Программа по социокультурным истокам
рабочая программа (средняя группа)

Антоненко Юлия Сергеевна
Программа по социокультурным истока 3-4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnye_istoki_4-5_let.docx56.78 КБ

Предварительный просмотр:

И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»

Цели и задачи.

Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» направлена на приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Авторами программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А.В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

Программа существенно наполняет образовательные области: «Социально - коммуникативная» «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие» новым социокультурным и духовно -нравственным содержанием.

Программа позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к самосовершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно - нравственного развития дошкольников.

Программа рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. Педагогическая деятельность с детьми и их родителями в Программе выстроена на основе системы активных форм обучения.

Содержание программы составляют ценности культуры: мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Основная цель программы: заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителя к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Задача: объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.

Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» для дошкольного образования позволяет:

  • создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
  • развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
  • обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;
  • создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей;
  • интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия;
  • осуществлять присоединение от дошкольной ступени образования к начальной школе на основе цели, содержания и педагогических технологий;
  • обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.  

Совместная образовательная деятельность проходит через все виды детской деятельности:

  • Игровая  
  • Коммуникативная  
  • Восприятие художественной литературы
  • Самообслуживание и элементы бытового труда
  • Конструирование из различных материалов
  • Изобразительная
  • Музыкальная
  • Двигательная 

Существенной особенностью данной Программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. 

Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения

  • Работа в паре
  • Работа в микрогруппе  
  • Ресурсный круг  

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущего к подавлению творчества.

    Задачи программы в соответствии с возрастом

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.

Средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет

В группе среднего дошкольного возраста целями воспитательной программы являются:

  • первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;
  • развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;
  • развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарным, заботливым и внимательными к родителям и другим близким людям;
  • развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

Основными разделами программы являются «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».

В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, основу которой составляет взаимная любовь. Центральными категориями, которые предлагается освоить дошкольниками, являются «Дружная семья» и «Домашнее тепло». Выбор данных категорий обусловлен тем, что они отражают особенности представления о семье, имеющейся у русского человека.

Для ребёнка естественно считать, что он и его родители – одно целое. Ощущение дружной семьи возникает в том случае, когда каждый её член окружён вниманием и заботой, каждый находит в ней радость и утешение. Дружной можно назвать семью, в которой все стремятся как можно чаще быть вместе. Дружная семья позволяет ребёнку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Дружная семья даёт ощущение домашнего тепла, которое воспринимается как проявление сердечной доброты.

Для ребёнка 4-5 лет велико значение оценки взрослого (по модусу правильно – неправильно, хороший – плохой, добрый – злой и т.д.). Это связано с формированием в данном возрасте потребности в социальном соответствии (желание быть таким, как взрослые). Пытаясь получить похвалу, ребёнок стремится к воспроизведению норм поведения взрослых и далее – к контролю за правильностью своего поведения. Данная возрастная особенность получает подкрепление и развитие в процессе освоения такой категории, как «Дорога добра». Содержание категории представлено следующим социокультурным рядом: «Родной дом для человека – начало всех путей и дорог. Куда за руку ведут ребёнка взрослые? В детский сад, в гости к бабушке, в храм, навестить больного друга…  Почему эти дороги можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала – основание доброго опыта».

Прочувствованное восприятие на занятии данного социокультурного ряда позволяет каждому ребёнку ощутить свою способность поступать в соответствии с социальными нормами, получать одобрение, что, в свою очередь, способствует развитию положительной самооценки.

Отбор категории для такого раздела программы, как «Родные просторы», в дошкольном образовании обусловлен особенностями восприятия ребёнком окружающего мира. Дитя ощущает мир как живое целое, оно открыто миру, так как чувствует себя его частью. Ребёнка влечёт и притягивает окружающий мир.  Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира – одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

В свете представлений об особенностях восприятия мира ребёнком становится понятным его отношение к «братьям меньшим». Если даже объекты неживой природы ребёнок способен наделить чувством, то поведение животных, которые во многих проявлениях похожи на человека, воспринимается им как вполне реальное отражение чувств и отношений в мире людей.

Эта возрастная особенность может стать основой для развития у детей таких качеств как сочувствие, сострадание. Именно этим обусловлено включение в раздел программы «Труд земной» такой категории, как «Добрая забота».

Включение категории «Праведный труд» в программу средней группы детского сада позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни.

В разделе «Труд души» представлены категории «Любимая сказка», «Благодарное слово», «Светлый праздник».

В возрастной группе 4-5 лет у детей повышается значимость общения со сверстниками. Традиционно в качестве основного способа организации общения рассматривается игра. Использование на занятиях по программе такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагающей необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить ребёнка к участию в коллективной деятельности.

РОДНОЙ ОЧАГ

ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. Родные люди. Семья. Взаимная любовь. Все вместе - так и душа на месте.

ДОМАШНЕЕ ТЕПЛО. Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота. Мир. Счастье.

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ

ДОРОГИ ДОБРА. Родной дом - начало всех путей и дорог. Какие из них можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала - основание доброго опыта.

СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС. Поле, лес, река - прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь, являясь частью этого мира? Сказочные образы.

ТРУД ЗЕМНОЙ

ДОБРАЯ ЗАБОТА. Братья наши меньшие. Доброта. Забота.

ПРАВЕДНЫЙ ТРУД. Труд - основа жизни семьи. На земле жить - людям пользу приносить. Каким добрым делам научили тебя взрослые?

ТРУД ДУШИ

ЛЮБИМАЯ СКАЗКА. Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему взрослые и дети любят сказки?

БЛАГОДАРНОЕ СЛОВО идет от доброго любящего сердца. Родительская любовь. Душевное тепло. Любимая игрушка. Благодарность родителям и миру.

СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК. Русская березка. Веселый хоровод. Святой храм. Святая Троица.

Перспективный план работы с детьми в  группе общеразвивающей направленности  от 4 до 5 лет  по программе «Социокультурные истоки» на 2017-2018 учебный год

Месяц

«Социально- коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»

«Художественно- эстетическое развитие»,

«Социально- коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»,

«Художественно- эстетическое развитие»

«Физическое развитие»,

«Социально- коммуникативное развитие»

Работа с родителями

Сентябрь

02.09.2019 г.

Беседа с детьми на тему «Наша дружная семья».

Фотовыставка «Моя семья».

Игровая деятельность. Пальчиковая игра

«Семья»,

русская народная игра

«У дедушки Трифона». Сюжетно – ролевая игра «Наша дружная семья».

Настольно-печатная игра с правилами

«Семейная прогулка в лес»

Дидактические, сюжетно-ролевые игры : «Приготовим семейный обед», «День рождения бабушки»,

«Семейная прогулка с малышом».

Игра- инсценировка «Из-за леса, из-за гор. Едет дедушка Егор».

09.09.2019г.

 муз. Н. Мурычевой.

Слушание: «Моя семья»

муз. Н. Мурычевой,

«Веселые путешественники» муз. М.Л. Старокадомского, русская  народная  песня

«Где был Иванушка?»

Муз. движения: нар. игра

 «У дедушки Трифона»

«У тетушки Ларисы»,

танец «Дружные пары» обр. Т.А. Попатенко;

пальчиковая игра «Семья».

16.09.2019г.

Книга 1 для развития

детей «Дружная семья».

Русский фольклор. Сказка. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Потешки. «Из-за леса, из- за гор», «Пошла Маша на базар».

Отечественная классическая литература.

Рассказ. Л.Корсунская

«Семья». Поэзия. И.Бунин

«Матушке», Е.Трутнева

«Наша бабушка»,

Р.Гамзатов «Мой

дедушка», В.Берестов

«Любили тебя без особых причин»,

Е.А.Пермяк «Первая рыбка»; Э.Шим «Брат и младшая сестра».

Рассказ. К.Д.Ушинский

«Брат и сестра». Поэзия. Е.Благинина

«Посидим в тишине», К.Лукашевич «Садик». Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома «Наша дружная семья».

23.09.2019г.

Русские народные игры:

«Бабушка Маланья»,

«Дедушка Рожок»

«Каравай».

Ручной труд. Изготовление открытки ко Дню Матери.

30.09.2019г

НОД с родителями на тему «Дружная семья».

Семейное чтение

1 части книги 1

«Дружная семья».

Октябрь

07.10.2019г

Беседа с детьми на тему «Домашнее тепло», о тепле родного очага

«Все вместе – так и душа на месте».

Рассматривание иллюстраций и фотографий

«Домашнее тепло».

Игровая деятельность. Русская  народная игра «Как у бабушки Ларисы».

Сюжетно –ролевая игра «Наш дом»,

«Семеро по лавкам».

Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки

«Братец Иванушка и сестрица Алёнушка».

14.10.2019г

Слушание: «Песенка о домашних животных»,

«Самая хорошая»  

муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой.

Муз.  движения: хоровод

«К нам гости пришли» муз. А. Александрова сл. М.Ивенсен, «Всем, Надюша, расскажи» обр. А.М. Полонского.

21.10.2019г

Отечественная классическая литература.

Поэзия. А.Плещеев

«Внучка», Е.Благинина

«Бабушка-забота», В. Белова «Веселая забота», Рассказ. Л.Нечаев

«Семеро по лавкам».

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло».

28.10.2019г

Игровая деятельность. Подвижные игры:

«Семья»,

«Кто живет у нас в квартире».

Ручной художественный труд.

Совместное дело.

Изготовление коллажа из засушенных листьев для оформления интерьера дома.

31.10.2019г

НОД с родителями на тему

«В добрый путь».

Семейное чтение 2 части

«Домашнее тепло» книги 1.

Ноябрь

        04.11.2019г

Беседа с детьми о дорогах добра.

Игровая деятельность.

Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Игра –лабиринт «Дорога добра» (настольно- печатная), «Поможем муравьишке»

Игры- инсценировки:

«Еду, еду к бабе, деду…», «Машина»

11.11.2019

Слушание: «Петушок» лат. нар. песня,

«Заболел наш петушок» муз. Витлина,

«Когда мои друзья со мной» муз. В.

Шаинского,

«Дорогою добра» (диск «Любимые песни»).

Муз. движения:

«Веселые путешественники» муз. М.Л. Старокадомского, игровая «Огород» муз. В.Витлина, сл. А.Пассовой.

18.11.2019г

Книга 2 для развития детей «В добрый путь».

Русский фольклор. Сказка. «Петушок и бобовое зернышко».

Потешки. «Куда, Ваня, едешь?», «Пошел котик на торжок», «Посылали молодицу».

Литература:

рассказ. К.Лукашевич

«Добрая девочка»,

рассказ. Л.Корсунская

«Дед и внук».

Поэзия. И.Бунин «В лесу», Е. Гомонова «Доброта». Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома «Дороги добра».

25.11.2019г.

Игровая деятельность. Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько».

Ручной труд. Совместное дело. Изготовление поделок из природного материала        для

подарка родным и близким.

«Мама, милая моя, очень я люблю тебя!» (30 ноября - день матери)

29.11.2019г.

 Семейное чтение

1 части «Дороги

добра»

книги 2

«В добрый путь».

Декабрь

02.12.2019г.

Беседа с детьми на тему родного сказочного леса.

Игровая деятельность.

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок «Петушок - золотой гребешок»,

«Снегурушка и лиса».

Дидактические игры «Кто живёт в лесу?», «Что растёт в лесу?»,

«Что возьмем в дорогу?»

«Познавательное развитие» Акция «Сохраним ель».

Оформление странички народного календаря (месяц

«Стужало»). Рассматривание иллюстраций        с изображением леса в разные времена года И.Шишкина, И.И.Левитана, И.Э.Грабаря, Сурикова И др. отечественных классиков.

9.12.2019г.

Слушание: «Песня жаворонка» П.И.Чайковский,

запись пения лесных птиц, лесных звуков,

«Жаворонок» муз. М.И. Глинки.

Муз. движения:

«Березка», рус. нар. мелодия,

«На мосточке» муз. А.Д. Филиппенко, хороводная игра

«Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского, сл.

Найденовой.

16.12.2019г.

Русский фольклор. Сказка «Петушок – золотой гребешок»,

«Снегурушка и лиса».

Отечественная классическая литература.

Поэзия. И.Токмакова

«Ели».

Загадки. О природе.

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома «Сказочный лес».

23.12.2019 г.

Игровая деятельность. Подвижные игры:

«У медведя        во бору»; «Мишка вылез из берлоги»,

«Мы с друзьями в лес идем», «Волк и зайцы»,

«Совушка –сова», «Прогулка».

Ручной труд. Совместное дело. Создание коллективного макета

«Сказочный лес».

30.12.2019 г.

Семейное чтение

2 части

«Сказочный лес»

книги 2.

Январь

13.01.2020г.

Беседа с детьми на тему « Добрая забота о братьях наших меньших».

Настольные

игры: «Чьи детки»,

«На бабушкином дворе», «Угадай, чей домик», «Кто где живёт» и др.

Речевое упражнение

«Поблагодарим

коровушку, лошадку, козочку, курочку» Театрализованная игра по мотивам рассказа Л.Нечаева

«Как покататься на лошадке?»

Режиссёрская игра

«Сельский двор».

Заучивание стихов, чтение произведений В. В. Бианки и

Пришвина «Рассказы о природе».

- Оформление странички народного календаря (месяц «Бокогрей»).

«Покормите  птиц

зимой» (Развешивание кормушек для зимующих птиц).

Интегрированное занятие «Мы друзья природы».

20.01.2020г.

Хороводная игра «Кто пасется на лугу?»

Слушание: «Котик

заболел» «Котик выздоров  

А.Т. Гречанинов;

русская  народная  песня «Буренушка».

Муз.  движения: хоровод – игра «Кот Васька»,

р.н. мелодия, «Игра с лошадкой» И.Н. Кишко; народная игра «Кто с нами?», «Лошадка

«Зорька»./муз. Т.

Ломовой,сл. М. Ивенсен./

27.01.2020г.

Книга 3 для развития детей «Добрая забота».

Отечественная классическая литература.

Рассказ. Л. Нечаев «Как покататься на лошадке», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей».

Рекомендуемая литература для дополнительного чтения.

Русский фольклор. Сказка. «Заюшкина избушка».

Отечественная классическая литература.

Рассказ. К.Д. Ушинский

«Коровка»,

Ю. Круторогов «Дождь из семян».

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома «Добрая забота».

30.01.2020г.

Игровая деятельность. Подвижные игры:

«Лисонька- лиса»,

«Лошадки»,

«Курочки»,

«Стадо» и др.

Игры – инсценировки потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была…»,«Уж как я свою коровушку люблю…», «Вышла курочка гулять…»

Ручной труд. Совместное дело. Изготовление кормушек для птиц с участием родителей

31.01.2020 г.

НОД с родителями на тему

«Добрая забота».

Семейное чтение

1 части   книги 3

«Добрая забота».

Февраль

03.02.2020г

Беседа с детьми о значении труда в жизни человека.

Заучивание стихов, чтение произведений В.В.Бианки и

Пришвина «Рассказы о природе».

Игровая деятельность. Русская народная игра

«Кто с нами?»

Театрализованная игра по мотивам

произведения К. Д. Ушинского «На что тебе?»

Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры на темы труда на селе:

«Ферма», «Труд землепашца»,

«Скотный двор» и др. Дидактическая игра«Кому что нужно для работы?»

Игры- инсценировки:«Эй, кузнец-молодец».

«Отличные пшеничные»

«Кисонька – мурысонька…»

10.02.2020г

Слушание: «Строим дом» М.И. Красев, запись        звуков (работа пилы, молотка…).

Муз. движения: игра – хоровод «Соберем

урожай» муз. Насауленко,

«Яблонька» муз. Е. Тиличеевой,

«Огородная –

хороводная», муз.

Б.Можевелова, сл. А.Пассовой.

Развлечения «Масленица, здравствуй, мы тебя встречаем, и горячими блинами всех мы угощаем!»

17.02.2020г

Рассказ. О. С. Абрамова

«Семейный праздник»,

Поэзия. В. Глущенко

«Грядка», П. Засодимский

«Откуда взялся хлеб», Т. А. Шорыгина «Жатва», К. Д. Ушинский «На что тебе?»

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома «Праведный труд».

24.02.2020г

Игровая деятельность. Подвижные игры:

«Помощники»,

«Строим дом», массаж рук,

«По воду»- ритмическая   игра, «Пирожки» - пальчиковая игра. Русская народная игра «Сеяла Алена лен», «Кто с нами?», «Горох»,

«Дедушка Сысой» (книга «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть»)

Ручной труд. Совместное дело. Создание макета

«Бабушкин двор». Труд в природе. Совместное дело.

«Позаботимся о деревьях». Прикрыть корни деревьев снегом.

28.02.2020г

Семейное чтение

2 части

«Праведный труд» книги 3.

Март

02.03.2020г

Беседа с детьми на тему «Чему учит любимая сказка».

Викторина «Узнайте сказку».

Игровая деятельность.

Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Словесная        игра

«Узнайте         сказку», (стр.10    книга  №4),

«Назови сказку».

Театрализованные игры по мотивам любимых детских сказок.

Словесная, настольно- печатная игра

«Путешествие по сказкам», «Собери сказку»

09.03.2020г.

Хороводная игра

«Теремок»,«Репка»

Слушание: «Сказочная музыка» муз. С.М. Майкопара, «Сказка в музыке» муз. О. Радфнова (из цикла музыкальные шедевры).

Муз. движения: игры по мотивам      р.н.     сказок

«Колобок»,   «Теремок»,

«Репка». МДИ «Узнай музыку по картинке».

16.03.2020г

Книга 4 для развития детей «Благодарное слово».

Русский фольклор. Сказка «Крошечка- Хаврошечка».

Отечественная классическая литература.

Поэзия. В.Берестов

«Недаром дети любят сказку».

Загадки. О сказочных героях.

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы альбома «Любимая

сказка».

23.03.2020г.

Игровая деятельность. Подвижные игры:

«Золотая рыбка»,

«В темном лесу есть избушка»,

«На водопой».

«Девочка и медведь»

Ручной труд. Совместное дело. Создание макета

«По дорогам сказок».

30.03.2020г.

НОД        с родителями на тему «Благодарное слово».

Семейное чтение

1 части «Любимая

сказка» книги 4 «Благодарное слово».

Апрель

06.04.2020г.

Беседа с детьми на тему «Благодарное слово»

Игровая деятельность.

Театрализованная игра по мотивам

произведения

Е.Фролова «Кто вырастил яблочко?».

Сюжетно – ролевая игра «Семья» (с использованием

Детьми слов

благодарности),

«Любимая игрушка».

Беседа с детьми о важности

благодарного слова в жизни человека.

13.04.2020г.        муз. Т.А. Попатенко.

Слушание: «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского, «Доброта» муз. Е. Гомоновой.

Муз. движения: «Уж я колышки тешу», народная мелодия.

20.04.2020г.

Отечественная классическая литература.

Рассказы. Н.К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике»,

Е.Фролова «Кто вырастил яблочко?».

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома «Благодарное слово».

27.04.2020г.

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Подарки»,

«Катание яиц».

Ручной труд. Изготовление подарка своими

Руками к

Празднику  Пасхи.

30.04.2020г

 Семейное чтение

2 части

«Благодарное слово» книги .

Май

04.05.2020г.

Беседа с детьми на тему «Светлый праздник»

Игровая деятельность. Хоровод «Ай – да берёзка» и другие народные игры к теме праздника.

Театрализованная игра по мотивам

произведения «Сказка про берёзоньку» (стр. 30 книга №4).

Выполнение движений в соответствии с текстом /книга: «Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть», стр.188/

Облагораживающий труд в природе («Поможем нашим

берёзам»)

Беседа с детьми о празднике Святой Троицы.

«Познавательное развитие»,

Оформление странички народного календаря (месяц «Май - Травень»).

11.05.2020г.

Пение: «Во поле березка стояла» р. н. песня.

Слушание: «Ах, ты береза» муз. М. Раухвергера,

«Земелюшка        - чернозем» р. н. песня.

Слушание колокольного праздничного звона.

Муз. движения: «Мы вокруг березки» муз. Т. А. Попатенко.

«Моя крепкая и дружная семья!»

18.05.2020г.

Отечественная классическая литература.

Рассказ. Н.С.Шмелев

«Троица», К.Д.Ушинский

«Березка».

Поэзия. «Я березка

кудрявая», А. Прокофьев

«Береза», «Сказка про березоньку».

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома «Светлый праздник».

«Моя крепкая и дружная семья!»

25.05.2020г

Игровая деятельность. Русские народные игры: «Горелки»,

«Заря- зоренька»,

«Золотые ворота», «Заря – заряница»,

«Жмурки», «На горе – то калина». «Ай, да, березка», «Во поле березка     стояла»,

«Березовые ворота».

Ручной труд. Совместное дело. Изготовление коллективной

работы

«Празднуем Троицу».

25.05.2020г

НОД        с родителями на тему «Светлый праздник».

Семейное чтение

3 части «Светлый праздник» книги 4.

ПЛАН ИТОГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1 Дружная семья

Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет

«Дружная семья» (часть первая).

Задачи:

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией

«Семья».

  1. Формирование у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей.
  2.  Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.
  3.  Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком.

Примерный план:

  1.  Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Дружная семья» на основе русской народной сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» (стр. 5-9), рассказов Л. Корсунской «Семья» (стр. 11),

Э.        Шима «Брат и младшая сестра (стр. 18), Е. Пермяка «Первая рыбка» (стр. 16), стихотворений (стр. 12-13), потешек (стр. 14), пословиц (стр. 3) и личного опыта детей.

  1.  Русская народная игра «Удедушки Трифона» (стр. 15).
  2.  Работа в паре «Дружная семья» (стр. 19-20).
  3.  Оформление страницы Альбома «Дружная семья» (стр. 21) предлагается выполнить дома вместе с родителями.

ЗАНЯТИЕ 2 Домашнее тепло

Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» (часть вторая).

Задачи:

  1.  Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья».
  2.  Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.
  3.  Развитие умения слушать друг друга.

Примерный план:

  1.  Пальчиковая игра «Семья» (стр. 14).
  2.  Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов (стр. 24-25), пословиц (стр. 3) и личного опыта детей.
  3.  Русская народная игра «Каку бабушки Ларисы» (стр. 25).
  4. Ресурсный круг «Домашнее тепло».
  5.  Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло» (стр. 27).

ЗАНЯТИЕ3 Дороги добра

Занятие проводится на основе книги 2 для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» (часть первая).

Задачи:

  1.  Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы».
  2.  Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению.
  3.  Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Примерный план:

  1.  Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй?» на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (стр. 5-7), потешек (стр. 8), рассказа К. Лукашевич «Добрая девочка» (стр. 10), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей.
  2.  Игра «Огород» (стр. 9), хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько» (стр. 12).
  3.  Работа в паре «Дороги добра» (стр. 13-14).
  4.  Оформление страницы Альбома «Дороги добра» (стр. 11) предлагается выполнить дома вместе с родителями.

ЗАНЯТИЕ 4 Сказочный лес

Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» (часть вторая).

Задачи:

  1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».
  2. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.
  3.  Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.
  4.  Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Примерный план:

  1.  Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русских народных сказок «Петушок-золотой гребешок» (стр. 18-21), «Снегурушка и лиса» (стр. 23-25), стихотворения И. Токмаковой «Ели» (стр. 25), пословиц (стр. 16).
  2.  Хороводная игра «Хоровод в лесу» (стр. 17).
  3.  Работа в паре «Сказочный лес» (стр. 26-27).
  4.  Оформление страницы Альбома «Сказочный лес» (стр. 22).

ЗАНЯТИЕ 5 Добрая забота

Занятие проводится на основе книги 3 для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» (часть первая).

Задачи:

  1.  Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».
  2.  Воспитание у детей доброго отношения к животным.
  3.  Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

Примерный план:

  1.  Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных?» на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке» (стр. 5-8), пословиц (стр. 4), русской народной песни «Буренушка» (стр. 12) и личного опыта детей.
  2.  Хороводная игра «Кто пасется на лугу?» (стр. 9).
  3.  Работа в паре «Добрая забота» (стр. 13-14).
  4.  Оформление страницы Альбома «Добрая забота» (стр. 11).

ЗАНЯТИЕ 6

Праведный труд

Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 3 для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» (часть вторая).

Задачи:

  1.  Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».
  2.  Воспитание у детей уважения к труду.
  3.  Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми.

Примерный план:

  1.  Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказов О. Абрамовой «Семейный праздник» (стр. 17-20), П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» (стр. 24-25), стихотворений Т. Шорыгиной «Жатва» (стр. 25) и В. Глущенко «Грядка» (стр. 21).
  2.  Русская народная игра «Кто с нами?» (стр. 22-23).
  3.  Ресурсный круг «Чему доброму научили вас взрослые?».
  4.  Оформление страницы Альбома «Праведный труд» (стр. 27).

ЗАНЯТИЕ 7 Любимая сказка

Занятие проводится на основе книги 4 для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» (часть первая).

Задачи:

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души».
  2. Воспитание у детей интереса и любви к сказке.
  3.  Развитие умения работать в паре.

Примерный план:

  1.  Викторина « Узнайте сказку» (стр. 10) и «Отгадайте сказочного героя» (стр. 12).
  2.  Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из любимой сказки».
  3.  Работа в круге: выполнение задания к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» (стр. 9).
  4.  Ресурсный круг «Моялюбимая сказка».
  5.  Оформление страницы Альбома «Любимая сказка» (стр. 11) предлагается выполнить дома вместе с родителями.

ЗАНЯТИЕ 8 Благодарное слово

Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 4 для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» (часть вторая).

Задачи:

  1.  Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души».
  2.  Развитие взаимодействия детей и взрослых.
  3.  Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.

Примерный план:

  1.  Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» на основе текстов произведений Н.К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике» (стр. 15-19), Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр. 20), пословиц (стр. 14) и личного опыта детей.
  2.  Выполнение творческого задания на странице 22.
  3. Инсценирование рассказа Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (стр. 20).
  4.  Ресурсный круг «Благодарное слово».
  5.  Оформление страницы Альбома «Благодарное слово» (стр. 21).

ЗАНЯТИЕ 9 Светлый праздник

Занятие проводится совместно с родителями на основе книги 4 для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово» (часть третья).

Задачи:

  1.  Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.
  2.  Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Примерный план:

  1.  Чтение детям фрагмента произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Троица»). Работа в круге. Беседа с детьми о русской березе на основе рассказов К.Д. Ушинского «Березка» (стр. 27), «Сказки про березоньку» (стр. 30), стихотворения «Я березка кудрявая» (стр. 28) и личных впечатлений детей.
  2.  Художественно-игровая деятельность детей. Русский народный хоровод «Во поле береза стояла» (стр. 29).
  3.  Присоединение к празднику Светлой Троицы. Чтение воспитателем отрывка из «Слова к родителям» (стр. 24) со слов «В Троицын день...» до слов «В дни праздника мы миримся и благодарим»).
  4.  Ресурсный круг «Доброе слово березке».
  5. Оформление страницы Альбома «Светлый праздник» (стр. 31).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

рабочая программа по "Социокультурным истокам" младшая группа

laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...

рабочая программа по "Социокультурным истокам" старшая группа

laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...

Рабочая программа по "Социокультурные истоки"

Дополнительная образовательная программа в ДОУ по Социокультурному воспитанию...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...

Рабочая программа по социокультурным истокам

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. ...