Семинар. Как организовать РППС в группе
статья
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка
Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. Предметнопространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kak_organizovat_rpps_v_gruppe.docx | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ
Современный детский сад
«Как организовать РППС в группе»
Выполнила:
воспитатель ВВК
Сигаева Р.В.
группы «Матрёшка»
Воронеж 2021
Сегодня дошкольному образованию уделяется особое внимание. Дошкольное образование является не только важной ступенью общего образования, но и основой всей жизни человека. В нашей стране много делается для того, чтобы дошкольное детство было содержательным и интересным. Разработан государственный документ – ФГОС ДО, в котором определены основные направления деятельности дошкольных учреждений.
Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка
Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. Предметнопространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию: ∙ образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; ∙ двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; ∙ различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий. «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков.
Широко известная фраза о том, что «среда- это третий педагог», означает, что сама организация пространства уже задает правила действия и общения. Если большую часть помещения занимают столы и дети вынуждены играть на ковре, неизбежны или постоянные конфликты из-за игрового пространства, или бедная неразвернутая игра. Если столы стоят таким образом, что дети сидят в затылок друг другу, они не учатся сотрудничеству и работе в команде во время занятий (а занятия, как показывает практика, занимают значительную часть образовательного времени). Если в группе нет уютного места (мягкого кресла) и у ребенка практически нет возможности расслабиться, посидеть с книжкой а мягком диванчике, если нет места, где можно уединиться и побыть одному, когда этого очень хочется, -все это означает, что в группе нет условий для эмоционального комфорта детей, их потребности игнорируются. Если в группе нет места, где можно активно подвигаться, если всегда действует запрет на бег и активные движения, так необходимые дошкольникам в течение дня, - это опять означает, что их потребности не только не важны, но и опасны для окружающих. Для того чтобы пространство группы отвечало ключевым задачам дошкольного образования, сформулированным в ФГОС ДО- индивидуализации образовательного процесса, созданию условий для поддержки самоценности детства, развитию детской деятельности (игры, экспериментирования, двигательной активности и т.д.), оно должно соответствовать следующим требованиям. Во- первых, пространство группы должно быть достаточно дифференцированным: в нем надо предусмотреть место для разных видов деятельности- не только для ролевой игры, но и экспериментирования, строительства, занятий с песком и водой, релаксации, уединения. Только в том случае можно будет говорить об учете индивидуальных потребностей детей, пришедших в группу с разными интересами и с разным настроением. Один любит рсовать, другой читать, третий конструировать, четвертый-играть в маму и собачку, а пятый хочет поэкспериментировать с природными материалами-важно каждому ребенку дать возможность реализовать свою потребность, поддержать его интерес. Важно позаботиться о комфортных условиях для детей, выделив для этого уютное место. Для ощущения уюта недостаточно ковра для игры на полу. Диванчик с подушками-думками или мягкими игрушками не останется незамеченным детьми. Разные центры активности предполагают и разные правила поведения, освоение которых важно для развития регуляции поведения. Во-вторых, игровые зоны должны располагаться таким образом, чтобы дети, занимающиеся разными делами, в том числе тихими и подвижными играми, могли не мешать друг другу. Удобно, когда центры для разных занятий имеют очередные границы и не пересекаются друг с другом; когда тихие центры отделены от шумной зоны. Такое расположение позволяет детям играть дольше и разворачивать более богатые сюжеты. В-третьих, игровые зоны должны быть достаточно оборудованными, насыщенными материалами, чтобы в них могла развернуться интересная игра. В- четвертых, пространство группы должно быть легко трансформируемым, чтобы его можно было изменять в соответствии с замыслом детей, что способствует развитию игры, инициативы, воображения. В устройстве группового помещения все имеет значение. Даже дизайн мебели, цветовое оформление стен и занавесок создает запоминающейся микроклимат и свое особенное ощущение для детей и взрослых в группе.
В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметнопространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др. Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность. Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса.
Таким образом, среда должна:
- обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
- побуждать детей к деятельности;
- способствовать развитию самостоятельности и творчества; - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.
А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Предметно-развивающая среда в нашей Группе Матрешка создана в соответствии с требованиями ФГОС ДОО и соответствует возрастным особенностям детей. В группе центры активности расположены вдоль стен, по середине группы большой ковер, на котором дети все время находятся в поле зрения воспитателя и их можно пересчитать по головам, что соответствует безопасности. Центры развития у нас поделены на зоны, однако они не отделены друг от друга и иногда детям трудно выбрать понравившийся центр и начать игру. Мало места для развернутых игр. Центры постоянно обновляются материалами, а недостаток игрушек вызывает соперничество у детей. В группах достаточное количество детской мебели, но ею не всегда удобно пользоваться детям. Им не хватает места для активной деятельности, игры и развития, но место для уединения у них имеется. В центре приятно обустроена мебель и есть успокаивающая атмосфера: мягкий диван, столик, книжная полка и телефон. Правила пользования уютным уголком по очереди установить тяжело. В группе также есть контейнеры с материалами для сюжетно-ролевых игр, которые доступны для детей.
Из всего вышесказанного, я могу сделать вывод, что пространство в нашей группе использовано грамотно, однако существуют как плюсы, так и минусы. Благодаря нашему опыту и профессионализму, мы научились подчеркивать и использовать все достоинства и скрывать недостатки. Наша работа и активная деятельность детей проходит в комфортных условиях, все пространство отлично просматривается и соответствует всем требованиям безопасности. У воспитанников всегда есть разнообразный выбор центра по своим интересам и желаниям и им не приходится долго ждать своей очереди. Иногда даже небольшие минусы нашей группы становятся плюсами, дети учатся коммуницировать друг с другом, работать в команде и прислушиваться к требованиям воспитателя по количеству детей в пределах одного центра . Мы помогаем детям участвовать в оформлении центров. Пространство нашей группы легко трансформируется и может меняться в зависимости от потребностей и воображения детей, что способствует развитию самостоятельности и инициативности, познавательному развитию и умению общаться друг с другом.
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Центры, их функциональное назначение | Оснащение центров |
Центр сюжетно-ролевой игры Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. |
|
Центр по развитию речи Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. | 1. Книжный уголок (Приложение 3):
-серии сюжетных картинок;
«фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др.; разрезные предметные картинки: «Овощи», «Фрукты», «Животные», разрезанные на две, четыре части; |
Центр строительных и конструктивных игр Содействовать развитию разных видов конструирования. | 1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый) 2. Разные виды среднего по размеру конструктора
|
Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем. | 1.Лаборатория:
-элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие;-разнообразные волчки, игрушки- забавы.
тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
настольно-печатные, игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр. |
Экологический центр Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений |
|
признаках: движении, питании, росте. |
10.Дидактические игры. |
Центр творчества Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности | 1.Изобразительные материалы: карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, пластилин.
6.Материалы для нетрадиционных техник рисования.
|
Театрально-музыкальный центр Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. |
|
Центр развития движений Создание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью; воспитание осознанного отношения к своему здоровью | 1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс; 2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3. Шапочки, медальки для подвижных игр. |
Уголок безопасности Формирование представлений о элементарных правилах безопасности. |
|
Уголок уединения Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы | 1. Легкая воздушная беседка из прозрачной ткани 2.Подушки 3.Мягкие игрушки |
Центр краеведения (этнографии) Формирование первоначальных представлений о национальных культурных традициях |
|
Уголок дежурных Овладение простейшими процессами хозяйственнобытового труда. |
|
Уголок труда Формирование представлений о необходимости поддерживать порядок в группе |
|
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям общаться «глаза в глаза...
«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...
Семинар на тему : "РППС"
В семинаре показан небольшой обзор группы по секторам....
Семинар для воспитателей "Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах"
Семинар для воспитателей "Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах"...
Теоретический семинар «Воспитание дошкольников в труде» «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Теоретический семинар«Воспитание дошкольников в труде»«Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»...
Презентация семинара Как организовать РППС в группе
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предпола...
Семинар «Как организовать прогулки дошкольников»
Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта....