Опыт работы: «Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
В этом возрасте дети очень часто задают различные вопросы, касающиеся окружающего мира (пр-р: как из семечки появляется лук? – мы последовательно проводим экспериментально- опытную деятельность). И от того, как четко и правильно взрослые будут отвечать на поставленные ребенком вопросы, будет зависеть их взгляд на мир в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_vybora_temy.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы:
«Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста»
Обоснование выбора темы:
В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
В этом возрасте дети очень часто задают различные вопросы, касающиеся окружающего мира (пр-р: как из семечки появляется лук? – мы последовательно проводим экспериментально- опытную деятельность). И от того, как четко и правильно взрослые будут отвечать на поставленные ребенком вопросы, будет зависеть их взгляд на мир в целом.
Задачи:
- продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения, их функциями и назначением (посуда, мебель, одежда);
- знакомить со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость), со структурой поверхности (гладкая, шероховатая) (мяч- резиновый, пластмассовый; лед- гладкий, снег- шероховатый) ;
- учить способам обследования предметов (рвется – не рвется, тонет – не тонет) (обследуем бумагу, резиновые игрушки, камни);
- беседовать о членах семья (Кто живет с тобой? Кем тебе является?);
- совершенствовать умение ориентироваться в группе и на участке (Д/и «Найди игрушку», «Найди предмет»);
- учить называть родной город, домашний адрес (рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением родного города; беседа «Где ты был на выходных?»);
- продолжать знакомить с профессиями (наблюдения за работой сотрудников детского сада; экскурсия по помещениям детского сада);
- учить определять состояние погоды (наблюдения за сезонными изменениями, за погодой, за небом, ветром и т.д.);
- знакомить с характерными особенностями времен года (беседы, иллюстрации, наблюдения);
- знакомить с растениями, дикими и домашними животными и их детенышами (занятия, наблюдения за растениями в уголке природы, просмотр фильмов о природе, иллюстрации).
Тематическое планирование содержания дошкольного образования.
Общая тема «Путешествие по улице и парку (на фоне времен года)»
Сентябрь Мы и наш детский сад | |
Осень | |
Путешествие в зеленую страну | |
Октябрь Мы и природа | Растения (деревья, кусты, цветы) |
Фрукты, ягоды, овощи | |
Домашние животные | |
Дикие животные | |
Ноябрь Цветная страна | Путешествие в красную страну |
Путешествие в желтую страну | |
Путешествие в оранжевую страну | |
Путешествие в синюю страну | |
Декабрь Мы и наша семья | Кто мы |
Какие мы | |
Одежда | |
Обувь | |
Январь Моя семья | |
Моя семья. Помощь маме | |
Моя семья. Помощь семье | |
Февраль Зима | Зима |
Птицы зимой | |
Дикие звери зимой | |
Фиолетовая страна | |
Март Мы и наш дом | Мебель |
Вещи | |
Столовая и кухонная посуда | |
Чайная посуда | |
Апрель Весна и времена года | Весна |
Весна | |
Путешествие в голубую страну | |
Части суток | |
Май Что мы знаем и умеем | Времена года. Лето |
Времена года. Лето | |
Что мы знаем и умеем | |
Что мы знаем и умеем |
Объем материала на конец года:
Знакомство с цветом:
- дети знают цвета спектра
- умеют различать и называть цвета предметов
Знакомство с временами года и частями суток:
Дети имеют представление
- обо всех временах года и их характерных особенностях
- о частях суток
- о действиях детей и взрослых в разное время суток
Знакомство с живой природой:
- имеют представление об основных домашних животных, диких зверях и птицах
- знают название детенышей диких и домашних животных
- умеют различать зверей и птиц
- знают название двух деревьев, двух травянистых растениях
- умеют различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты
Знакомство с человеком и хозяйством:
- знают свое имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения
- различают и называют части тела и лица человека
- знают основные детали одежды, мебели, посуды
- умеют различать эмоции человека
- различают и называют предметы ближайшего окружения
- умеют пользоваться обобщающими словами
Формы организации:
Занятия, целевые прогулки, экспериментирование с предметами живой и неживой природы, беседы, игры, просмотр мультфильмов, чтение художественных произведений, наблюдения, трудовая деятельность, речевые досуги.
Методы и приемы:
Основным методом является проблемно-диалогический метод. суть его заключается в том, что педагог дает детям возможность самим в процессе познавательной деятельности узнать новое путем решения доступных проблемных задач.
Этот метод учит детей экспериментировать и пробовать новые методы решения задач, повышает мотивацию к получению новых знаний и умений.
Взаимосвязь с родителями:
- консультации и беседы с родителями
- выполнение домашних заданий детьми совместно с родителями
Применение результатов:
Дети становятся интеллектуально развитые. Увеличивается количество «почемучек». У детей появляется интерес к еще неизвестному.
Полученные знания отражаются в сюжетно-ролевых играх. По развитию сюжетно-ролевой игры можно судить о полученных знаниях ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста
•В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»
Цель:Формировать дружеские взаимоотношения, развивать навыки общения у детей младшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста, тема «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»
Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся....
Перспективный план по Ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ на учебный год.
В методической разработке представлен перспективный план по Ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ на 2017-2018 учебный год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для младшего дошкольного возраста. Тема: «Это чудо – вода»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие...
Дидактическое пособие «Развивающий коврик» по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста
Развивающий коврик для детей – это комплексное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка, диагностики детей раннего возраста...
Тактильная книга как средство ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста.
Ранний и младший дошкольный возраст характеризуется высокой активностью детей в познании окружающего мира через взаимодействие с людьми и предметами.Воспитатели и специалисты ДОУ особое внимани...