Целевой раздел:

1.1.Пояснительная записка

1.2. Паспорт программы

2.Содержательный раздел:

3.Организационный раздел:

3.1. Перспективный план работы кружка

3.2. Мониторинг

Список литературы

 

1. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»

Теодор Рузвельт

Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.

Программа разработана в целях  обогащения детей подготовительной  группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.  Составлена с учетом ФГОС ДО на основе программы социально-эмоционального развития дошкольников» (составитель Князева О.Л.). Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении культурного, разумного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми и благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает высшие произвольные способности и качества. Через активное общение человек становится личностью.

Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Общение ребёнка со взрослым начинается очень рано: по утверждению психологов, с самого первого дня рождения, а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2- 2,5 месяца. Нельзя не учитывать, что современный ребёнок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми, родными, близкими, чужими, незнакомыми. Поэтому ребёнку нужно решать разные коммуникативные задачи. Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребёнка. Поэтому наше учреждение может оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В качестве основного метода программы предлагается главный метод развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Значительное место в программе уделяется ролевым заданиям, беседам, игровым ситуациям, упражнениям и играм: ведь именно в игре, являющейся ведущим видом деятельности у дошкольников, естественно и максимально разнообразно формируются навыки общения.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. 

Исходя из выше изложенного, предлагаемая Программа не только поможет дошкольникам овладеть средствами коммуникации, понять то, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, но и поможет сформировать у дошкольника чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам.

Актуальность программы. На сегодняшний день стоит остро вопрос, связанный с проблемой общения, как взрослых, так и детей. Потребность современного общества, его духовные и материальные сферы делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы стали  сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения с детьми уже дошкольного возраста.

1.2. Паспорт программы

Цель:  формирование положительного и доброжелательного отношения и усвоение элементарных норм общения между сверстниками.

Задачи:

Образовательные:

способствовать созданию условий для формирования коммуникативных качеств в детском коллективе: подвести к пониманию значения слова «дружба»;

расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг;

закреплять знания правил доброжелательного поведения в повседневной жизни;

формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;

Развивающие:

развивать у детей способность к сопереживанию: понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

развивать творческие способности и выражения в процессе коммуникативной деятельности;

развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребенка в процессе коммуникативной деятельности;

развивать и воспитывать внутреннюю составляющую и внешнюю составляющую техники коммуникации в каждом ребенке.

Воспитательные:

 воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;

 воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь

Основные принципы работы:

- принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А.)

- принцип воспитывающего обучения;

- принцип доступности;

- принцип постепенности, последовательности и систематичности;

- принцип наглядности;

- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);

- связи теории с практикой.

Целевые ориентиры:

Ожидаемые результаты.

В конце реализации программы дети научатся:

-Ребенок научится соблюдать социальные нормы поведения, положительно относится к взаимопомощи и дружелюбию в среде сверстников и взрослых.

- Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе.

- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

2. Содержательный раздел:

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной  группы, возраст 6-7 лет.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев

Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.

Формы проведения:

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2. Индивидуальная работа.

Методы и приёмы:

- имитационные игры;

- социально –поведенческий тренинг;

- психогимнастика;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

 -просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим     моделированием новых версий;

 - дискуссии;

- диагностика эмоционального состояния, отношения ребёнка к обсуждаемой проблеме;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.

Участники: дети подготовительной  группы  

Работа с родителями: памятки для родителей по формированию навыка общения, консультация для родителей детей подготовительной  группы: «Учим ребёнка общаться», индивидуальные беседы, день открытых дверей (октябрь, март), итоговое открытое занятие (май).

3. Организационный раздел:

3.1. Перспективный план работы кружка

Тема

Количество занятий

Сентябрь

1

Вежливая просьба

1

2

Еще один секрет вежливости

1

3

Воспитанность и вежливость

1

4

Семьи большие и маленькие

1

Октябрь

5

Как дети могут заботиться о взрослых

1

6

Глупые ссорятся, а умные договариваются

1

7

Дети хлеб пополам, хоть и голоден сам

1

8

Кто кого обидел

1

Ноябрь

9

Я самый главный

1

10

Обиженные друзья

1

11

Не завидуй другому

1

12

С чего начинается дружба

1

Декабрь

13

Зайчик, который всем помогал

1

14

Умей увидеть тех, кому нужна помощь

1

15

Я задаром спас его

1

16

Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают

1

Январь

17

Добрые дела

1

18

Хорошие товарищи

1

19

Добрейший носорог

1

20

Почему нельзя драться

1

Февраль

21

Спасибо за правду

1

22

Тайное всегда становится явным

1

23

У ленивого Федорки всегда отговорки

1

24

Кем быть

1

Март

25

Мир эмоций (грусть, радость, злость, страх)

4

Апрель

26

Надо вещи убирать, не придётся их искать

2

27

Неряха-замараха

2

Май

28

Я фантазёр

2

29

Проба на вкус и запах

2

 3.2. Мониторинг

Мониторинг уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: определить уровень развития коммуникативных способностей и

умений детей и каждого ребёнка в отдельности.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровня развития коммуникативных способностей мною была использована исследовательская методика «Изучение уровня развития коммуникативных

способностей и умений детей» по Н.Ф. Комаровой. По представленным критериям, можно судить об уровнях коммуникативных способностей: высоком, среднем и низком.

Критерии уровней развития коммуникативных способностей и умений:

1. Низкий уровень (1 балл). Проявляет неустойчивость в игровом

общении: дружеское отношение сменяется конфликтами, попытками

завладеть игрушками других детей. Контакты со сверстниками

непродолжительны. Общее эмоциональное состояние ребёнка неустойчиво:

спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными

проявлениями по отношению к сверстникам.

2. Средний уровень (2 балла). Спокойно играет рядом с детьми.

Вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет

преобладающее эмоционально-положительное настроение.

3. Высокий уровень (3 балла). Охотно и активно общается с детьми

и выступает с предложениями по поводу игр. Относится к сверстникам

дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные

состояния. Ребёнок способен по собственной инициативе проявить

сочувствие.

Коммуникативные способности и умения:

1. Вступать в игровое общение со сверстниками

2. Договариваться о совместных действиях в игре

3. Осваивать способы взаимодействия со сверстниками в игре

4. Игры рядом, подражание действиям

5. Развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог

6. Доброжелательное отношение между детьми

Литература:

1. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. «Этические беседы с дошкольниками», Издательство «Мозаика – синтез», М., 2016 год.

2. «Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников» Составитель Князева О.Л., Издательство «Мозаика – синтез», М., 2016 год.

3. Яхнин Л.Л. Азбука вежливых слов. Стихи./Л.Л. Яхнин; - М.: Оникс, 2012.- 2.

4. Ушакова, О.С. Развитие речи. / О.С. Ушакова, Е.Н. Струнина. – М.: изд. Центр Вентана – Граф, 2007.-191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

Программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Азбука безопасности» для старшей группы на 2021-2022 учебный год.

Программа дополнительного образованиясоциально-коммуникативной  направленности«Азбука безопасности»для старшей группына 2021-2022 учебный год....

Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята»

laquo;Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»Теодор РузвельтПрограмма «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей...

Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята»

Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята» ...