Рекомендации по организации работы воспитателей с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
учебно-методическое пособие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_organizatsii_raboty_ovz.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:
- Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
- При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.
- Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
- Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
- Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
- создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
- осуществлять коммуникативную направленность обучения;
- строго индивидуализировать обучение;
- всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;
- создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
- умение адекватно оценить свои силы, понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физических нагрузках;
- умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки);
- понимание ребенком, что попросить помощи при возникновении при жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно; умение пользоваться соответствующим набором фраз и определений («у меня болит …», «мне нельзя есть сладкое» и т.д.);
- умение обратиться к взрослым при затруднении в игре, обучении, сформулировать запрос о специальной помощи («можно, я пересяду, мне не видно», «мне неудобно сидеть» и т.д.).
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- прогресс в самостоятельности и независимости в овладении бытовыми навыками и навыками самообслуживания;
- умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни (поддержание чистоты в доме, создание уюта, стирка, глажка, чистка одежды и др.);
- ориентировка в устройстве жизни в детском саду, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми (дежурство в группе, полив растений, уборка игрушек и др.);
- положительная динамика в участии в подготовке и проведении праздников, стремлении порадовать близких.
3. Овладение навыками коммуникации.
- умение использовать правила коммуникации в актуальных для ребенка житейских ситуациях;
- умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;
- освоение культурных форм выражения своих чувств: умение корректно выразить отказ, недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации. все дети с ограниченными возможностями здоровья обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут:
- адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности;
- подготовка и для себя, и для окружающих;
- использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;
- расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и детского сада: двор, лес, парк, загородные достопримечательности и др.;
- умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;
- умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки и т.п.);
- умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (посещение магазина ограничено часами его работы, посещение театра, общественного места требует определенной одежды и др.);
- развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности замечать новое, включаться в совместную с взрослым исследовательскую деятельность;
- накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять, присваивать чужой опыт, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
- знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и с детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми;
- освоение необходимых ребенку социальных ритуалов, умение корректно выражать свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, опасение;
- умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за оказание помощи;
- умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;
- расширение круга освоенных социальных контактов.
В организации коррекционного воздействия используются следующие принципы воспитания:
- принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
- принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды);
- принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
- принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
- принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
- принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
- принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые подходы к организации работы воспитателя по формированию мотивационной готовности в условиях группы.
Педагогам дошкольных учреждений часто приходится сталкиваться с тем, что дети не хотят идти в школу. получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достиж...
Статья «Корррекционная работа воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"
Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья с участием специалистов, родителей и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскрыть свой потенциал, п...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Методическая разработка...
«Рекомендации по организации работы с трудными детьми»
laquo;Рекомендации по организации работы с трудными детьми»...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
В данном материале раскрыты принципы организации коррекционной работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ....
Консультация для педагогов «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОО»
Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в ...