Проект «Сказкотворчество»
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Сказкотворчество" | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Березка»
Проект
«Сказкотворчество»
Подготовила воспитатель
Юрьева Анна Анатольевна
г. Семенов 2021г.
Сказка неотделима от красоты.
Благодаря сказке ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем.
В. А. Сухомлинский
Паспорт проекта
Название проекта - Сказкотворчество
Тип проекта - педагогический
Вид- Творческий, игровой.
Образовательные области - Социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно - эстетическое
Участники проекта - Педагоги, воспитанники, родители воспитанников.
Сроки реализации – Краткосрочный 1 мес.
Возрастная группа – Средний дошкольный возраст.
Цель : Цель проекта: формирование у детей потребности в изобразительной и речевой активности через участие в иллюстрировании сказок, персонажей.
.
Актуальность.
«Сказкотворчество» этот термин принадлежит выдающемуся педагогу XX века В.А. Сухомлинскому. Он высоко ставил сказку в деле воспитания подрастающего поколения, считая её образцом народной педагогики.
Знать и понимать смысл сказок своего народа, значит осознать себя частью своей родной национальной культуры, определиться в моральных установках, воспитать патриотическое чувство.
Иносказание и метафоры сказки позволяет творчески осмыслить действительность, понять и взглянуть на привычные вещи с другой, неожиданной стороны .
Образный язык сказки способен творить действительно чудеса, он не только развивает мышление и кругозор ребёнка, учит его говорить по- русски, обогащает его речь. Сказка способна корректировать психику ребёнка.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас , помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Знать сказку и разыгрывать её на сцене, уже хорошо, а вот попробовать сочинить свою историю, пусть с помощью педагога - это более высокий уровень творческого труда. Здесь необходимо проявить не только фантазию, но провести сюжетную линию к определённому концу, идее - выводу: «Сказка лож, да в ней намёк. Добрым молодцам урок»
Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется не достаточно времени,.. Поэтому мной было принято решение с помощью проекта систематизировать знания ребят о сказках, чтобы они показали свои творческие способности и навыки, а так же содействовать гармонизации отношений между родителями и детьми во время совместной работы.
Теоретическая значимость:
Может ли «сказкотворчество» быть педагогической технологией, методом воспитания и образования? Может, ведь это органично сочетается с таким известными технологиями как: игровая, ТРИЗ – решение изобретательных задач, а также педагогикой коллективного творчества и сотрудничества.
Так с чего начать это «сказкотворчество»? Начать необходимо с базовых знаний сказок народов мира и классических авторских сказок, а потом открывать горизонты фантазии ребёнка.
Теоретическая значимость
заключается в разработке содержания и форм работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи малыми формами фольклора, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в формировании у детей умений воспринимать и понимать русское народное творчество, создание методического материала по данной проблеме.
Задачи (с дошкольниками):
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными и авторскими сказками.
- Вызвать интерес к книгам и их рассматриванию самостоятельно и с взрослыми.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
- Совершенствовать умения передавать в рисунках образы персонажей сказок.
- Формировать умения лепить по представлению героев литературных произведений.
- Развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.
- Формировать умение пересказывать сказки.
- Развивать творческие навыки, коммуникативные умения.
- Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
- Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.
Ожидаемый результат: (дети)
У детей должно быть сформировано чувство прекрасного, умение самостоятельно выражать свое отношение к прочитанному через рисунок, умение воспринимать и эмоционально реагировать на развитие сюжетной линии в литературном произведении.
- должна быть развита связная речь детей через последовательный пересказ произведения, или творческое рассказывание
- дети должны овладеть способами и разной техникой рисования, в том числе и нетрадиционной.
- проявляют любовь к сказкам и театральной деятельности;
- знают и называют прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ;
-знают различные виды театров и уметь показывать их;
- самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
- У детей повысился интерес к народному творчеству., внимательно слушают и запоминают потешки, художественные произведения.
- Раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности.
Ожидаемый результат: (родители)
Повышение у родителей интереса к организации совместной творческой деятельности с детьми дошкольного возраста.
Сроки реализации: Ноябрь
Этапы проекта | Содержание работы | Ожидаемые результаты |
1.Этап – подготовитель ный | 1.Постановка цели, задач, построение модели процесса. 2.Изучение и анализ спец. литературы по теме. 3.Создание условий. Материальные: оборудование предметно-развивающей среды. Научно-методические: подбор и разработка планов методик занятий. Анкетирование родителей. | Будет способствовать лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме. Будет способствовать развитию у детей творческой активности. Поможет разнообразить методы работы с детьми. |
2. этап- основной | 1.Реализация проекта, использование новых форм работы. | Будет способствовать активизации речевой , творческой деятельности детей . Поможет выявить знания и возможности детей на определенном этапе. |
3.Этап -заключительный | 1. Защита на педагогическом совете. 2.Мониторинг выполнения проекта. | Обобщить положительный опыт по проблеме. Способствовать дальнейшему изучению проблемы. |
Механизм реализации и проекта.
№ | Мероприятия | Задачи | Деятельность детей | |||
1 этап Подготовительный | ||||||
1. | Выпуск буклета для родителе «Сказка в жизни ребенка» | Проинформировать родителей о необходимости чтения сказок детям. | ||||
2. | Подбор родителями с детьми иллюстрированных книг «Русские народные сказки» | Активизировать родителей в вопросе развития интереса детей к художественной литературе. | Подбор книг вместе с родителями. Возможно просматривание и перечитывание знакомых сказок. | |||
3. | Организация в группе выставки книг | Продолжать знакомить с книгами. Обратить внимание на оформление книги , на иллюстрации. | Рассматривание книг | |||
4. | Чтение сказки, выбранной детьми. | Формировать умение слушать сказку | Прослушивание сказки | |||
5. | Викторина по русским народным сказкам. | Актуализировать знания детьми русских народных сказок. | Ответы на вопросы Рассматривание иллюстраций. | |||
2 этап Основной | ||||||
6. | Предложить консультацию для родителей в родительский уголок на тему « Что читать детям в возрасте 4-5 лет» | Направить родителей на правильный выбор литературы для чтения детям в соответствии с возрастом. | ||||
7. | Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. | Формировать умение рассматривать иллюстрации, находить особенности изображаемых объектов, замечать детали, украшающие изображения. | Рассматривание детьми иллюстраций , сравнение, Высказывание своего мнения – что больше всего нравится, как изображено. | |||
8. | Д/и «Угадай , из какой сказки герой» | Закрепить знания названий сказок и их героев. | Отгадывание детьми героев сказок. Отгадывание названий сказок. | |||
9. | Просмотр мультфильма по сказке «Под грибом» | Как художники- мультипликаторы изобразили животных в мультфильме. | Просмотр мультфильма. | |||
10. | Беседа с использованием презентации «Художники-иллюстраторы детских книг» | Дать знания о художниках иллюстраторах. | Знакомство с художниками с помощью просмотра презентации, подготовленной воспитателем. Обсуждение произведения живописи. Ответы на вопросы воспитателя об изображении природы, животных художниками. | |||
11. | Д/и «Угадай животного по силуэту» | Развивать зрительное восприятие Формировать умение узнавть объект по силуэту | Просмотр силуэтов и высказывания своих предположений кто это может быть. | |||
12. | Драматизация по сказке «Под грибом» | Совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при передачи образов животных | Исполнения своих ролей в драматизации сказки. | |||
13. | Рисование «Раскрашивание силуэтов сказочных животных»,используя нетрадиционные техники раскрашивания» | Закреплять способы и приёмы рисования различными способами, передавая особенности пушистой шерсти животных. | Выбор силуэта и способа его закрашивания . | |||
14. | Беседа с детьми по выбору иллюстрируемой сказки. | Помочь выбрать вместе с детьми сказку ,которую они бы смогли нарисовать. Формировать умение планировать свою деятельность. | Обсуждение вместе со взрослым, каких животных уже рисовали и поэтому без труда смогут нарисовать. Обсуждение, какими средствами, на каком формате будут иллюстрации. Распределение, кто какой сюжет будет изображать. | |||
15. | Предложить родителям вместе с детьми подготовить фон для рисования иллюстрации. | Активизировать родителей к взаимодействию с ребёнком. | Подготовка фона для иллюстрации вместе с родителями. Распределение листа на части для дальнейшего расположения объектов внизу листа и в верхней части листа. | |||
16. | Рассматривание «Изображения сказочного леса художниками» | Закрепить знания детей в умении передавать в рисунке строение деревьев , расположение их на листе. | Рассматривание картин. | |||
17. | Д/и «Найди сходства и отличия на картинках» | Совершенствовать умения видеть сходства и отличия на изображениях, видеть детали. | Рассматривание картинок, сравнивая их друг с другом. | |||
18. | Рисование « Дерево далеко и близко» | Формировать умение рисовать предметы на ближнем и дальнем плане. | Рисование деревьев. | |||
19. | Д/и «Узнай эмоцию у колобка» | Формировать умение определять эмоции. Определять по изображению, что делает Колобок (Грустит, поёт, улыбается и т. д.) | Определение эмоций и попытки повторить данную эмоцию мимикой. | |||
20. | Упражнение «Нарисуй радостного и грустного колобка» | Закреплять умение рисовать лицо правильно и симметрично располагая детали. | Рисование симметрично частей лица, передача эмоций. | |||
21. | Раскрашивание раскрасок «Сказки» | Упражнять в закрашивании | Раскрашивание раскрасок. | |||
22. | Упражнения в вырезании из раскрасок героев сказок и других изображений. | Упражнять в вырезании по контуру | Вырезание изображений. | |||
23. | Рисование сюжетной картинки к сказке «Теремок» | Формировать умения создавать сюжетные композиции на темы литературных произведений. | Рисование сюжетной иллюстрации. | |||
3 этап Заключительный | ||||||
24. | Представление и защита творческих работ перед сверстниками. | Формирование умений рассказать о своей работе. | Дети рассказывают о своей работе. | Представление результата своего труда. Удовлетворение своей работой. | ||
25. | Скрепление страниц иллюстраций в книгу. | Совместная с воспитателем деятельность | Книга без обложки. | |||
26. | Показ и рассказывание сказки по книге своим сверстникам и малышам. | Совершенствовать умение рассказывать сказку по картинкам. Формировать умение бережно относиться к книгам. | Дети рассказывают и показывают книгу другим детям. | Пересказывание сказки. | ||
27. | Презентация книги детьми родителям . | Знакомить родителей с творческими возможностями детей. | Дети рассказывают родителям о процессе изготовления книги. | Развитие инициативности ,самостоятельности, любознательности у детей. Усовершенствовано умение рассказывать, обсуждать, презентовать. | ||
Работа с родителями:
- Анкетирование «Место книги в вашей семье»;
- Консультации: «Воспитание сказкой», «Как, и что почитать детям»;
- Совместная творческая работа родителей и детей дома (домашние задания):
- «Нарисуй картинку к сказке»;
- «Раскрась страницу будущей книги» (раскраска);
- Чтение детям дома русских народных сказок с обсуждением
Материально - методическое обеспечение проекта.
Название и содержание деятельности. | Ожидаемый результат. |
|
|
Постановка проблемы.
При чтении с детьми русских народных сказок и рассматривании иллюстраций к ним у детей возникли вопросы : «Как и кто рисует иллюстрации в книгах» На вопросы детей невозможно ответить быстро и очень подробно, поэтому воспитатель предложила узнать: «Кто же они- иллюстраторы сказок? Как научиться создавать иллюстрации, помогающие понять содержание сказки?» и попробовать себя в роли иллюстраторов и создать свою книгу.
Описание проекта
Деятельность воспитателя в рамках проекта «Сказазкотворчество» представляет собой проведение игр- творческой деятельности в процессе чтения литературных произведений. В основу положены специально подобранные произведения различных жанров и авторов, соответствующие возрасту детей.
Цикл игровых занятий по чтению и рисованию начинается со знакомства детей со сквозными героями: Карандашиком и Кисточкой, которые живут в стране маленьких художников.
Творческая деятельность проводятся в игровой произвольной форме в вечернее время при чтении детской художественной литературы с периодичностью 2 раза в неделю. Строится таким образом, чтобы происходила смена, чередование различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривание, слушание, выполнение различных действий). Основной принцип данной игры – не навязывать ребенку процесс рисования, а увлечь его этим видом деятельности. Процесс совместной работы взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В первых играх-занятиях, чтобы заинтересовать ребенка необходимостью рисования, используются народные потешки, песенки, стихотворения, подходящие к сюжету игры.
В дальнейшем приоритет видов деятельности меняется: теперь, чтобы ребенок лучше понял и запомнил содержание произведения, ему предлагается сделать зарисовки по тексту ( по ходу развития литературного сюжета). Это могут быть контурные рисунки, которые он должен закрасить нужным цветом («Петух и краски» по В.Сутееву. народная потешка «Улитка,улитка…» и др.). Таким образом, ребенок постепенно научится аккуратно закрашивать, не входя за контур. В других играх («Мышонок и карандаш», по В.Сутееву, « Кто сказал мяу» и др.) детям предоставляется возможность попробовать рисовать мелками, красками, карандашами и фломастерами и вместе с тем подумать, чем отличаются полученные разными способами изображения. Дети учатся находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами и явлениями. Для инсценировки детям было предложено самим изготовить персонажей произведения самостоятельно с помощью пластилина. Дети нарисовали контур гриба, воробья, бабочки, муравья, и др. и в технике «пластилинография» путём размазывания получили плоскостные изображения. Затем их вырезали и разыграли сказку.
Игры-занятия не предполагают изучение и обучение детей художественным приемам, любое занятие – это игра, где ребенку предоставляется свобода в выборе изобразительных средств.
Результативность проекта:
У детей повысился интерес к избразительной деятельности. Словарь детей существенно обогатился. Они знают сказки, песонажей сказок, песенки, игры, Занют способы изображения героев сказок. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. У родителей также замечен интерес к использованию сказок в речевом и творческом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием знакомят детей и знакомятся сами со сказками (народными, авторскими), объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни и творческом развитии детей.
.
Список литературы.
1.Семенова, Т. В. Методическое пособие по изучению отдельных разделов и тем по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» / Т. В. Семенова. – БПОУ ОО Мезенский педагогический колледж», 2016. – 44 с.- http://www.informio.ru/files/main/documents/2016/06/Semenova_T_V.-posobie.pdf
2. Ивина В. М. Роль иллюстраций в процессе овладения чтением на разных этапах его развития. – М.: Просвещение.,2001.
4. Лавров Н. П. Издания художественной, детской, литературы по искусству, филологии : учебник. — М., 1979.
5.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, М., Синтез,2014
6.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети, М., Школьная пресса, 2010
7.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты., М., Творческий центр,2005
8.Медведева Е.А. Формирование личности ребёнка средствами искусства в артпедагогическом пространстве., М.,ИКСР, 2009
9. Мультфильмы :
Два жадных медвежонка – Союз-мультфильм .1979
Колобок. Союз-мультфильм. 1975 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Сказкотворчество посредством сторителлинга»
Рассказывать истории – зачем это может быть нужно? Если вы задумаетесь над этим, то поймете, что мы постоянно только и делаем, что слушаем или рассказываем истории.Несколько лет назад Евро...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Сказкотворчество в ДОО
СказкотворчествоКак научить детей сочинять сказки Закончи сказкуТворческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе.«Волшебная страна сказок»...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Образовательное событие «Сказкотворчество посредством сторителлинга».
Составление детьми творческих рассказов с использованием Кубиков историй.Задачи:- Формировать умение составлять связные рассказы;- Способствовать развитию внимания, мышления, воображения, памяти;- Спо...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
Сказкотворчество, как способ развития творческих способностей у детей старшего возраста
консультация для родителей...