Опыт работы: «Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление.  От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

В этом возрасте дети очень часто задают различные вопросы, касающиеся окружающего мира (пр-р: как из семечки появляется лук? – мы последовательно проводим экспериментально- опытную деятельность). И от того, как четко и правильно взрослые будут отвечать на поставленные ребенком вопросы, будет зависеть их взгляд на мир в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosnovanie_vybora_temy.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы:

«Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста»

Обоснование выбора темы:

В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление.  От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

В этом возрасте дети очень часто задают различные вопросы, касающиеся окружающего мира (пр-р: как из семечки появляется лук? – мы последовательно проводим экспериментально- опытную деятельность). И от того, как четко и правильно взрослые будут отвечать на поставленные ребенком вопросы, будет зависеть их взгляд на мир в целом.

Задачи:

- продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения, их функциями и назначением (посуда, мебель, одежда);

- знакомить со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость), со структурой поверхности (гладкая, шероховатая) (мяч- резиновый, пластмассовый; лед- гладкий, снег- шероховатый) ;

- учить способам обследования предметов (рвется – не рвется, тонет – не тонет) (обследуем бумагу, резиновые игрушки, камни);

- беседовать о членах семья (Кто живет с тобой? Кем тебе является?);

- совершенствовать умение ориентироваться в группе и на участке (Д/и «Найди игрушку», «Найди предмет»);

- учить называть родной город, домашний адрес (рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением родного города; беседа «Где ты был на выходных?»);

- продолжать знакомить с профессиями (наблюдения за работой сотрудников детского сада; экскурсия по помещениям детского сада);

- учить определять состояние погоды (наблюдения за сезонными изменениями, за погодой, за небом, ветром и т.д.);

- знакомить с характерными особенностями времен года (беседы, иллюстрации, наблюдения);

- знакомить с растениями, дикими и домашними животными и их детенышами (занятия, наблюдения за растениями в уголке природы, просмотр фильмов о природе, иллюстрации).

Тематическое планирование содержания дошкольного образования.

Общая тема «Путешествие по улице и парку (на фоне времен года)»

Сентябрь

Мы и наш детский сад 

Осень

Путешествие в зеленую страну

Октябрь

Мы и природа

Растения (деревья, кусты, цветы)

Фрукты, ягоды, овощи

Домашние животные

Дикие животные

Ноябрь

Цветная страна

Путешествие в красную страну

Путешествие в желтую страну

Путешествие в оранжевую страну

Путешествие в синюю страну

Декабрь

Мы и наша семья

Кто мы

Какие мы

Одежда

Обувь

Январь

Моя семья

Моя семья. Помощь маме

Моя семья. Помощь семье

Февраль

Зима

Зима

Птицы зимой

Дикие звери зимой

Фиолетовая страна

Март

Мы и наш дом

Мебель

Вещи

Столовая и кухонная посуда

Чайная посуда

Апрель

Весна и времена года

Весна

Весна

Путешествие в голубую страну

Части суток

Май

Что мы знаем и умеем

Времена года. Лето

Времена года. Лето

Что мы знаем и умеем

Что мы знаем и умеем

Объем материала на конец года:

Знакомство с цветом:

- дети знают цвета спектра

- умеют различать и называть цвета предметов

Знакомство с временами года и частями суток:

Дети имеют представление

- обо всех временах года и их характерных особенностях

- о частях суток

- о действиях детей и взрослых в разное время суток

Знакомство с живой природой:

- имеют представление об основных домашних животных, диких зверях и птицах

- знают название детенышей диких и домашних животных

- умеют различать зверей и птиц

- знают название двух деревьев, двух травянистых растениях

-  умеют различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты

Знакомство с человеком и хозяйством:

- знают свое имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения

- различают и называют части тела и лица человека

- знают основные детали одежды, мебели, посуды

- умеют различать эмоции человека

- различают и называют предметы ближайшего окружения

- умеют пользоваться обобщающими словами

Формы организации:

Занятия, целевые прогулки, экспериментирование с предметами живой и неживой природы, беседы, игры, просмотр мультфильмов, чтение художественных произведений, наблюдения, трудовая деятельность, речевые досуги.

Методы и приемы:

Основным методом является проблемно-диалогический метод. суть его заключается в том, что педагог дает детям возможность самим в процессе познавательной деятельности узнать новое путем решения доступных проблемных задач.

Этот метод учит детей экспериментировать и пробовать новые методы решения задач, повышает мотивацию к получению новых знаний и умений.

Взаимосвязь с родителями:

- консультации и беседы с родителями

- выполнение домашних заданий детьми совместно с родителями

Применение результатов:

Дети становятся интеллектуально развитые. Увеличивается количество «почемучек». У детей появляется интерес к еще неизвестному.

Полученные знания отражаются в сюжетно-ролевых играх. По развитию сюжетно-ролевой игры можно судить о полученных знаниях ребенка.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста

•В дошкольном возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышление.  От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»

Цель:Формировать дружеские взаимоотношения, развивать навыки общения у детей младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста, тема «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»

Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся....

Перспективный план по Ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ на учебный год.

В методической разработке представлен перспективный план  по Ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ на 2017-2018 учебный год...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для младшего дошкольного возраста. Тема: «Это чудо – вода»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие...

Дидактическое пособие «Развивающий коврик» по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста

Развивающий коврик для детей – это комплексное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка,  диагностики детей раннего возраста...

Тактильная книга как средство ознакомления с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста.

Ранний и младший дошкольный возраст характеризуется высокой активностью детей в познании окружающего мира через взаимодействие с людьми и предметами.Воспитатели и специалисты ДОУ особое внимани...