Организация экскурсий и целевых прогулок в природу как средство формирования основ экологической культуры у дошкольников
презентация
Дошкольное детство - это время для формирования интереса к окружающей природе, возникновения нравственных и этических норм поведения, развитие эмоциональных впечатлений, которые надолго сохранятся в памяти. Чем в более раннем возрасте начинать воспитывать у ребят основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное детство - это время для формирования интереса к окружающей природе, возникновения нравственных и этических норм поведения, развитие эмоциональных впечатлений, которые надолго сохранятся в памяти. Чем в более раннем возрасте начинать воспитывать у ребят основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень.
Основные экологические понятия ребёнок усваивает через самые разнообразные формы. Прогулка и экскурсия являются одними из основных форм экологического воспитания дошкольников. Они имеют большое воспитательно-образовательное значение: они предоставляют возможность детям напрямую общаться с природой в разные сезоны, проводить активную детскую деятельность. Планирование и проведение разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки. На такой прогулке выделяется основная задача – ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений. На целевых прогулках дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Воспитательно-образовательное значение целевых прогулок очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств. Целевые прогулки - это основная форма организации детей всех возрастных групп при ознакомлении с природой.
Целевые прогулки строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др. На целевых прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.
Приобретенные на целевых прогулках в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Еще одной важнейшей формой экологического воспитания является экскурсия. Образовательной задачей экскурсии является освоение детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Структура экскурсии включает: - вводную беседу; - коллективное наблюдение; - индивидуальное самостоятельное наблюдение; - сбор материала; - игры детей; - заключительная часть, во время которой подводится итог экскурсии и напоминает необходимость бережного отношения к природе. Экскурсии за пределами детского сада проводят начиная со средней группой.
позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы; на экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе; велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей: красота природы, окружающая их , вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств; экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на свежем воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья; находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы Значение экскурсии:
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы: - между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни; - между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования; - между различными живыми существами в одной экосистеме.
На экскурсиях воспитатель знакомит детей с многообразием органического мира, проводит наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города, посёлка. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии воспитатель должен уделять организации деятельности детей: приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. 1 заповедь – соблюдение тишины (Л. П. Симонова); 2 заповедь – терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением, животным); 3 заповедь – внимательность (учить находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).
В ходе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Познание природной среды начинается чувственно, через зрение, слух, осязание, обоняние. Чем больше организаций чувств вовлечено в такое познание, тем больше признаков и свойств ребенок выделяет в изучаемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (например: парков, водоемов), сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду. «Расскажи мне - и я забуду! Покажи мне - и я запомню! Дай мне сделать самому - и я пойму!» - сказал классик педагогики К. Д. Ушинский. Эти слова в полной мере можно отнести к образовательной деятельности - экскурсии.
Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые яркие впечатления о красоте и многообразии природного мира.
В конце хотелось бы добавить, что основная задача воспитания экологической культуры в ДОУ – научить экологически мыслить дошкольника: - формирование точных экологических взглядов; - формирование взаимоотношений человек-природа; - создание системы умения взаимодействовать с природой.
Литература: 1. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 83-88. 2. Кобылянский В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования // Начальная школа. - 2018. - № 1. - С. 28 — 32. 3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: Просвещение, 2016. - 438 с. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во центр «Академия», 2015. - 336 с. 5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017. - 83 с. 6. Баранникова Э. Э. Экскурсии и целевые прогулки в системе воспитания основ экологической культуры / Э. Э. Баранникова. Ульяновск, 2005 7. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» - 2006 г. 8. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург,2005 г.–116 с. 9. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников
описание проекта "Живи Земля" разделен на две презентации...
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников 2
вторая часть презентации проекта "Живи Земля"...
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Выступление на пед. совете «Технологические подходы к организации экскурсий в системе работы по формированию основ экологической культуры»
В работе говорится о современных подходах организации экскурсий...
Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...
Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников
Доклад организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников...
Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры дошкольников
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитани...