Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_attestatsii.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.
В настоящее время вопрос о гендерном воспитании приобретает все большую актуальность. Сегодня большое количество исследователей и педагогов изучают проблему гендерного воспитания. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка. Целью гендерного подхода является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Под «гендером» понимается социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, который «присваивается» еще до его рождения, и изменить его невозможно, а гендерная роль меняется в процессе развития общества. Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает, как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.
Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.
Психологи доказали, в период с 4 до 7 лет дети осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами. Именно старший дошкольный возраст, является наиболее восприимчивым возрастом для гендерных взаимоотношений детей. В этом возрасте формируются задатки, способности и все важнейшие качества личности.
Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:
- развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
- закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
- развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).
Для реализации этой цели педагог ставит задачи:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
Например, в поле образовательных задач можно читать с детьми сказки, где в сюжете затронута семейная жизнь персонажей (подойдут почти любые сказки Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также рассказывать детям об основных функциях семьи, семейных традициях, знакомить с профессиями и трудовой деятельностью.
В соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д. В гендерном воспитании и правильной социализации дошкольников очень важна наглядность и вовлеченность. Поэтому в каждой возрастной группе нужно оформлять уголок по гендерному воспитанию. Это часть предметно-развивающей среды, вариант игрового пространства. Уголок оформлен играми, игрушками, развивающими композициями и изображениями, с учётом интересов и мальчиков, и девочек. Дети не только с удовольствием рассматривают наглядные пособия, но активно проигрывают различные игровые ситуации, персонифицируя себя по-разному, для этого можно оформить тематические уголки:
- «Парикмахерская»,
- «Гараж»,
- «Кафе»,
- «Кухня»,
- «Строим дом»,
- «Театр» (можно перевоплотиться в героя сказки, людей различных профессий, примерить на себя вместе с костюмом новую роль) и т. д.
Хорошо, если в уголке будут в наличии костюмы для сюжетно-ролевых игр, доступных пониманию детей — продавец, врач, милиционер, повар, механик, пожарный, парикмахер. Не стоит запрещать детям примерять на себя гендерно «нестереотипный» образ: девочке так же интересно побыть пожарным, как и мальчику поваром.
Одной из целей дошкольных образовательных организаций становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей поло ролевой идентичности, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений. Исходя из вышесказанного, в детском саду необходимо создавать педагогические условия и использовать разнообразные методы для формирования полноценной личности с учетом гендерной идентичности: - моделирование с учетом предпочтений мальчиков и девочек предметно-пространственной развивающей среды (пространство группы принято делить на зоны: игровую, познавательную и зону физической активности. В зонах выделяют уголки для мальчиков и девочек, где подбирают игры, которые непосредственно формируют понятие ребенка о гендерных ролях): - знакомство с национальными традициями и обычаями народов нашей страны, чтение художественной литературы, коллективные беседы с детьми (уточняющие родственные отношения, обязанности членов семьи и правила поведения в обществе для мужчин и женщин) . Необходима и работа с семьей на всех этапах развития гендерной идентичности. Консультации, анкетирование, беседы, наглядная информация должны помочь родителям быть компетентными в этом вопросе.
Вывод: педагоги дошкольной организации должны создать, с одной стороны, пространство, в котором ребенок будет способен свободно познавать мир и его законы, а с другой стороны – пространство, наполненное знаками и символами мужского и женского мира, которые переданы нам культурой и сохранены культурой .Таким образом, внедрение гендерного подхода в процесс образования и воспитания детей дошкольного возраста создаст благоприятные условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности ребенка.
Список литературы: 1.Бендас Т.В. 2005. Гендерная психология. - СПб.: ТЦ Сфера, - 494 с. 2.Каменская Е.Н. 2006. Гендерный подход в педагогике. - Ростов-на-Дону. – 385 с. 3.Пономарева Л.И. 2014. К вопросу о гендерном подходе в воспитании детей дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического института. № 3 (23) . С. 55-59. 4.Татаринцева Н.Е. 2009. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности // Дошкольное образование. №3. С. 28-33. 5.Щетинина А.М. 2010. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. - Москва.: ТЦ Сфера. – 128 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ
Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика
В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....
гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
полезная информация...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
Материал содержит информацию для родителей и педагогов о том, что такое гендерное воспитание, а также рекомендации для родителей по гендерному воспитанию детей....
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.
К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.
Разные миры мальчиков и девочек....
Презентация для родителей "Гендерный подход в воспитании детейдошкольного возраста"
Как воспитать сына, чтобы он стал настоящим мужчиной?Как воспитать дочку, чтобы она стала истинной женщиной?Почему среди мальчишек так много «трудных»?Почему с девочками взрослым обычно проще и удобне...