НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Воздух"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Формировать у детей представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Образовательные: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи воздуха в природе; познакомить детей со свойствами воздуха через опытно-экспериментальную деятельность.
Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования и способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.
Материал и оборудование: пакеты полиэтиленовые на каждого, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, салфетки бумажные для каждого, 3 пустых небольших баночки, зубчик чеснока, ватка, пропитанная духами, лимонные дольки.
Активизация словаря: азот, кислород, углекислый газ, солнечная энергия, электрический ток.
Ход занятия
Вступительная часть
Дети сидят за столам, на которых разложены предметы для опытов
Воспитатель: Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. (Воздух)
Воспитатель: Воздух, ребята – это волшебный невидимка, который всегда есть там, где кажется, что его нет. Давай вместе проверим, есть ли вообще воздух. Попробуй несколько секунд не дышать. Чувствуешь, как становится тяжело в груди? Это воздух кончился в легких, а теперь глубоко вдохни, а потом выдохни и попробуй увидеть и понюхать воздух. Что получилось? Никто не видит воздух, но мы знаем, что он действительно есть. Без воздуха на Земле не было бы жизни. Воздух необходим для дыхания всему живому: и растениям, и животным, и человеку. Из чего же состоит воздух? Представим, что воздух – это круг. Мы разделим его на четыре части. Самая большая часть нашего воздуха называется «азот». Но для нашего дыхания нам нужен другой газ – кислород. Остальную часть воздуха составляют другие газы, среди которых – углекислый газ. Он выделяется при дыхании. Для нашего дыхания нужен чистый воздух с содержанием кислорода. Но в наше время в городах, где мы живем, воздух загрязнен выхлопными газами от автомобилей, выбросами от фабрик и заводов.
В лесах, парках, где много зелени нам дышится легко. Наши зеленые помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Также на морском побережье, где воздух так полезен, вырабатывают кислород морские водоросли. В настоящее время люди стараются как можно меньше делать вредных выбросов. Усовершенствуют, то есть создают более современные очистительные сооружения. Переходят на двигатели, которые работают на электрическом токе или солнечной энергии.
Вместо дымящихся труб тепловых, строят атомные и солнечные электростанции. Это делается все для того, что мы дышали более чистым воздухом, и предприятия меньше загрязняли окружающую среду.
Физминутка
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать лаборантами, чтобы провести несложные опыты о свойствах воздуха. Каковы свойства воздуха? С этим вы познакомитесь, когда будете делать эксперименты! На ваших столах лежат предметы, которые нам понадобятся.
Опыт 1
Воспитатель: Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать. Возьмите со стола целлофановые пакетики и попробуйте поймать воздух, (дети выполняют задание). Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (ответы детей)
А что находится внутри пакетов? (ответы детей)
На что похож пакет с воздухом? (ответы детей)
Посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?
Значит, воздух какой? (ответы детей)
А теперь откройте пакеты и понюхайте. Есть у воздуха запах? (ответы детей)
Вывод:Воздух не имеет формы. Воздух прозрачный, невидимый, и не имеет запаха.
Опыт 2
Воспитатель: А, внутри человека есть воздух? (ответы детей)
Воспитатель: Воздух, которым мы дышим можно увидеть? (ответы детей)
Воспитатель: Погрузите трубочку в стакан и подуйте. Что происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Это и есть воздух, который мы выдыхаем. А пузырьки поднимаются вверх или на дно опускаются? (ответы детей)
Воспитатель: Пузырьки поднимаются вверх, потому что воздух легче воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 3
Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделаны мыльные пузыри? (ответы детей)
Воспитатель пускает мыльные пузыри
Воспитатель: Обратите внимание, что пузыри получаются разные: большие, маленькие, а что же внутри мыльного пузыря? (ответы детей). Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Воздух приобрел форму мыльного пузыря.
Вывод: Воздух есть внутри нас.
Опыт 4
Воспитатель: А, как воздух попадает к нам? Через что? (ответы детей)
Все люди дышат через нос. А теперь вдохните воздух носом и задержите дыхание. Что вы почувствовали? (ответы детей). Всем живым существам нужен воздух!
Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (ответы детей)
Воспитатель: Как же можно увидеть движение воздуха? Возьмите салфетки, и посмотрите, что получится, если мы будем дуть на нее?
Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. Откуда же ветер появился тут, сейчас? (ответы детей)
Воспитатель: Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Как можно почувствовать воздух, если не дуть? Можно это проделать с помощью веера. Когда мы машем им, у нас тоже воздух движется.
Вывод: Движение воздуха помогает двигаться многим предметам. Чем дольше дуете, тем быстрее двигается предмет.
Воспитатель: У воздуха есть еще одно свойство. В самом начале, мы говорили, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. Сейчас я положу в пустые баночки чеснок, лимон, ватку с духами, и там оставлю.
Через некоторое время из банок удалить содержимое, и дать понюхать баночки детям
Воспитатель: А теперь по запаху определите, что было в каждой из баночек?
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может присваивать запахи других веществ.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня провели с вами интересные, познавательные эксперименты. Если бы Земля потеряла бы свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности пустыню. Без воздуха нет жизни на Земле!
Я думаю, вам было интересно, а сейчас прошу вас вспомнить, о чем мы с вами говорили, и ответить на мои вопросы.
Рефлексия
Вопросы:
1.Что такое воздух?
2. Из чего состоит воздух?
3. Где есть воздух?
4. Где самый чистый воздух?
5. Что загрязняет воздух?
6. Можно ли жить, без воздух?
7. Что очищает воздух?
8. О каких свойствах воздуха вы знаете, после проведенных экспериментов?
После ответов детей, воспитатель благодарит детей за занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vozduh.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в
старшей группе
«Воздух»
Составила Колесова Ирина Анатольевна
воспитатель ГБДОУ Д/С № 92
Калининского района г.Санкт-Петербурга
Цель: Формировать у детей представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Образовательные: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи воздуха в природе; познакомить детей со свойствами воздуха через опытно-экспериментальную деятельность.
Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования и способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.
Материал и оборудование: пакеты полиэтиленовые на каждого, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, салфетки бумажные для каждого, 3 пустых небольших баночки, зубчик чеснока, ватка, пропитанная духами, лимонные дольки.
Активизация словаря: азот, кислород, углекислый газ, солнечная энергия, электрический ток.
Ход занятия
Вступительная часть
Дети сидят за столам, на которых разложены предметы для опытов
Воспитатель: Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. (Воздух)
Воспитатель: Воздух, ребята – это волшебный невидимка, который всегда есть там, где кажется, что его нет. Давай вместе проверим, есть ли вообще воздух. Попробуй несколько секунд не дышать. Чувствуешь, как становится тяжело в груди? Это воздух кончился в легких, а теперь глубоко вдохни, а потом выдохни и попробуй увидеть и понюхать воздух. Что получилось? Никто не видит воздух, но мы знаем, что он действительно есть. Без воздуха на Земле не было бы жизни. Воздух необходим для дыхания всему живому: и растениям, и животным, и человеку. Из чего же состоит воздух? Представим, что воздух – это круг. Мы разделим его на четыре части. Самая большая часть нашего воздуха называется «азот». Но для нашего дыхания нам нужен другой газ – кислород. Остальную часть воздуха составляют другие газы, среди которых – углекислый газ. Он выделяется при дыхании. Для нашего дыхания нужен чистый воздух с содержанием кислорода. Но в наше время в городах, где мы живем, воздух загрязнен выхлопными газами от автомобилей, выбросами от фабрик и заводов.
В лесах, парках, где много зелени нам дышится легко. Наши зеленые помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Также на морском побережье, где воздух так полезен, вырабатывают кислород морские водоросли. В настоящее время люди стараются как можно меньше делать вредных выбросов. Усовершенствуют, то есть создают более современные очистительные сооружения. Переходят на двигатели, которые работают на электрическом токе или солнечной энергии.
Вместо дымящихся труб тепловых, строят атомные и солнечные электростанции. Это делается все для того, что мы дышали более чистым воздухом, и предприятия меньше загрязняли окружающую среду.
Физминутка
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать лаборантами, чтобы провести несложные опыты о свойствах воздуха. Каковы свойства воздуха? С этим вы познакомитесь, когда будете делать эксперименты! На ваших столах лежат предметы, которые нам понадобятся.
Опыт 1
Воспитатель: Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать. Возьмите со стола целлофановые пакетики и попробуйте поймать воздух, (дети выполняют задание). Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (ответы детей)
А что находится внутри пакетов? (ответы детей)
На что похож пакет с воздухом? (ответы детей)
Посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку?
Значит, воздух какой? (ответы детей)
А теперь откройте пакеты и понюхайте. Есть у воздуха запах? (ответы детей)
Вывод:Воздух не имеет формы. Воздух прозрачный, невидимый, и не имеет запаха.
Опыт 2
Воспитатель: А, внутри человека есть воздух? (ответы детей)
Воспитатель: Воздух, которым мы дышим можно увидеть? (ответы детей)
Воспитатель: Погрузите трубочку в стакан и подуйте. Что происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Это и есть воздух, который мы выдыхаем. А пузырьки поднимаются вверх или на дно опускаются? (ответы детей)
Воспитатель: Пузырьки поднимаются вверх, потому что воздух легче воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 3
Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделаны мыльные пузыри? (ответы детей)
Воспитатель пускает мыльные пузыри
Воспитатель: Обратите внимание, что пузыри получаются разные: большие, маленькие, а что же внутри мыльного пузыря? (ответы детей). Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Воздух приобрел форму мыльного пузыря.
Вывод: Воздух есть внутри нас.
Опыт 4
Воспитатель: А, как воздух попадает к нам? Через что? (ответы детей)
Все люди дышат через нос. А теперь вдохните воздух носом и задержите дыхание. Что вы почувствовали? (ответы детей). Всем живым существам нужен воздух!
Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (ответы детей)
Воспитатель: Как же можно увидеть движение воздуха? Возьмите салфетки, и посмотрите, что получится, если мы будем дуть на нее?
Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. Откуда же ветер появился тут, сейчас? (ответы детей)
Воспитатель: Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Как можно почувствовать воздух, если не дуть? Можно это проделать с помощью веера. Когда мы машем им, у нас тоже воздух движется.
Вывод: Движение воздуха помогает двигаться многим предметам. Чем дольше дуете, тем быстрее двигается предмет.
Воспитатель: У воздуха есть еще одно свойство. В самом начале, мы говорили, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. Сейчас я положу в пустые баночки чеснок, лимон, ватку с духами, и там оставлю.
Через некоторое время из банок удалить содержимое, и дать понюхать баночки детям
Воспитатель: А теперь по запаху определите, что было в каждой из баночек?
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может присваивать запахи других веществ.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня провели с вами интересные, познавательные эксперименты. Если бы Земля потеряла бы свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности пустыню. Без воздуха нет жизни на Земле!
Я думаю, вам было интересно, а сейчас прошу вас вспомнить, о чем мы с вами говорили, и ответить на мои вопросы.
Рефлексия
Вопросы:
1.Что такое воздух?
2. Из чего состоит воздух?
3. Где есть воздух?
4. Где самый чистый воздух?
5. Что загрязняет воздух?
6. Можно ли жить, без воздух?
7. Что очищает воздух?
8. О каких свойствах воздуха вы знаете, после проведенных экспериментов?
После ответов детей, воспитатель благодарит детей за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему: "Воздух и его свойства"
Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи: Образовательные: Способствовать дальнейшему познанию ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Воздух»
Участвуя в процессе исследования, дети испытывали радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учились ставить цель, решать пробл...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Воздух-невидимка»
Конспект...
Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»
Конспект занятия по познавательно –исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Воздух»...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Воздух и его свойства» Интеграция образовательных областей: социально – комму...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: "Воздух-невидимка"
В основе занятия - опыты с воздухом и закрепление полученного материала с помощью презентации....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Воздух и его свойства».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № ...