Семинар. Как организовать РППС в группе
статья

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка 

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. Предметнопространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kak_organizovat_rpps_v_gruppe.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ

Современный детский сад

«Как организовать РППС  в группе»

                              Выполнила:

 воспитатель ВВК

Сигаева Р.В.

               группы «Матрёшка»

Воронеж 2021

Сегодня дошкольному  образованию уделяется особое внимание. Дошкольное образование является не только важной ступенью общего образования, но и основой всей жизни человека. В нашей стране  много делается для того, чтобы дошкольное детство было содержательным и интересным. Разработан  государственный документ – ФГОС  ДО, в котором  определены основные направления деятельности  дошкольных учреждений.         

        Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка 

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. Предметнопространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия

        Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:                                                                 образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;                                                                                                             двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;                                              различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.                 «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков.

Широко известная фраза о том, что «среда- это третий педагог», означает, что сама организация пространства уже задает правила действия и общения.                         Если большую часть помещения занимают столы и дети вынуждены играть на ковре, неизбежны или постоянные конфликты из-за игрового пространства, или бедная неразвернутая игра.                                                                Если столы стоят таким образом, что дети сидят в затылок друг другу, они не учатся сотрудничеству и работе в команде во время занятий (а занятия, как показывает практика, занимают значительную часть образовательного времени).                                 Если в группе нет уютного места (мягкого кресла) и у ребенка практически нет возможности расслабиться, посидеть с книжкой а мягком диванчике, если нет места, где можно уединиться и побыть одному, когда этого очень хочется, -все это означает, что в группе нет условий для эмоционального комфорта детей, их потребности игнорируются.                                                                                        Если в группе нет места, где можно активно подвигаться, если всегда действует запрет на бег и активные движения, так необходимые дошкольникам в течение дня, - это опять означает, что их потребности не только не важны, но и опасны для окружающих.                                                                                        Для того чтобы пространство группы отвечало ключевым задачам дошкольного образования, сформулированным в ФГОС ДО- индивидуализации образовательного процесса, созданию условий для поддержки самоценности детства, развитию детской деятельности (игры, экспериментирования, двигательной активности и т.д.), оно должно соответствовать следующим требованиям.                         Во- первых, пространство группы должно быть достаточно дифференцированным: в нем надо предусмотреть место для разных видов деятельности- не только для ролевой игры, но и экспериментирования, строительства, занятий с песком и водой, релаксации, уединения. Только в том случае можно будет говорить об учете индивидуальных потребностей детей, пришедших в группу с разными интересами и с разным настроением. Один любит рсовать, другой читать, третий конструировать, четвертый-играть в маму и собачку, а пятый хочет поэкспериментировать с природными материалами-важно каждому ребенку дать возможность реализовать свою потребность, поддержать его интерес.        Важно позаботиться о комфортных условиях для детей, выделив для этого уютное место. Для ощущения уюта недостаточно ковра для игры на полу. Диванчик с подушками-думками или мягкими игрушками не останется незамеченным детьми.        Разные центры активности предполагают и разные правила поведения, освоение которых важно для развития регуляции поведения.                                        Во-вторых,  игровые зоны должны располагаться таким образом, чтобы дети, занимающиеся разными делами, в том числе тихими и подвижными играми, могли не мешать друг другу. Удобно, когда центры для разных занятий имеют очередные границы и не пересекаются друг с другом; когда тихие центры отделены от шумной зоны. Такое расположение позволяет детям играть дольше и разворачивать более богатые сюжеты.                                                                                                        В-третьих, игровые зоны должны быть достаточно оборудованными, насыщенными материалами, чтобы в них могла развернуться интересная игра.                В- четвертых, пространство группы должно быть легко трансформируемым, чтобы его можно было изменять в соответствии с замыслом детей, что способствует развитию игры, инициативы, воображения.                                                                В устройстве группового помещения все имеет значение. Даже дизайн мебели, цветовое оформление стен и занавесок создает запоминающейся микроклимат и свое особенное ощущение для детей и взрослых в группе.

        В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям

        Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметнопространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.                                Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.                                                                                                 Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.        Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.                Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.        Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса.

Таким образом, среда должна:

  • обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
  • побуждать детей к деятельности;
  • способствовать развитию самостоятельности и творчества;  - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

Предметно-развивающая среда в нашей Группе Матрешка создана в соответствии с требованиями ФГОС ДОО и соответствует возрастным особенностям детей. В группе центры активности расположены вдоль стен,  по середине группы большой ковер, на котором дети все время находятся в поле зрения воспитателя и их можно пересчитать по головам, что соответствует безопасности. Центры развития у нас поделены на зоны, однако они не отделены друг от друга и иногда детям трудно выбрать понравившийся центр и начать игру. Мало места для развернутых игр. Центры постоянно обновляются материалами, а недостаток игрушек вызывает соперничество у детей. В группах достаточное количество детской мебели, но ею не всегда удобно пользоваться детям. Им не хватает места для активной деятельности, игры и развития, но место для уединения у них имеется. В центре приятно обустроена мебель и есть успокаивающая атмосфера: мягкий диван, столик, книжная полка и телефон. Правила пользования уютным уголком по очереди установить тяжело. В группе также есть контейнеры с материалами для сюжетно-ролевых игр, которые доступны для детей.

Из всего вышесказанного, я могу сделать вывод, что пространство в нашей группе использовано грамотно, однако существуют как плюсы, так и минусы. Благодаря нашему опыту и профессионализму, мы научились подчеркивать и  использовать все достоинства и скрывать недостатки. Наша работа и активная деятельность детей проходит в комфортных условиях, все пространство отлично просматривается и соответствует всем требованиям безопасности. У воспитанников всегда есть разнообразный выбор центра по своим интересам и желаниям и им не приходится долго ждать своей очереди. Иногда даже небольшие минусы нашей группы становятся плюсами, дети учатся коммуницировать друг с другом, работать в команде и прислушиваться к требованиям воспитателя по количеству детей в пределах одного центра . Мы помогаем детям участвовать в оформлении центров. Пространство нашей группы легко трансформируется и может меняться в зависимости от потребностей и воображения детей, что способствует развитию самостоятельности и инициативности, познавательному развитию и умению общаться друг с другом.

Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:

Центры, их функциональное назначение

Оснащение центров

Центр         сюжетно-ролевой

игры  

Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.

  1. Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.
  2. Уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.).
  3. Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности).
  4. Стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня), мебель для игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
  1. Атрибуты для  сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр.
  1. Наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).

Центр по развитию речи  Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову.

1. Книжный уголок (Приложение 3):

  • художественная литература соответственно возрасту и тематике;
  • книжки-малышки;
  • детские журналы;

-серии сюжетных картинок;

  • тематические альбомы;
  • детские рисунки; 2. Речевое развитие:
  • дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Большой и маленький» и др.;
  • наборы предметных картинок на классификацию лексических тем: «овощи»,

«фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др.;

разрезные предметные картинки: «Овощи», «Фрукты», «Животные», разрезанные на две, четыре части;

Центр строительных

и конструктивных игр  Содействовать

развитию разных видов конструирования.

1.  Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый)

2.  Разные виды  среднего по размеру конструктора

  1. Настольный мелкий деревянный конструктор.
  1. Мелкие игрушки и транспорт для обыгрывания построек
  1. Тематические конструкторы.
  1. Модели готовых построек 

Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.

1.Лаборатория:

  • емкости для игр с водой, песком
  • песок, формочки;
  • вспомогательное оборудование: воронки, лейки;
  • природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны

-элементарные измерительные приборы:

2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и

маленькие;-разнообразные волчки, игрушки- забавы.

  1. Дидактические    игры          на      природоведческую   

   тематику,          иллюстрации      с изображением зверей,

птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.

  1. Игры для интеллектуального развития:

настольно-печатные, игры-головоломки, мозаики,

наборы «Лего» и пр. 

Экологический центр  Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений

  1. Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан. 
  1. Календарь природы.
  1. Аквариум с рыбами.
  1. Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки.

признаках:  движении, питании, росте.

  1. Зимний огород: посадки луковиц.
  1. Рисунки, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток (прорастания луковиц).
  1. Осенние листья, срезанные ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень;
  1. Альбомы «Времена года».
  1. Шишки, желуди.
  1. Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи).

10.Дидактические игры.

Центр творчества Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности

1.Изобразительные материалы: карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, пластилин.

  1. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.;
  1. Крупные трафареты различных животных и овощей.
  1. Цветная бумага, раскраски.

6.Материалы для нетрадиционных техник рисования.

  1. Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, каштаны, жёлуди и пр.
  1. Поделки из природного и бросового материала.

Театрально-музыкальный центр 

Приобщение к театральному искусству.

Развитие интереса к музыке.

  1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка); игрушка комбинированная с кнопками; не озвученные игрушкисамоделки;
  2. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны,  барабан, колокольчики, дудочка, маракасы.
  1. Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, театр теней.
  1. Ширмы, фланелеграф,
  1. Элементы костюмов; полумаски

Центр развития движений Создание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью; воспитание осознанного отношения к своему здоровью

1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс;

2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия.

3. Шапочки, медальки для подвижных игр.

Уголок безопасности Формирование представлений о элементарных правилах безопасности.

  1. Дидактический материал.
  2. Дидактические игры.
  3. Дорожные знаки.
  4. Макет дороги.
  5. Материал по ОБЖ и ПДД;
  6. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
  7. Настольно-печатные игры.

Уголок уединения

Обеспечение индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия каждого ребенка группы

1. Легкая воздушная беседка из прозрачной ткани

2.Подушки

3.Мягкие игрушки

Центр краеведения

(этнографии) Формирование первоначальных представлений о национальных культурных традициях

  1. Генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок).
  2. Альбомы о городе.
  3. Иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки).
  4. Иллюстрированные книги о белорусских городах.
  5. Кукла в белорусском  костюме.

Уголок дежурных Овладение простейшими процессами хозяйственнобытового труда.

  1. Фартуки.
  2. Щетки- сметки.
  3. Совки.
  4. Карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.

Уголок труда 

Формирование представлений о необходимости поддерживать порядок в группе

  1. Фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем).
  2. Уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки.
  3. Альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
  4. Игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям  общаться «глаза в глаза...

«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...

Семинар на тему : "РППС"

В семинаре показан небольшой обзор  группы по секторам....

Семинар для воспитателей "Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах"

Семинар для воспитателей "Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах"...

Теоретический семинар «Воспитание дошкольников в труде» «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»

Теоретический семинар«Воспитание дошкольников в труде»«Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»...

Презентация семинара Как организовать РППС в группе

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предпола...

Семинар «Как организовать прогулки дошкольников»

Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации прогулок, использования в практике достижений передового опыта....