Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя
консультация

Корнева Любовь Владимировна

Одной из важных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является обеспечение равных возможностей и доступности образования для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие недостатки в речевом развитии (ТНР), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией нуждаются в создании специальных условий для получения образования, своевременной и коррекционно-логопедической помощи. Обучение данной категории детей проводится по адаптированной образовательной программе с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей для коррекции нарушений речи и социальной адаптации. Реализация образовательных областей в адаптированной программе осуществляется с использованием коррекционной программы. Для освоения программы детям с ТНР необходима квалифицированная помощь всех участников образовательного процесса, основанная на тесной взаимосвязи, единстве требований и преемственности в работе.

Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе по преодолению у детей нарушений в речевом развитии продуманна и строго систематизирована, логопедия интегрирована в весь воспитательно- образовательный процесс. Поэтому особую  роль в логопедической работе приобретает тесное сотрудничество логопеда и воспитателя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи»»

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:

- развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;

- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей  моторики у детей;

- автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-логопедом;

-уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-логопедом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;

-закрепление сформированных учителем-логопедом грамматических категорий;

- формирование диалогической и монологической речи;

- закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза;

- подготовка детей к письму, формирование графических умений;

-устранение недостатков в сенсорной, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;

- закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-логопеда;

- сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи;

- формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;

- обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.

- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления;

      Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

Артикуляционная гимнастика - может быть проведена в форме игры-сказки «Прогулка Язычка», в сопровождении стихов и загадок, картинок-символов и театра пальчиков и языка.

Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя-логопеда.

Они являются необходимым компонентом при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков и направлены на развитие длительного плавного выдоха и его силы.

Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

3. рисование по шаблону;

4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;

5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти);

6. разрезные картинки;

7. мозаика;

8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»;

9. игры со шнурами и камешками;

 10. «Золушка» – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.

 11. пальчиковый театр, теневой театр;

 12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц.

Игры на развитие психологической базы речи.

У детей с речевыми нарушениями в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно-следственные связи).

         Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: -    сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.

Условия для взаимодействия*        Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...

Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"

Данный материал предназначен  воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» . Консультация для воспитателей ДОУ.

Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при налич...