Беседа по познавательному развитию "Неизвестная Вселенная" с детьми средней группы
план-конспект занятия (средняя группа)

Силантьева Елена Михайловна

Беседа по познавательному развитию «Неизвестная Вселенная» с детьми средней группы

Цель: формирование у детей представлений о Вселенной.

Образовательные задачиобогащать и активизировать словарь с названиями планет, ввести понятия «кометы», «планеты»; уточнить представление о Солнечной системе и Луне как спутнике Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_beseda_kosmos.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по познавательному развитию «Неизвестная Вселенная» с детьми средней группы

Цель: формирование у детей представлений о Вселенной.

Образовательные задачиобогащать и активизировать словарь с названиями планет, ввести понятия «кометы», «планеты»; уточнить представление о Солнечной системе и Луне как спутнике Земли.

Развивающие задачи: развивать познавательную деятельность: умение понимать проблемно-познавательную задачу и устанавливать причинно-следственные связи; развивать стремление к познанию нового; развивать логическое мышление и воображение детей.

Воспитательные задачи: воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

Материалы: загадки; картины солнца, неба, луны, космических станций, телескопов;  карта звездного неба;  макет «Планеты»; разрезные картины солнца и луны.

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадки.

  • Рассыпалось к ночи золотое зерно,

                Глянули поутру – нет ничего. (Звезды).

  • Круглолица, белолица,

            Во все зеркала глядится.

  • То блин, то полблина,

            То та, то эта сторона. (Луна или месяц).

  • Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце).
  • Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо).

 Дети отгадывают загадки.

 Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Что мы видим днем и ночью на небе?

Дети: Солнце, луну, звезды.

Воспитатель: Да, все это находится в космическом пространстве. Космос – это то, что нас окружает. Вселенная – это все, что существует. Наша Земля – это часть вселенной, так же как солнце, луна и другие планеты.

Ученые используют телескопы и космические автоматические станции (показ картин) для изучения Вселенной. Они считают, что она образовалась в результате огромной вспышки, названной Большим Взрывом. Вселенная непрерывно расширяется, громадные скопления звезд, называемые галактиками, постепенно отдаляется друг от друга.

В лунную ночь можно увидеть белую полосу (показ на карте звездного неба, проходящее через все небо). Это Млечный Путь – наша галактика, имеющая форму спирали, похожую на пропеллер.

На ночном небе мы видим много звезд. Они разные и по размеру и по температуре. Звезды – это огненные шары, один более горячий, другой – менее, поэтому и цвет у них разный. Самые горячие – белые, чуть менее горячие – голубые, потом желтые и красные. А какая звезда к нам ближе всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, это Солнце. Она считается самой близкой к нам звездой во вселенной. Солнце – это шар, который состоит из раскаленных ярко светящихся газов. Вокруг солнца вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, планеты и их спутники, кометы, космическую пыль. Ребята, чем планеты отличаются от звезд?

Ответы детей.

Воспитатель: Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. (Показ на карте). По размеру планеты меньше, чем звезды. А вы знаете какие-нибудь планеты в солнечной системе?

Ответы детей.

Воспитатель: В солнечной системе девять планет. Большинство из них астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

Воспитатель показывает все планеты.

Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Названа она в честь крылатого бога Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха. Может ли там жить человек?

Ответы детей.

Воспитатель: Венера – вторая от солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты – Венеры. Покрыта она толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там так жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки.

Земля – третья от солнца планета. Она находится на таком расстоянии от солнца, что температура на ней не бывает не слишком высокой, ни слишком низкой. Здесь есть достаточное количество воды, поэтому на земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник – Луну.

Марс – четвертая планета солнечной системы. Названа именем бога войны – Марса. Марс – единственная похожая на землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. Давно люди верили, что там живут загадочные существа – марсияне. Но ученые узнали, что жизни на Марсе нет.

Юпитер – пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога – Юпитера. Это самая большая планета солнечной системы. Она так велика, что остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер – гигантский шар, который состоит из жидкости и газа.

Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Названа она в честь Сатурна, отца Юпитера. Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Уран – седьмая планета от солнца. Названа она в честь отца Сатурна – Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

Нептун – восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря – Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч.

Плутон – девятая, самая отдаленная планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, потому что на нее не посылали автоматических станций.

А сейчас мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Планеты, стройся!»

Воспитатель: Вот мы и узнали, что вокруг солнца кружатся планеты. У каждой свой путь, называемый орбитой. А запомнить названия планет вам поможет «Астрономическая считалка»:

Дети, стоя в кругу, учат считалку.

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон.

Кто не видит – выйди вон.

(А. Усачев)

Игра проводится несколько раз.

Воспитатель: Солнце – это огромный раскаленный шар, и при приближении к нему можно сгореть, хотя оно настолько далеко от нас, что на велосипеде до него можно доехать за 3000 лет, на машине за 1000 лет, на самолете можно долететь за 20 лет, а на ракете за несколько месяцев. А с поверхности солнца постоянно извергаются языки пламени. На ее поверхности температура 6000 градусов С. Солнце дает Земле тепло и свет. Без нее на Земле постоянно царили бы такая темнота и такой ледяной холод, что все живое не могло бы существовать. Оно такое большое, что могло бы вместить в себя больше миллиона Земель.

Воспитатель: В Солнечной системе еще есть астероиды и кометы.

Астероиды – это небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета – небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Воспитатель: А сейчас, ребята, садитесь на стулья и послушайте албанскую народную сказку «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

Дети садятся на стулья полукругом.

Однажды Луна получила от Солнца, царя света, приглашение прийти к нему в гости. Она долго думала, что подарить Солнцу, и, наконец, додумалась. Собрала несколько самых ярких и красивых звезд, положила их на серебряное блюдо и пошла в гости.

Царь света был очень рад такому подарку. Они посидели, вкусно поели, хорошо поговорили…

Затем луна пригласила Солнце к себе в гости. Долго думал царь света, чем Луну порадовать. Наконец придумал. Позвал к себе лучшего портного и говорит:

- Я собираюсь к луне в гости и решил подарить ей платье из облаков. Пожалуйста, сшей платье понарядней. И по мерке, чтобы хорошо и удобно на Луне сидело.

А портной отвечает:        

- Нет, царь света, не возьмусь я за такую работу. Да и никто не возьмется. Луна каждый день меняется. Сегодня он круглая, как мячик, а завтра уже с одного бока худеть начинает. А недели через две и вовсе тоненькой становится, да еще изогнется, как серп. По какой же мерке ей шить, сам посуди!

Расстроился царь света, да ничего не поделаешь. Пришлось идти в гости с пустыми руками.

Луна приготовила угощение, они посидели, поели, поговорили. Но когда царь света собрался уходить, Луна увидела, что у него нет подарка, и огорчилась.

- Не сердись, Луна, - сказал ей царь света, - я долго думал, что тебе подарить. Решил, что лучший подарок – платье из облаков. Но самый искусный портной отказался выполнить мою просьбу. Зато я разрешаю тебе с этого дня собирать мои лучи и шить из них себе любое платье. Увидишь, какой ты станешь красавицей!

И Луна решила, что подарок совсем не плох…

И с тех пор красуется на ночном небе яркая и блестящая, украшенная лучами Солнца, его отраженным светом.

Воспитатель: Вам понравилась сказка, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Луна – это твердый шар, который кружится вокруг какой-либо планеты. У большинства планет нашей Солнечной системы есть луны. Луна сияет отраженным солнечным светом. Кажется, у Луны есть лицо. Это впечатление создают горы, отбрасывающие тень на ее поверхность. Луна (показ картины луны) не меняет свою форму, просто при ее движении вокруг Земли солнечный свет падает на различные ее участки. Луна обходит вокруг Земли за 27 суток. А различные формы луны (показ на мольберте картины фазы луны) называют ее фазами. Когда Солнце озаряет обратную сторону луны, то ее почти не видно на небе. Эта фаза называется новолунием. Следующие две недели по ночам освещается все большая часть луны, двигающейся вокруг Земли. Когда Луна находится на полпути вокруг Земли, то светится вся ее поверхность. Затем в течение двух недель луна постепенно становится тоньше, так как освещается все меньшая ее часть. После этого она начинает новый круг.

  А сейчас поиграем в игру «Разрезные картины».

Дети делятся на две команды. Первая команда детей собирает солнце, а вторая – луну.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с детьми средней группы. Тема: « Почему землю называют родной?»

В конспекте решаются задачи познавательного характера, чтобы способствовать развитию детей к определению задач на основе поставленной проблемы....

Беседа с использованием ЭОР с детьми средней группы «Правила поведения в лесу для воспитанных детей»

Цель: расширять представления детей о значении леса в жизни людей и животных;Задачи: уточнить представления детей о правилах и нормах поведения в лесу, способствовать пониманию дошкольников значимости...

Беседа по пожарной безопасности с детьми средней группы

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждениеУжурский детский сад №1 «Росинка»  БЕСЕДАв средней группе № 3 «Маргаритки»« Пожарная безопасн...

Картотека бесед по формированию ЗОЖ с детьми средней группы

Картотека бесед по формированию ЗОЖ с детьми средней группы...

Беседа по патриотическому воспитанию с детьми средней группы «Моя Родина»

Цель: формировать чувство патриотизма, любовь к стране, малой родине.Задачи: формировать представления детей о Родине, о стране, ее столице, о малой родине, закреплять знание названий улиц, на ко...