Календарно-тематический планирование. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. «Социокультурные истоки».
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовительная к школе группа «Ягодка». Воспитатель: Урасинова Людмила Валентиновна.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. «Социокультурные истоки».
Цель Программы: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения
В возрасте 6-7 лет ставятся задачи развития умений:
- Понимать сверстников и взрослых;
- Принимать точку зрения собеседника;
- Делиться своими знаниями;
- Взаимодействовать в общем деле.
Показателями диагностики коммуникативного аспекта качества образования являются поведенческие показатели:
- Умение слушать, умение говорить, умение вступать в контакт, поддерживать и завершать общение;
- Видеть, слышать и чувствовать каждого, присоединяться к партнёру, выражать собственную оценку;
- Приходить к согласию, быть терпимым к иному мнению;
- Уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса;
- Выражать собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
У ребёнка старшего дошкольного возраста в коммуникативном аспекте качества образования, кроме указанных выше показателей, прослеживаются развитые психологические умения:
- Преодолевать барьеры в общении;
- Проявлять эмпатию к сверстникам и взрослым;
- Снижать излишнее напряжение в общении;
-Использовать ситуативные нормы приветствия, нормы речевого этикета при высказывании своего мнения;
- Высказывать пожелание, просьбу, совет, предложение, сочувствие;
- Использовать невербальные средства общения.
Календарно-тематический планирование
№ п/п | Тема | Дата план | Дата факт | Обязательная часть содержания образования | Примерный план взаимодействия с родителями | Учебно – методическое обеспечение программы |
1. | «Сказочное слово» | Задачи: 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Слова». 2. Развитие общения в паре. 3. Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, чему учит сказка, на основерусской народной сказки «Царевна-лягушка», и сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», личного опыта детей. 2.Выполнение заданий. 3. Игра – драматизация «Путешествие по сказкам». 4.Работа в паре «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». 5.Оформление страницы Альбома «Моя любимая сказка» | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социо-культурном опыте» для детей 6-7 лет. 2. Представление комплекта книг для развития детей 6-7 лет. 3. Работа в круге с книгой для развития «Сказочное слово». 4. Выполнение заданий по русской народной сказке «Царевна-лягушка», и сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 5. Работа с пословицами в книге «Сказочное слово». 6. Активное занятие. Работа в микрогруппе «Мудрость сказочного слова». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.189-190. Истоковедение» том 11, стр.87. Книга для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово» стр.4-10, 11-26, 27, 30-31, 29. | ||
2. | «Напутственное слово» | Задачи: 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции Слова». 2. Развитие умения общаться в паре. 3.Приобщение к традиции напутственного слова. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Напутственное слово в жизни человека» на основе сказки К.Д. Ушинского «Ветер и солнце», русской народной сказки «Василиса Прекрасная», пословиц и личного опыта детей. 2. Выполнение задания. 3. Игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать». 4. Работа в паре «Напутственное слово». 5. Рисунок к сказке «Василиса Прекрасная». | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомствос книгой для развития детей«Напутственное слово». 2. Выполнение родителями заданий по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Перышко ФинистаЯсна-сокола». 3. Работа с пословицами в книге «Напутственное слово». 4. Активное занятие. Ресурсный круг ««Напутственное слово в семье». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.191-192. Истоковедение» том 11, стр.88. Книга для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово» стр.5, 6-14, 4, 16-17, 18, 15. | ||
3. | «Жизненный путь» | Занятие проводится совместно с родителями Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Слова». 2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко ФинистаЯсна-сокола», притчи «Старик и яблоня», пословиц и личного опыта детей. 2.Выполнение задания «Этапы жизненного пути». 3. Игра «Угадай, кем я хочу стать» (выполнение имитационных действий, отражающих будущую профессию детей). 4. Ресурсный круг «Жизненный путь». 5.Оформление страницы Альбома «Кем я хочу стать?» | 1. Работа по книге «Напутственное слово» 2. Выполнение с детьми задания «Этапы жизненного пути». 3. Работа с детьми с пословицами в книге «Напутственное слово». 4. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Кем я хочу стать?» | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.193-194. Истоковедение» том 11, стр.88. Книга для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово» стр.21-32, 33, 20, 34, 35. | ||
4. | «Светлый образ» | Задачи: 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции Образа». 2. Создание позитивного настроя на общение в группе. 3. Формирование ресурса успеха. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о Преподобном Сергии Радонежском на основе использования изображений Свято-троицкой Сергиевой Лавры, ауди записей колокольных звонов, произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение»), фрагментов «Жития Преподобного Сергия Радонежского»: «Сын радости», «В пустыне преподобного Сергия», «Чудо об источнике». 2.Ресурсный круг «Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского». 3.Оформление страницы Альбома «О Преподобном Сергии Радонежском» | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Светлый образ». 2. Выполнение заданий к фрагменту произведения И.С. Шмелева «Богомолье» («Благословение»), рассказам «Сын радости», «В пустыне преподобного Сергия», «Чудо об источнике» и фрагменту «Жития» («Посещение преподобного Сергия Пресвятой Богородицей»). 3. Активное занятие. Ресурсный круг «Светлый образ» | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.194 -195. Истоковедение» том 11, стр.88-89. Книга для развития детей 6-7 лет «Светлый образ» стр.5-8, 9-14, 14. | ||
5. | «Чудотворный образ» | Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа». 2. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. 3. Приобщение к отечественной святыне. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о чудотворном образе по рассказу «Куликовская битва», фрагменту из «Жития Преподобного Сергия Радонежского». 2. Художественно-продуктивная деятельность по выбору детей «Храмы Святой Руси» (аппликация, рисование, конструирование). 3. Работа в паре «Светлый образ». 4. Выполнение задания. | 1. Работа с книгой для развития детей 6-7 лет «Светлый образ». 2. Чтение детям рассказа «Куликовская битва», фрагмента из «Жития Преподобного Сергия Радонежского». 3. Совместная художественно-продуктивная деятельность «Храмы Святой Руси». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.195 -197. Книга для развития детей 6-7 лет «Светлый образ» стр.19-23, 24-25, 26-27, 27. | ||
6. | «Мастера и рукодельницы» | Задачи: 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2. Воспитание уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). 3. Развитие умения договариваться, приходить к согласию. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о мастерах и мастерстве на основе сказа П.П. Бажова «Каменный цветок», пословиц. 2.Выполнение задания. 3. Игра «Где мы были». 4. Работа в паре «Мастера и рукодельницы» 5. Оформление страницы Альбома «Русские узоры». | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы». 2. Выполнение заданий по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок» и русским народным сказкам «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо». 3. Работа с пословицами в книге «Мастера и рукодельницы». 4. Активное занятие. Работа в четверке «Мастер своего дела». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.197 -199. Истоковедение» том 11, стр.89-90. Книга для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы» стр.5-12, 4, 14, 16, 17-18, 15. | ||
7. | «Старание и терпение» | Занятие проводится совместно с учителями школы. Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2. Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре. 3. Развитие единого контекста в группе. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о старании и терпении на основе русских народных сказок «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо» пословиц. 2. Игра «куда иголочка, туда и ниточка» 3. Работа в паре «Старание и терпение» 4. Творческое задание «Иллюстрации к сказке». | 1.Работа с книгой для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы». 2. Выполнение заданий совместно с детьми по сказу П.П. Бажова «Каменный цветок» и русским народным сказкам «Морозко», «Иван-крестьянский сын» и «Чудо- юдо». 3. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Иллюстрации к сказке». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.199 -200. Книга для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы» стр.26-32, 20, 34-35, 33. | ||
8. | «Семейные традиции» | Занятие проводится совместно с родителями. Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». 2. Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. 3. Развитие единого контекста в группе. Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о семейных традициях на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Благовещение»), сказа П.П. Бажова «Живинка в деле», рассказа О.С. Абрамовой «Семейная радость», пословиц и личного опыта детей. 2. Выполнение задания. 3. Весенний хоровод по усмотрению воспитателя. 4. Работа в паре «Семейные традиции». 5. Оформление страницы Альбома «Традиции нашей семьи». | Активное занятие (развивающее) 1.Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» 2. Выполнение заданий по сказу П. Бажова «Живинка в деле» и сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 3. Работа с пословицами в книге «Семейные традиции». 4. Активное занятие. Работа в четверке «Семейные традиции». 5. Подведение итогов работы по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании. Присоединение к Азбуке истоков для 1 класса общеобразовательной школы. | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.201 -202. Истоковедение» том 11, стр.90-91. Книга для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» стр.12-13, 6-11, 5, 4, 14, 16. | ||
9. | «Книга-праздник души» | Занятие проводится совместно с родителями и учителями. Задачи: 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции праздника». 2. Развитие у детей умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3. Подготовка детей к созданию Первой книги (начальная школа). Примерный план: 1. Организация выставки «Книга-праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет). 2. Работа в круге. Беседа с детьми о роли книги в жизни человека на основе серии книг для развития детей 6-7 лет . 2. Выполнение задания. 3. Игра из любимой Книги для развития детей. 4. Работа в паре «Книга-праздник души». 5. Оформление страницы Альбома «Мои Истоки». | 1.Работа совместно с детьми с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» 2. Помощь в организации выставки «Книга-праздник души» (серия книг для развития детей 3-7 лет). 3. Проведение игр из любимой Книги для развития детей. 4. Совместно с детьми: оформление страницы Альбома «Мои Истоки». | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.202 -204. Истоковедение» том 11, стр.90-91. Книга для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» стр.51-52, 54-55, 53. | ||
10. | «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!» | Итоговое. Занятие проводится совместно с родителями и учителями. Задачи: 1.Осмысление и прочувствование результатов, достигнутых в ходе реализации программы. 2. Развитие ресурса успеха. 3. Развитие единого контекста воспитания и развития в дошкольном образовательном учреждении и школе. Примерный план: 1. Разговор в круге. Беседа с детьми о страницах альбома «Мои Истоки» (на основе книг для развития). 2. Ресурсный круг (с делегированием) «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми». 2. Выполнение задания. 3. Художественная деятельность детей «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!» | 1. Беседа с детьми о страницах альбома «Мои Истоки» (на основе книг для развития). 2. Организация выставки детских рисунков на тему «До свидания, детский сад! Школа, здравствуй!» | Литература: «Истоковедение» том 5, стр.204. Книги для развития детей 3-7 лет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочно-тематическое планирование образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
Блочно-театическое планирование разработанно для группы комбинированной направленности (дети с нарушениями слуха).Данная работа представленна в виде блоков ,выделено содержание,цели ,а также словарь к...
Перспективное планирование. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Ребёнок в семье и сообществе
Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и об...
Календарно-тематическое планирование образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" Январь. Подготовительная группа
Данный материал расскрывает содержание работы с детьми подготовительной группы по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие " по программе "От рождения до школы"...
Перспективное планирование Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент средняя группа
Перспективное планирование Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент средняя группа...
Методическое обеспечение рабочей программы.Комплексно-тематическое планирование образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие".
Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы содержание, формы, методы и приемы организации обра...
Календарно тематический план по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Формирование основ безопасности» Вторая младшая группа
Обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах является сложной и трудной задачей для педагогов.На основе примерной общеобразов...