Консультации педагога
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Детский сад: за и против
Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать
ребенка в ясли или детский сад. Сторонники "домашнего воспитания"
выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных
учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка.
Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех
нарушений в поведении ребенка. "Плохие слова", обман, попытки воровства
агрессивное поведение — все это считается следствием подражания дурном
примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые
предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очеред
аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад — это первая школа
общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение
общаться с людьми — одно из главных условий того, что столкнувшись в
дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не
потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.
Главное преимущество детского сада — это общение. Находясь в коллектив
сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое
собственное мнение и прислушиваться к чужому.
Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен
детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех
детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводит
свободное время в кругу своих ровесников.
Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто
болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к
новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад
совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают
многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность
существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада,
когда период адаптации завершается.
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?
Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного
учреждения — это трехлетний возраст.
В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и
проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В
два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со
сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимани
друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителям
и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем
границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к
другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную
потребность.
Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если
интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок
очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы
расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском сад
Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях,
повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость
—
все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что
родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как
показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по
собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем
те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг
общения.
Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет
протекать период адаптации в детском саду.
Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в перио
адаптации к детскому учреждению — явление вполне нормальное и
естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих
проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом
уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции.
Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью
избегают только умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков,
которых отсутствует глубина переживаний. И все же следует различать
нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развить
у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.
Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных
ограничений. Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым
условиям. В яслях этот период не должен превышать семи - десяти дней, в
детском саду, для детей в возрасте около трех лет — две-три недели, в
старшем дошкольном возрасте — один месяц.
Для периода адаптации могут быть характерны различные
психофизиологические реакции — беспокойство, страх, заторможенность
или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента
ребенка), капризность, раздражительность и упрямство.
Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые:
-
являются единственными в семье;
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
привыкшие к тому, что их капризам потакают;
пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
неуверенные в себе;
страдающие ночными страхами;
эмоционально неустойчивые;
пережившие психологическую травму;
дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с
необходимостью отдавать его в детский сад.
Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько
правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и
психологических нарушений у ребенка.
Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.
Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в тр
года, девочки — несколько позже, в три с половиной. Это — наиболее
благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в
дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и
индивидуальные особенности.
Правило 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием.
Детский сад — это не тюрьма и не клетка, в которую помещают его от
безвыходности ситуации. Это — радость общения, радость творчества,
радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители
должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраиват
ребенка.
Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у
ребенка желание посещать детский сад.
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом. Для
того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите
ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь
сделать рассказ интересным — в этом случае ребенок не будет бояться, что
его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей ново
жизни.
Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня
первого посещения группы детского сада.
Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель
до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или,
если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детског
сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.
В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем
детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с
ними он и будет общаться в первые несколько дней — до тех пор, пока не
найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один
ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее
познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить
общение в коллективе.
Прежде чем отвести ребенка в детский сад, познакомьте его с воспитателям
с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на
полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал
никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.
Правило 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.
Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному
расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то — поздно; в разное время
разные дети ложатся спать, садятся за стол и т.д. В детском коллективе —
свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок.
Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня,
который он будет соблюдать в детском саду.
Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.
В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать ложечк
за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели;
более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам.
Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в
привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться
надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Самостоятельному ребенку
будет проще, чем не приспособленному к самообслуживанию.
Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.
Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не
спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной
исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с
радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им
совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят
его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично
настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не
стоит забывать об этом.
Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.
В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно.
Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтом
в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в
привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте
его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему
необходимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"
Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми
Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...
Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами
Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"
Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...
Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"
Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность...
план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"
НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...