Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста
презентация
Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития по Н.П. Гришаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные технологии социализации детей дошкольников | 832.78 КБ |
Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка . На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Слайд 2
старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Наталья Петровна Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОО. Слайд 3
Задачи социального развития дошкольников: 1. Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе; 2. Развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие; 3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др.; 4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения. Слайд 4
Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям). Любовь к экспериментам. Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни. Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения. Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения. Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе . Слайд 5
Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников, разработанные Н.П. Гришаевой «Развивающее общение» «Клубный час» «Технология включения родителей в образовательный процесс» «Ежедневный круг рефлексии» «Ситуации месяца» «Волшебный телефон» «Социальные акции» «Дети-волонтеры» «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца» «Проблемные педагогические ситуации» Слайд 6
Педагогическая технология «Клубный час» Заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу. Технология «Клубный час» Цели «Клубного часа»: - воспитывать у детей самостоятельность и ответственность; формировать умение детей ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим. Слайд 7
Задачи педагогической технологии «Ежедневный рефлексивный круг »: Технология «Ежедневный рефлексивный круг» сплочение детского коллектива; формирование умения слушать и понимать друг друга; формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; обсуждение планов на день, неделю, месяц; развитие умения выражать свои чувства и переживания публично; привлечение родителей к жизни детей в ДОО. Слайд 8
Позволяет детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин). Технология «Ситуация месяца» Задачи: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность; Формировать умение детей ориентироваться в пространстве и времени; воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; формировать умение проявлять инициативу; формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты. Слайд 9
По завершении каждой «ситуации месяца» проводится заключительное мероприятие, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Технология «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»» Слайд 10
Наиболее важной в структуре ситуации месяца является проблемная педагогическая ситуация (ППС). Технология «Проблемная педагогическая ситуация» Цель проведения каждой проблемной педагогической ситуации — самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Слайд 11
Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры»: Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе; Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового , познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим; Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности. Технология «Дети-волонтёры» «Дети – волонтеры» - разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Слайд 12
Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего , на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. Технология «Социальная акция» «Социальная акция» — современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Слайд 13
«Волшебный телефон» — это телефон доверия для детей , который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых . Технология «Волшебный телефон» Задачи педагогической технологии «Волшебный телефон»: развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность; понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителю; определять степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии или программы. Слайд 14
Развивающие общение - это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали. Технология «Развивающее общение» Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, будет зависеть как будем разрешать их и во взрослой жизни. Слайд 15
«Технология включения родителей в образовательный процесс» Причины конфликтных ситуаций «Родитель – воспитатель» Недоверие к детскому саду; Неоправданно позитивные или неоправданно негативные представления родителей о дошкольной организации; Страх родителей потерять контроль над своим ребенком; Психологическая и физиологическая неготовность ребенка к детскому саду; Незнание родителями методов регуляции поведения детей в детском саду; Неадекватное донесение информации до родителей; Поощрение родителей писать жалобы в вышестоящие органы по любому поводу. Методы разрешения конфликтов «Родитель – воспитатель» и пути сотрудничества семьи и ДОО Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества; Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта; Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов; Обращение с любой просьбой к родителям через детей; Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе; Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий. Слайд 16
Преимущества данных технологий Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности. В оспитатель, работающий по таким технологиям неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. М еняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики . Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста
Волкова Светлана Владимировна
(Слайд 2)
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно – образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева.
(Слайд 3)
Н. П. Гришаева, указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.
Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.
(Слайд 4)
Задачами социального развития дошкольников являются :
1. Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
2. Развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др. ;
4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
(Слайд 5)
Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации :
Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).
Любовь к экспериментам.
Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.
Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.
Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.
Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.
(Слайд 6)
Предлагаемая система социализации включает 10 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:
1. Клубный час.
2. Рефлексивный круг.
3. Ситуация месяца.
4. «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца».
5. «Проблемные педагогические ситуации»
6. Дети – волонтеры.
7. Социальная акция.
8. Волшебный телефон.
9. Развивающее обучение.
10. Технология включения родителей в образовательный процесс.
(Слайд 7)
1. Клубный час: позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится.
Цели клубного часа:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- формировать умение детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.
Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
Заранее предварительно обсуждаются и определяются:
тематика «Клубных часов»,
перспективный тематический план клубного часа на полугодие;
периодичность и длительность мероприятий, как правило, 1 раз в месяц. Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт.
Определяются правила поведения детей во время «Клубного часа»;
разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа;
определяется порядок начала программы клубного часа. Сколько групп будет участвовать в клубном часе.
Правила клубного часа:
• Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
• Если взял игрушку поиграть, положи ее на место, когда уходишь.
• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
• Говори спокойно.
• Ходи спокойно.
• Возвращайся в группу по сигналу звонка.
• Если не хочешь ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
После завершения мероприятия все дети - участники с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них. Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности). После проведения каждого клубного часа на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.
Типы Клубного часа:
1. Свободный КЧ, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
2. Деятельностный КЧ, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, (например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.);
3. Тематический КЧ, когда дети включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
4. Квест;
5. Музейный;
6. Творческий, дети подготовительной группы сами организуют деятельность во время «Клубного часа» для всех детей;
7. КЧ на улице;
8. Большая игра, когда присутствует персонаж с проблемой и дети должны самостоятельно ему помощь.
(Слайд 8)
2. Ежедневный рефлексивный круг: (старшая и подготовительная группа) «Рефлексивный круг - это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников с речевыми нарушениями, мыслительные возможности таких детей. «Круг» способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.
«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Правила для детей :
Говорит тот, у кого мяч
Отвечает только на вопрос
Нельзя повторять одно и то же
Если воспитатель поднимает руку – тишина.
Правила для взрослого:
Ни каких оценок (если не знаете, что сказать, а хочется сказать оценку, говорите о чувствах)
Когда нарушается правило, взрослый поднимает руку, дети говорят какое правило нарушено.
В младшей группе проводиться с куклой на руке.
Каждый круг заканчивается с вопросом для родителей (спроси у родителей зачем, и на следующий обязательно по интересоваться что ответили родители).
Круг можно проводиться утром до завтрака или после. Хорошо для подготовки к ООД (для мотивации, также ООД можно проводить в кругу.
Сигнал для сбора в круг. Ребенок может сидеть, лежать ногами назад.
Материал: коврики, свеча, колокольчик, мяч.
Круг- 5 мин – мл. гр
15-20 мин. – ст. гр.
(Слайд 9)
3. Ситуация месяца: ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин).
«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т. е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада.
При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.
(Слайд 10)
4. Заключительные праздники по «Ситуациям месяца» : по завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.
Например, итогом ситуации «Осень, осень в гости просим» было мероприятие «Осенняя сказка», а у ситуации «Моя семья», как правило, бывает совместное мероприятие с семьей.
(Слайд 11)
5. Проблемные педагогические ситуации: самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
(Слайд 12)
6. Дети – волонтеры: это технология, предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов.
(Слайд 13)
7. Социальная акция : направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» — современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.
Может проводиться ежемесячно и всегда за пределами детского сада, может быть связана с тематическим планом или событием текущего месяца. О ее цели и месте проведения заранее информируются дети и родители. Все участники образовательного процесса должны получить удовлетворение от ее проведения.
(Слайд 14)
8. Волшебный телефон: это «телефон доверия» для детей, который дает им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых; проводиться в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю во вторую половину дня (работа психолога). Про то, что рассказал ребенок, родителям не рассказывают. В кругу решаются, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней и что хотят спросить.
(Слайд 15)
9. Развивающие общение: это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали.
Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.
(Слайд 16)
10. Технология включения родителей в образовательный процесс.
Причины конфликтных ситуаций «Родитель – воспитатель»
Недоверие к детскому саду;
Неоправданно позитивные или неоправданно негативные представления родителей о дошкольной организации;
Страх родителей потерять контроль над своим ребенком;
Психологическая и физиологическая неготовность ребенка к детскому саду;
Незнание родителями методов регуляции поведения детей в детском саду;
Неадекватное донесение информации до родителей;
Поощрение родителей писать жалобы в вышестоящие органы по любому поводу.
Методы разрешения конфликтов «Родитель – воспитатель» и пути сотрудничества семьи и ДОО
Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества;
Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта;
Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов;
Обращение с любой просьбой к родителям через детей;
Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе;
Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий.
Педагогический коллектив ДОУ должен стремиться к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с семьей. Изучение мнений родителей о ДОУ, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в развитии и воспитании детей. В ДОУ должна быть разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, что создаст более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Это позволит родителям и педагогам лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, дошкольных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в дошкольном учреждении, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, поможет взрослым в понимании их личности, развитии его способностей, формировании жизненных приоритетов.
(Слайд 17)
Преимущества данных технологий
Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!
У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.
Воспитатель, работающий по таким технологиям неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители.
Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 Современные технологии эффективной социализации ребенка дошкольного возраста...
Презентация по инновационной деятельности "Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия"
Педагогическая технология социализации дошкольника "Ежедневный рефлексивный круг"...
Презентация «Использование современной технологии «Социальная акция» как эффективной социализации детей дошкольного возраста»
Основная цель этого направления - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....
Итоги работы ИП РАО «Современная технология эффективной социализации детей в ДОО и НОО: проектирование модели взаимодействия»
С 2016 года ГБОУ «Школа № 842» является инновационной площадкой Российской академии образования по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проекти...
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов...
Использование современной технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста «Клубный час» (Из опыта работы) Для родителей и педагогов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Золушка» «Педагогическая статья «Клубный час...