Проект «Сказкотворчество»
проект (средняя группа)

Юрьева Анна Анатольевна
Название проекта - Сказкотворчество Тип проекта - педагогический Вид- Творческий, игровой. Образовательные области - Социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно - эстетическое Участники проекта - Педагоги, воспитанники, родители воспитанников. Сроки реализации – Краткосрочный 1 мес. Возрастная группа – Средний дошкольный возраст. Цель : Цель проекта: формирование у детей потребности в изобразительной и речевой активности через участие в иллюстрировании сказок, персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Сказкотворчество"39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Березка»

Проект

«Сказкотворчество»


 

Подготовила воспитатель

Юрьева Анна Анатольевна

г. Семенов 2021г.

                                                                                                    Сказка неотделима от красоты. 

Благодаря сказке ребенок познает мир

не только умом, но и сердцем. 

В. А. Сухомлинский

Паспорт проекта

Название проекта - Сказкотворчество

Тип проекта - педагогический

Вид- Творческий, игровой.

Образовательные области - Социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно - эстетическое

Участники проекта - Педагоги, воспитанники, родители воспитанников.

Сроки реализации – Краткосрочный 1 мес.

Возрастная группа – Средний дошкольный возраст.

Цель : Цель проектаформирование у детей потребности в изобразительной и речевой активности через участие в иллюстрировании сказок, персонажей.

.

Актуальность.

«Сказкотворчество» этот термин принадлежит выдающемуся педагогу XX века В.А. Сухомлинскому. Он высоко ставил  сказку в  деле воспитания подрастающего поколения, считая её  образцом народной педагогики.

Знать и понимать смысл сказок своего народа, значит осознать себя частью своей родной национальной культуры,  определиться в  моральных установках, воспитать  патриотическое чувство.

 Иносказание и метафоры сказки позволяет  творчески осмыслить действительность, понять и взглянуть на привычные вещи с другой, неожиданной стороны .

Образный язык сказки способен творить действительно чудеса, он не только развивает мышление и кругозор  ребёнка, учит его говорить по- русски, обогащает его речь. Сказка способна  корректировать  психику ребёнка.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас , помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Знать  сказку и разыгрывать её на сцене, уже хорошо,  а вот попробовать сочинить свою  историю, пусть  с помощью педагога  - это более высокий уровень творческого труда. Здесь  необходимо проявить не только  фантазию, но  провести  сюжетную линию  к определённому концу,  идее -  выводу:  «Сказка лож, да в ней намёк. Добрым молодцам урок»  

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется не достаточно времени,.. Поэтому мной было принято решение с помощью проекта систематизировать знания ребят о сказках, чтобы они показали свои творческие способности и навыки, а так же содействовать гармонизации отношений между родителями и детьми во время совместной работы.

Теоретическая значимость:

Может ли «сказкотворчество» быть педагогической технологией, методом воспитания и  образования? Может, ведь это органично сочетается с таким известными технологиями как: игровая, ТРИЗ – решение изобретательных задач, а также педагогикой коллективного творчества и сотрудничества.

Так с чего начать это  «сказкотворчество»? Начать необходимо с базовых знаний сказок народов мира и  классических авторских сказок, а  потом открывать  горизонты  фантазии ребёнка.

Теоретическая значимость

 заключается в разработке содержания и форм работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи малыми формами фольклора, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в формировании  у детей умений воспринимать и понимать русское народное творчество, создание методического материала по данной проблеме.

Задачи (с дошкольниками):

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными и авторскими сказками.
  • Вызвать интерес к книгам и их рассматриванию самостоятельно и с взрослыми.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.
  • Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
  • Совершенствовать умения передавать в рисунках образы персонажей сказок.
  • Формировать умения лепить по представлению героев литературных произведений.
  • Развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.
  • Формировать умение пересказывать сказки.
  • Развивать творческие навыки, коммуникативные умения.
  • Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
  • Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.

Ожидаемый результат: (дети)

У детей должно быть сформировано чувство прекрасного, умение самостоятельно выражать свое отношение к прочитанному через рисунок, умение воспринимать и эмоционально реагировать на развитие сюжетной линии в литературном произведении.

- должна быть развита связная речь детей через последовательный пересказ произведения, или творческое рассказывание

- дети должны овладеть способами и разной техникой рисования, в том числе и нетрадиционной.

- проявляют любовь к сказкам и театральной  деятельности;

- знают и называют прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ;

-знают различные виды театров и уметь показывать их;

-  самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

- У детей повысился интерес к народному творчеству., внимательно слушают  и запоминают потешки, художественные произведения.

- Раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности.

Ожидаемый результат: (родители)

Повышение у родителей интереса к организации совместной творческой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Сроки реализации:  Ноябрь

 Этапы  проекта

Содержание работы

Ожидаемые результаты

1.Этап – подготовитель

ный

1.Постановка цели, задач, построение модели процесса.

2.Изучение и анализ спец. литературы по теме.

3.Создание условий.

Материальные: оборудование предметно-развивающей среды.

Научно-методические: подбор и разработка планов методик занятий.

Анкетирование родителей.

Будет способствовать лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме.

 Будет способствовать развитию у детей творческой активности.

Поможет разнообразить методы работы с детьми.

2. этап- основной

1.Реализация проекта, использование новых форм работы.

Будет способствовать активизации речевой , творческой деятельности детей .

Поможет выявить знания и возможности детей на определенном этапе.

3.Этап -заключительный

1. Защита на педагогическом совете.

2.Мониторинг выполнения проекта.

Обобщить положительный опыт по проблеме.

Способствовать дальнейшему изучению проблемы.

Механизм  реализации  и  проекта.

Мероприятия

Задачи

Деятельность детей

1 этап Подготовительный

1.

Выпуск буклета для родителе «Сказка в жизни ребенка»

Проинформировать родителей о необходимости чтения сказок детям.

2.

Подбор родителями с детьми иллюстрированных книг «Русские народные сказки»

Активизировать родителей в вопросе развития интереса  детей к художественной литературе.

Подбор книг вместе с родителями. Возможно просматривание и перечитывание знакомых сказок.

3.

Организация в группе выставки книг

Продолжать знакомить с книгами. Обратить внимание на оформление книги , на иллюстрации.

Рассматривание книг

4.

Чтение сказки, выбранной детьми.

Формировать умение слушать сказку

Прослушивание сказки

5.

Викторина по русским народным сказкам.

Актуализировать знания детьми русских народных сказок.

Ответы на вопросы

Рассматривание иллюстраций.

2 этап Основной

6.

Предложить консультацию для родителей в родительский уголок на тему « Что читать детям в  возрасте 4-5  лет»

Направить родителей на правильный выбор литературы для чтения детям в соответствии с возрастом.

7.

Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Формировать умение рассматривать иллюстрации, находить особенности изображаемых объектов, замечать детали, украшающие изображения.

Рассматривание  детьми  иллюстраций , сравнение, Высказывание своего мнения – что больше всего нравится, как изображено.

8.

Д/и «Угадай , из какой сказки герой»

Закрепить знания названий сказок и их героев.

Отгадывание детьми  героев сказок.  Отгадывание

названий  сказок.

9.

Просмотр мультфильма по сказке «Под грибом»

 Как художники- мультипликаторы изобразили животных в мультфильме.

Просмотр мультфильма.

10.

Беседа с использованием презентации «Художники-иллюстраторы детских книг»

Дать знания о художниках иллюстраторах.

Знакомство с художниками с помощью просмотра презентации, подготовленной воспитателем. Обсуждение  произведения живописи. Ответы на вопросы воспитателя об изображении природы, животных художниками.

11.

Д/и «Угадай животного по силуэту»

Развивать зрительное восприятие

Формировать умение узнавть  объект по силуэту

Просмотр силуэтов и высказывания своих предположений кто это может быть.

12.

Драматизация по сказке «Под грибом»

Совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при передачи образов животных

 Исполнения своих ролей в драматизации сказки.

13.

Рисование «Раскрашивание силуэтов сказочных животных»,используя нетрадиционные техники раскрашивания»

Закреплять способы и приёмы рисования различными способами, передавая особенности пушистой шерсти животных.

 Выбор силуэта и способа его закрашивания .

14.

Беседа с детьми по выбору иллюстрируемой сказки.

 Помочь выбрать вместе с детьми сказку ,которую они бы смогли нарисовать.

Формировать умение планировать свою деятельность.

Обсуждение вместе со взрослым, каких животных уже рисовали и поэтому без труда смогут нарисовать. Обсуждение, какими средствами, на каком формате будут иллюстрации.

Распределение, кто какой сюжет будет изображать.

15.

Предложить родителям вместе с детьми подготовить фон для рисования иллюстрации.

Активизировать родителей к взаимодействию с ребёнком.

Подготовка  фона для иллюстрации вместе с родителями. Распределение листа на части для дальнейшего расположения объектов внизу листа и в верхней части листа.

16.

Рассматривание «Изображения сказочного леса художниками»

Закрепить знания детей в  умении передавать в рисунке строение деревьев , расположение их на листе.

Рассматривание картин.

17.

Д/и «Найди сходства и отличия на картинках»

Совершенствовать умения видеть сходства и отличия на изображениях, видеть детали.

Рассматривание картинок, сравнивая их друг с другом.

18.

Рисование « Дерево далеко и близко»

Формировать умение рисовать предметы на ближнем и дальнем плане.

Рисование деревьев.

19.

Д/и «Узнай эмоцию у колобка»

Формировать умение определять эмоции.

Определять по изображению, что делает Колобок (Грустит, поёт, улыбается и т. д.)

Определение эмоций и попытки повторить данную эмоцию мимикой.

20.

Упражнение «Нарисуй радостного и грустного колобка»

Закреплять умение рисовать лицо правильно и

симметрично располагая детали.

Рисование симметрично частей лица, передача эмоций.

21.

Раскрашивание раскрасок «Сказки»

Упражнять в закрашивании

Раскрашивание раскрасок.

22.

Упражнения в вырезании из раскрасок героев сказок и других изображений.

Упражнять в вырезании по контуру

Вырезание изображений.

23.

Рисование  сюжетной картинки к сказке «Теремок»

Формировать умения создавать сюжетные композиции на темы литературных произведений.

Рисование сюжетной иллюстрации.

3 этап Заключительный

24.

Представление и защита творческих работ перед сверстниками.

Формирование умений рассказать о своей работе.

Дети рассказывают о своей работе.

Представление результата своего труда. Удовлетворение своей работой.

25.

Скрепление страниц иллюстраций в книгу.

Совместная с воспитателем деятельность

Книга без обложки.

26.

Показ и рассказывание сказки по книге своим сверстникам и малышам.

Совершенствовать умение рассказывать сказку по картинкам. Формировать умение бережно относиться к книгам.

Дети рассказывают и показывают книгу другим детям.

Пересказывание сказки.

27.

Презентация книги детьми родителям .

Знакомить родителей с творческими возможностями детей.

Дети рассказывают родителям о процессе изготовления книги.

Развитие инициативности ,самостоятельности, любознательности у детей.

Усовершенствовано умение рассказывать, обсуждать, презентовать.

Работа с родителями:

  • Анкетирование «Место книги в вашей семье»;
  • Консультации: «Воспитание сказкой», «Как, и что почитать детям»;
  • Совместная творческая работа родителей и детей дома (домашние задания):

- «Нарисуй картинку к сказке»;

- «Раскрась страницу будущей книги» (раскраска);

- Чтение детям дома русских народных сказок с обсуждением

Материально - методическое обеспечение проекта.

Название и содержание деятельности.

Ожидаемый результат.

  • Уголок книги в соответствии с возрастом детей.
  • Кукольный театр по сказкам и потешкам.
  • Коллекция масок зверей для инсценировок.

  • Медиатека.
  • Пазлы и разрезные картинки по сказкам,
  • Наличие научно-методической базы развития интереса и любви к русскому народному фольклору, воспитания эстетического вкуса у детей и родителей.
  • Пополнение группы дидактическими материалами, книгами, иллюстрированными материалами.
  • Творческие работы детей и родителей.

Постановка проблемы.

При чтении с детьми русских народных сказок и рассматривании иллюстраций к ним у детей возникли вопросы : «Как и кто рисует иллюстрации в книгах» На вопросы детей невозможно ответить быстро и очень подробно, поэтому воспитатель предложила  узнать: «Кто же они- иллюстраторы сказок? Как научиться создавать иллюстрации, помогающие понять содержание сказки?» и попробовать себя в роли иллюстраторов и создать свою книгу.

Описание проекта

Деятельность воспитателя в рамках проекта «Сказазкотворчество» представляет собой проведение игр- творческой деятельности  в процессе чтения литературных произведений. В основу  положены специально подобранные произведения различных жанров и авторов, соответствующие возрасту детей.

Цикл игровых занятий по чтению и рисованию начинается со знакомства детей со сквозными героями: Карандашиком и Кисточкой, которые живут в стране  маленьких художников.

Творческая деятельность  проводятся в игровой произвольной форме в вечернее время при чтении детской художественной литературы с периодичностью 2 раза в неделю. Строится таким образом, чтобы происходила смена, чередование различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривание, слушание, выполнение различных действий). Основной принцип данной игры – не навязывать ребенку процесс рисования, а увлечь его этим видом деятельности. Процесс совместной работы взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В первых играх-занятиях, чтобы заинтересовать ребенка необходимостью рисования, используются народные потешки, песенки, стихотворения, подходящие к сюжету игры.

В дальнейшем приоритет видов деятельности меняется: теперь, чтобы ребенок лучше понял и запомнил содержание произведения, ему предлагается  сделать зарисовки по тексту ( по ходу развития литературного сюжета). Это могут быть контурные рисунки, которые он должен закрасить нужным  цветом («Петух и краски» по В.Сутееву. народная потешка «Улитка,улитка…» и др.). Таким образом, ребенок постепенно научится аккуратно закрашивать, не входя за контур. В других играх («Мышонок и карандаш», по В.Сутееву, « Кто сказал мяу» и др.) детям предоставляется возможность попробовать рисовать мелками, красками, карандашами и фломастерами и вместе с тем подумать, чем отличаются полученные разными способами изображения. Дети учатся находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами и явлениями. Для инсценировки детям было предложено самим изготовить персонажей произведения самостоятельно с помощью пластилина. Дети нарисовали контур гриба, воробья, бабочки, муравья, и др. и в технике «пластилинография»  путём размазывания получили плоскостные изображения. Затем их вырезали и разыграли сказку.

Игры-занятия не предполагают изучение и обучение  детей художественным  приемам, любое занятие – это игра, где ребенку предоставляется свобода в выборе изобразительных средств.

Результативность проекта:

 

У детей повысился интерес к избразительной деятельности. Словарь детей существенно обогатился. Они знают сказки,  песонажей сказок, песенки, игры, Занют способы изображения героев сказок.  Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся  сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания  в изобразительной деятельности.   У родителей также замечен интерес к использованию сказок  в речевом и творческом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием знакомят детей и знакомятся сами со сказками (народными, авторскими), объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни и творческом развитии детей.

.

Список литературы.

1.Семенова, Т. В. Методическое пособие по изучению отдельных разделов и тем по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» / Т. В. Семенова. – БПОУ ОО Мезенский педагогический колледж», 2016. – 44 с.- http://www.informio.ru/files/main/documents/2016/06/Semenova_T_V.-posobie.pdf

2. Ивина В. М. Роль иллюстраций в процессе овладения чтением на разных этапах его развития. – М.: Просвещение.,2001.

4. Лавров Н. П. Издания художественной, детской, литературы по искусству, филологии : учебник. — М., 1979.

5.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, М., Синтез,2014

6.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети, М., Школьная пресса, 2010

7.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты., М., Творческий центр,2005

8.Медведева Е.А. Формирование личности ребёнка средствами искусства в артпедагогическом  пространстве., М.,ИКСР, 2009

9.   Мультфильмы :

 Два жадных медвежонка – Союз-мультфильм .1979

 Колобок. Союз-мультфильм. 1975 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Сказкотворчество посредством сторителлинга»

Рассказывать истории – зачем это может быть нужно? Если вы задумаетесь над этим, то поймете, что мы постоянно только и делаем, что слушаем или рассказываем истории.Несколько лет назад Евро...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Сказкотворчество в ДОО

СказкотворчествоКак научить детей сочинять сказки Закончи сказкуТворческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе.«Волшебная страна сказок»...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Образовательное событие «Сказкотворчество посредством сторителлинга».

Составление детьми творческих рассказов с использованием Кубиков историй.Задачи:- Формировать умение составлять связные рассказы;- Способствовать развитию внимания, мышления, воображения, памяти;- Спо...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...