Патриотическое воспитание
статья
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ
КАК ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО –ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого
зависит жизнь растения
на протяжении нескольких
десятилетий, так педагог
должен заботиться о воспитании у
детей чувства бесконечной
любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Родина! Произнося слово «Родина» у каждого человека возникают свои ассоциации, свои мировоззрения, свои чувства гордости и уважения к стране, в которой ты родился. Задача педагогов дошкольного образования знакомить не только с географическим положением России, ее климатическими поясами, природными ресурсами, и дать представление о старинных русских городах (города-музеи, города-столицы, города-памятники, города-крепости), и их достопримечательностями, воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа, знакомить с подвигами русского народа.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Что значит быть патриотом? Это значит быть неотъемлемой частью своей страны! Это чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы целостного отношения к окружающему миру и формируется постепенно в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников, мы опираемся на:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Закон «О днях воинской славы России»
- Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»
- Закон «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»
- Программа Н.Е.Вераксы «От рождения до школы»
Начиная с младшего возраста в группе ведется работа по патриотическому воспитанию. Ведь через воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста формируются нравственные и моральные качества личности.
Системная и целенаправленная работа с детьми по патриотическому воспитанию включает и постепенное привлечение родителей воспитанников в процесс. В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию используем формы и методы.
С помощью родителе был создан семейный фотоальбом группы. Фотоальбом помогает ребенку не только легче адаптироваться к условиям детского сада, но и оказывает помощь в воспитании интереса к семье, семейным традициям. Во многих семьях традиции сохраняются веками: это и уважение к старшим, почитание доброго имени отцов и прадедов.
У нас стало традицией проведение групповых выставок рисунков и поделок «Моя мама» к дню матери, «Подарок для мамы, бабушки, сестренки», «Боевые машины», к дню Защитника Отечества», «Открытка ветеранам» к Дню Победы, фотогазета «Мой папа тоже был солдатом».
Чтобы родители были непосредственными участниками жизнедеятельности группы и дошкольного образовательного учреждения, поводим нетрадиционные родительские собрания с показом русских народных сказок на новый лад, пальчиковых игр, веселой зарядки, мастер-классов.
Психолого-педагогические исследования говорят о том, что с раннего детства у ребенка возникают патриотические чувства. Эти чувства непосредственно связаны с тем местом, где он родился, с тем, что ему близко, с любовью к своим близким людям, к своему дому, к своей матери. Ребенок ближе биологически именно к матери. С первых дней своей жизни, с молоком матери ребенок впитывает всю информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формируя образ хозяйки, матери, женщины, хранительницы домашнего очага. Традиции воспитания благостного отношения к матери помогают сохранить и поддержать семейную модель материнства.
В совместной деятельности, в сюжетно-ролевых играх уже с младшего возраста, мы прослеживаем появление любви, заботы, уважения. Ведь ребенок, как губка, впитывает в себя все увиденное и услышанное и очень важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних чувств, отношений, чтобы в результате подражания положительным примерам поведения они закреплялись в конкретных поступках, действиях.
Каждая семья имеет семейные традиции: одни традиции передаются из поколения в поколение, другие возрождаются. В доступной форме дети знакомятся с историческим прошлым и настоящим родного края. Используя фотографии, сделанные после посещения исторических мест, была сделана фото-экскурсия в виде презентации «Воронеж-колыбель русского флота», с помощью родителей в группе создана мини библиотека, которая помогает знакомиться с культурным наследием Воронежского края (поэтами, художниками, музыкантами, ремеслом, обрядами), с климатическими условиями, заповедниками, с историческим прошлым и настоящим малой родины.
Традицией в семьях стало отмечать православные праздники: Рождество Христово, Крещение, Пасха. Ежегодно мы проводим праздник «Коляда, коляда – отворяй ворота», «Святки», «Широкая масленица», изготавливаем с детьми рождественские открытки.
Проведение праздников ко Дню матери с частушками угощением-выпечкой печенья для милой мамочки, спортивных праздников «Честный поединок», «Папа, мама, я-дружная семья» доказывает о гармоничном развитии дошкольника с участием его родителей в образовательном процессе.
Главную роль в воспитании ребенка, в формировании нравственных норм, в формировании его мышления, нравственно-патриотического облика всегда занимала и занимает семья. Вот почему возрождение семейных традиций очень актуально.
Проводимые мероприятия развивают не только партнерское взаимодействие, но и способствуют неформальной деятельности детей и взрослых. Родители могут увидеть ребенка в других условиях, что поможет пересмотреть методы и приемы воспитания.
Участие в благотворительных акциях «Белый цветок», «Голубь мира», «Книжкина неделя», «Общие дети», «Рождественское тепло» не только объединяет, но и в первую очередь воспитывает любовь к ближнему, милосердие, гуманность и становится семейной традицией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...