Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами создания предметно-пространственной среды в группе детского сада
статья (старшая группа)
Одним из условий патриотического воспитания дошкольников является создание в дошкольных образовательных учреждениях развивающей среды, выполняющей по отношению к детям различные функции: информативную, эмоциональную, побудительную, творческую, познавательную, природоохранительную, игровую, оздоровительную.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами создания предметно-пространственной среды в группе детского сада
Одним из условий патриотического воспитания дошкольников является создание в дошкольных образовательных учреждениях развивающей среды, выполняющей по отношению к детям различные функции: информативную, эмоциональную, побудительную, творческую, познавательную, природоохранительную, игровую, оздоровительную. Она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Взаимодействие всех этих функций обеспечивается с помощью умелого использования материалов, содержащихся в группе.
Патриотическое воспитание ребенка средствами развивающей среды видится нам, во-первых, в том, что мы предоставляем каждому ребенку возможность для его самовыражения и саморазвития, и, во-вторых, оказываем ему помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом, не навязывая ему учебных задач.
При создании предметно-развивающей среды нашей группы придерживались следующих принципов:
- оптимальная насыщенность - материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;
- разнообразие — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструирования, моделирования, развитие мелкой моторики, логики, творчества и др.;
- стабильность — материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место;
- доступность — расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
- полифункциональность, возможность трансформирования и т. д.
Для развития нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в группе был создан патриотический уголок «Мой Орел». Он помогает познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с государственными символами города и области (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города), с русскими народными промыслами и традициями русского народа. Материалы в центре сгруппированы по основным направления: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Наша Родина – Орловщина». Это дает возможность детям соприкоснуться с историей своего города, улицы, области, за счет которого, у дошкольников повышается уровень знаний, развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду взрослых разных профессий, достижениям известных людей.
Наполнение центра по патриотическому воспитанию материалами представлено по группам:
-визуальные дидактические материалы (плакаты с государственной символикой, флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города, республики);
-папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры, пазлы);
-куклы, игрушки;
-творчество самих детей (поделки, рисунки);
-текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек и т.д.).
Были изготовлены дидактические пособия по нравственно – патриотическому воспитанию детей: план нашего района, на котором дети без труда узнают свой детский сад, созданы макеты «Детский сад», «Мой город», «Бабушкино подворье», «Лес», альбомы климатических и природных зон с представителями флоры и фауны.
При подготовке организованной образовательной деятельности большое внимание обращается на подборку наглядного материала: это современные средства ТСО, фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
Нами бил создан цикл медиапрезентаций: «Мамины профессии», «Путешествие в Орловское полесье», «Из окна, из окна наша улица видна», «Путешествие в прошлое города Орла», «Москва - столица нашей Родины», «Что мы знаем о России», «Государственные символы России: герб, флаг, гимн».
Одной из новой форм организации работы по ознакомлению с родным городом стали виртуальные экскурсии на темы: «Предприятия нашего города», «Орел - город воинской славы» и др.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» - в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей нашей группы:
Направления | Экспозиции |
«Семь Я» | «Игрушки наших родителей», «Такие разные куклы», «Герб семьи» |
«Любимый город. Страна» | «Орел глазами детей», «7 чудес Северного района», «Куклы в национальных костюмах», «Профессии родного края» |
«Культура и традиции» | «Бабушкин чуланчик», «Обереги» |
«Я помню! Я горжусь!» | «Не забыть нам даты этой», «Орел – город воинской славы» |
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах должен иметься периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.
Также в группе создана «полочка красоты», где выставлены изделия прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней то появляются красивые предметы, то исчезают. Кто из детей первым замечает на полочке новое. Тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это возможно, поиграть с ним.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Вместе с детьми при участии родителей в нашей группе были собраны следующие коллекции:
Направления | Коллекции |
«Семь Я» | «Новогодние истории» (коллекция Новогодних открыток и игрушек разных лет) |
«Любимый город. Страна» | «Деревья Орловщины», «Семена овощей и злаков», «Ракушки Черного моря», «Города России» (коллекция магнитов) |
«Культура и традиции» | «Куклы в национальных костюмах» |
«Я помню! Я горжусь!» | «Оловянные солдатики», «Военная техника», «Города воинской славы» (коллекция монет) |
В дальнейшем хотелось бы собрать с детьми коллекцию изделий народных промыслов и коллекцию “Что было до…”. Эти коллекции позволили бы приобщить детей к истокам русской культуры, и познакомить детей с историей создания и усовершенствования таких привычных для нас предметов, как ручка, калькулятор, автомобиль и другие.
В результате у детей пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей культуры и искусства.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого. А что может быть доступнее народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурный уголок кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития организован музыкально-театральный уголок, в котором подобраны соответствующие пособия, представлены различные виды театра, маски сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Интерьер украшают куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного творчества.
Собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц и голосов животных. Народные музыкальные инструменты используются на утренниках, концертах, выпускных вечерах.
Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Основная цель создания Центров творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми рисуют, лепят, создают аппликацию.
Совместно с детьми созданы творческие работы: рисунки, макеты, коллажи и другие поделки, посвященные Великой Отечественной войне, Дню Космонавтики, достопримечательностям Орловщины, находят свое место в оформлении интерьера группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»
В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....
Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".
Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...
Презентация «Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе «Ягодка»в соответствии с ФГОС ДО»
Предметная среда в моей группе «Ягодка» выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и работает на развитие самостоятельности и самоде...
Консультация для педагогов на тему: "Создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС саНПиН".
Консультация для педагогов ДОУ...
Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ
Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно ...
Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада
Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО ....
Патриотическое воспитание старших дошкольников через создание предметно-пространственной среды в группе
Патриотическое воспитание старших дошкольников через создание предметно-пространственной среде в группе...