Творческая работа по теме самообразования
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Викторовна Якимова

«Воспитание любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО – Югры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchyot_za_4_goda.docx340.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» п. Агириш»

Творческая работа

по теме самообразования

«Воспитание любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО – Югры»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/196027/pub_5d654a15dfa9ce00ad0b3ab7_5d654a458c5be800aea8b8f5/scale_1200

Якимова Татьяна Викторовна

Содержание                                                                                                                стр.

Введение………………………………………………………………………………. 3

- Актуальность

- Цель, задачи

- Новизна

- Принципы

- Методы и приёмы

Теоретические основы экологического воспитания у дошкольников………................................................................................................... 5

Диагностический материал для определения уровня воспитания любви к родному краю у дошкольников……………………………………………………. 7

- Планируемые результаты ……………………………………………………........... 7

- Методологическая основа…………………………………………………………... 7

- Критерии оценивания уровня воспитания любви к родному краю у дошкольников…………………………………………………………………………. 7

- Инструментарий к проведению диагностики по воспитанию любви к родному краю у дошкольников ………………………………………………………............... 8

Взаимодействие с участниками педагогического процесса …………….......... 10

- Формы работы по проблеме воспитания любви к родному краю

 у дошкольников ……………………………………………………………………. 10

- Перспективное планирование работы с родителями по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников …………………………………………... 11 

- План совместной деятельности со специалистами по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников ……………………………………………14

- План мероприятий с социальными партнёрами посёлка по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников ……………………………………………15

Перспективное планирование с детьми по воспитанию любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в музеи и заповедники ХМАО - Югры……………………………………………………… 15

Мониторинг…………………………………………………………………………. 22

- Результаты мониторинга по воспитанию любви к родному краю

у дошкольников ……………………………………………………………………... 22

- Результаты определения уровня компетентности родителей по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в музеи и заповедники ХМАО - Югры………………………………… 23

- Вывод…………………………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………………… 27

Приложение 1 ……………………………………………………………………….28

Приложение 2……………………………………………………………………….32

Введение

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

(Дмитрий Сергеевич Лихачёв)

Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества. Формирование экологической культуры детей - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом должно быть владение определенными знаниями и умениями, навыками и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача - формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе. Я уверена, что все приобретенные в это время знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра обладает уникальными природными и культурно – историческими ресурсами. В Югре расположены два государственных заповедника: «Юганский» и «Малая Сосьва», четыре природных парка, три заказника федерального значения и четыре – окружного, музеи. Именно краеведческие и исторические музеи являются источником воспитания у дошкольников интереса к истории зарождения природы, эволюции человека. Посещение краеведческих музеев доставляет удовольствие детям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей.

В филиале МАДОУ «Детский сад «Радуга» созданы условия для экологического воспитания дошкольников:

  • реализация вариативной части образовательной программы – парциальная программа под редакцией Е.В. Гончаровой «Экология для малышей»;
  • создание развивающей предметно пространственной среды: функционирование мини – музея ХМАО – Югры; наличие кабинета экологии; центров «природы и животных нашего края», детского экспериментирования; наличие цифрового микроскопа и игрового оборудования для экспериментирования; интерактивного оборудования в каждой группе.

Однако, существует проблема: отсутствует возможность посещения детьми музеев и заповедников (посёлок соединяет технологическая дорога с другими поселёнными пунктами и нет возможности выезжать за его пределы).

Поэтому, возникла необходимость ознакомления дошкольников с природными ресурсами ХМАО – Югры посредством виртуальных экскурсий.

        Актуальность использования виртуальных экскурсий обусловлена тем, что они позволяют реализовать главный принцип современной системы образования дошкольников – принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о краеведческих музеях и заповедниках ХМАО – Югры, недоступных для посещения детьми. Целенаправленное и систематическое посещение виртуальных экскурсий является эффективным средством познания природы своего края, воспитания любви к природе, средством пропаганды экологических идей и содействует охране окружающей среды. «Воспитание любви к родному краю дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО – Югры» стала основной темой в моей педагогической деятельности.

Цель: Создание условий для воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в музеи и заповедники ХМАО - Югры.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление дошкольников о разнообразии животного и растительного мира ХМАО - Югры;
  • дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края – нефти и газа;
  • знакомить детей с заповедниками, находящимися на территории Югры.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к музейному делу посредством виртуальных экскурсий.

Воспитательная:

  • воспитывать у дошкольников любовь и бережное отношение к природе родного края.

Новизна:

Система работы по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в музеи и заповедники ХМАО-Югры.

Основные принципы:

  • Принцип системности и организованности. (Занятия и игры проводятся по намеченному плану и преследуют определённую цель, постепенно усложняются по мере освоения материала, ежедневно повторяются);
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка;
  • Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса;
  • Принцип новизны (внесение новых электронных игр, схем, видео виртуальных экскурсий);
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Методы и приёмы:

  • Словесный (чтение, обсуждение, рассказывание, разъяснение, объяснение, пояснение, вопросы, беседы);
  • Наглядный (иллюстрации, книги по данной теме);
  • Практический (игровые действия, дидактические игры);
  •  Метод использования информационных компьютерных технологий (интерактивные игры, виртуальные экскурсии для старшего дошкольного возраста).

Теоретические основы экологического воспитания у дошкольников

Дошкольный возраст – оптимальный для развития экологической культуры личности, так как ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении по отношению к природе. Именно в этом возрасте стоит формировать экологические знания, знания норм и правил общения с природой, формировать любовь к природе.

Формирование основ экологической культуры детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста.

По мнению Ивана Дмитриевича Зверева (советский и российский учёныйпедагог, академик) «экологическое воспитание – это становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие».

Низами Мустафаевич Мамедов (доктор философских наук, профессор, академик Российской экологической академии, Российской академии естественных наук) и Ирина Трофимовна Суравегина (автор и редактор ряда научных монографий, учебно-методических пособий)  отмечают, что «экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования ответственного отношения дошкольников к окружающей природе во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой».

Светлана Николаевна Николаева (доктор педагогических наук, автор учебных пособий по воспитанию детей дошкольного возраста) считает, что «экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе».

Николай Фёдорович Реймерс (советский зоолог, эколог, один из главных участников становления заповедного дела, доктор биологических наук, профессор) полагает, что «экологическое воспитание – это педагогически целенаправленное воздействие на детей, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы».

Интерес представляет точка зрения Натальи Александровны Рыжовой (доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор), которая определяет экологическое воспитание дошкольников как «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды».

Евгения Фёдоровна Терентьева (кандидат педагогических наук) предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе».

Анализ, проведенный Витольдом Альбертовичем Ясвиным (доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального института развития образования), дает нам возможность считать, что «экологическое воспитание дошкольников — это специально, организованный, целенаправленный систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств детей, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности».

Диагностический материал для определения уровня воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в музеи и заповедники ХМАО - Югры.

Планируемые результаты

К концу реализации творческой работы по теме«Воспитание любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО - Югры» у детей сформируются: представления о разнообразии животного и растительного мира ХМАО - Югры; о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её; о полезных ископаемых нашего края – нефти и газа; интерес к жизни и традициям ханты и манси ХМАО, к музейному делу посредством виртуальных экскурсий; о заповедниках, находящихся на территории Югры. Дети научатся обобщать и систематизировать представления о временах года; правильно вести себя в природе, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Методологическая основа

Методологическая основа программы разработана с учетом: возрастных, физиологических, личностных особенностей дошкольника.

Диагностический материал разработан на основе «Педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы ДОУ» Н.В. Верещагиной. Данный мониторинг соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года.

Внимание! Мониторинг проводится с разрешения родителей.

Критерии оценивания уровня воспитания любви к родному краю у дошкольников.

Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами с тем, чтобы достичь определённой точности.

Основные диагностические методы:

- наблюдение;

- проблемная (диагностическая) ситуация;

- беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

- индивидуальная;

- подгрупповая;

- групповая.

        Уровни овладения ребёнком необходимыми знаниями по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» /раздел «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития:

Высокий уровень - 5 - 3,8 баллов, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).

Средний уровень - 3,7 - 2,3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе).

Низкий уровень - 2,2 - 1 балла, ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области). (Приложение №1)

Инструментарий к проведению диагностики по воспитанию любви к родному краю у дошкольников

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня экологического воспитания.

Инструментарий к проведению диагностики по воспитанию любви к родному краю у дошкольников 3 - 4 лет

  1. Имеет представления о диких животных.

Методы: беседа

Материал: картинки

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Кто у кого?»; «Кто, где живет?»; «Кто, чем питается?», «Узнай зверя по описанию»; «Кто как голос подает?».

  1. Способен наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.

Методы: наблюдение на прогулке.

Форма проведения: индивидуальная подгрупповая.

Задание: фиксировать на прогулке в совместной деятельности наблюдение ребёнка за птицами.

  1. Имеет представление о насекомых.

Методы: беседа с использованием наглядного материала.

Материал: картинки

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Кто что умеет делать»; «На полянке»; «Посели пчелок»; «Найди тень»; «Бабочка и цветок».

Инструментарий к проведению диагностики по воспитанию любви к родному краю у дошкольников 4 - 5 лет

  1. Имеет представление о диких животных нашего края

Методы: беседа

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Материал: картинки.

Задание: «Чья голова?»; «Назови животное ласково»; «Чей дом?»; «Какие животные спрятались на картинке?».

  1. Имеет представление о растительном мире нашего края.

Методы: беседа с использованием наглядного материала.

Материал: картинки

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди листок, какой покажу»; «Угадай, где что растет»; «Собери цветок из частей»; «Собери дерево из частей»; «Угадай дерево по листу и плоду».

       3. Имеет представления о некоторых насекомых

Методы: беседа

Материал: картинки

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Считаем насекомых»; «Спрячь насекомое»; «Кто, где живёт?»; «Для каждой   ветки свои детки».

Инструментарий к проведению диагностики по воспитанию любви к родному краю у дошкольников 5 - 6 лет

  1. Знает о сезонных изменениях в природе ХМАО

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка

Методы: беседа

Материал: наглядное пособие

Задание: «Бывает - не бывает»; «Повтори, не ошибись»; «Назови времена года, месяцы»; «Когда деревья надевают этот наряд?»; «Что за чем?».

  1. Имеет представление о животном мире ХМАО.

Методы: беседа

Материал: наглядное пособие

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Кто у кого?»; «Чья, чей, чьи?»; «Кто лишний и почему?»; «Лесные жители».

  1. Имеет представление о  растениях мире ХМАО

Методы: беседы

Материал: наглядное пособие

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Посчитай ягодки»; «Детки с какой ветки?»; «С какого дерева лист»; «Что сначала, что потом?»; «Назови сок, назови варенье».

Инструментарий к проведению диагностики по воспитанию любви к родному краю у дошкольников 6 - 7 лет

  1. Имеет представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях ХМАО - Югры

Методы: беседы

Материал: наглядное пособие

Форма проведения: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что растет в сибирской тайге?»; «Первые цветы ХМАО-Югры»; «Где найти мать-и-мачеху»; «Деревья и кустарники»; «Отгадай растение».

  1. Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых.

Методы: беседы

Материал: наглядное пособие

Форма проведения: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Растения леса, сада, огорода»; «Птицы, рыбы, звери»; «Угадай, что в руке»; «Угадай, какая птица поёт?»; «Летает, плавает, бегает»; «Перелёт птиц»; «Назови, кто изображен на картинке и распредели все картинки на пять групп: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые».

  1. Имеет представление о  полезных ископаемых нашего края – нефти и газа.

Методы: беседы

Материал: наглядное пособие

Форма проведения: групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Специальная техника»; «Четвертый лишний»; «Что делают   из нефти».

Взаимодействие с участниками педагогического процесса

Формы работы по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО - Югры.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и с каждым годом она становится острее.        Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Поэтому для полноценного развития ребёнка для достижения поставленной цели по воспитанию любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО - Югры стала работать во взаимодействии с родителями.

Цель: повышение уровня компетенции родителей по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО - Югры.

Формы работы

Информационно – просветительская деятельность (консультации, родительские собрания, беседы, папки-передвижки, буклеты, памятки).

Семейные досуги.

Мастер-класс.

Круглый стол.

Обобщение семейного опыта.

Выставки творческих работ.

Конкурсы творческих работ.

Перспективное планирование работы с родителями по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО - Югры.

План работы с родителями (3 – 4 года)

Месяц

Тема

Цель

1.

Сентябрь

Анкетирование

«Экологическое воспитание в семье».

Выявление уровня экологической культуры в семье.

2.

Октябрь

Родительское собрание Консультация на тему: «Воспитание экологической культуры ХМАО – Югры».

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

3.

Ноябрь

Мастер – класс для родителей:

Изготовление масок для игр, сказочных персонажей.

Приобщать родителей к совместной работе с педагогами и детьми.

4.

Декабрь

Родительская мастерская: изготовление дидактических игр» Чей хвост?», «Собери животных».

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

5.

Январь

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Воспитание бережного отношения к птицам.

6.

Февраль

Консультация:

«Воспитание доброты к природе»

Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.

7.

Март

Пересадка комнатных растений в экологической комнате.

Воспитание бережного отношения к природе.

8.

Апрель

9.

Май

Благоустройство на территории детского сада совместно с родителями и детьми

Благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников

План работы с родителями (4 – 5 лет)

Месяц

Тема

Цель

1.

Сентябрь

Анкетирование

«Экологическое образование в семье».

Выявление уровня «Экологического образования семьи».

2.

Октябрь

Родительское собрание Консультация на тему: «Не причиняя вреда природе».

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

3.

Ноябрь

Пополнение в уголок экспериментирования

Приобщать родителей к совместной работе с педагогами и детьми.

4.

Декабрь

Родительская мастерская: изготовление альбома «Лекарственные растения в ХМАО –Югре»

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

5.

Январь

Акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек)

Воспитание бережного отношения к птицам.

6.

Февраль

Консультация:

Формирование представлений о безопасном поведении в любой ситуации, учить детей правилам безопасного поведения.

7.

Март

Посадка цветов на участке в клумбы

Воспитание бережного отношения к природе.

8.

Апрель

Субботник «Соберём весь мусор в парке» 

Воспитывать у детей сознательного отношения к труду, получать удовлетворение от проделанной работы.

9.

Май

Благоустройство на территории детского сада совместно с родителями и детьми

Благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников

План работы с родителями (5 – 6лет)

Месяц

Тема

Цель

1.

Сентябрь

Анкетирование «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Выявление уровня «компетентности в экологии».

2.

Октябрь

Родительское собрание Консультация на тему: «Воспитание любви к природе»

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

3.

Ноябрь

Посадка комнатных растений

Воспитание бережного отношения к природе.

4.

Декабрь

Родительская мастерская: «Рваная аппликация

«Животные»

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

5.

Январь

Акция «Письма животным»

Воспитание бережного отношения к животным.

6.

Февраль

Консультация: «Занимательная прогулка с ребенком»

Приобщать родителей к совместной прогулке с ребёнком

7.

Март

Мастер – класс родителей: Нетрадиционное рисование

«Одуванчик»

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

8.

Апрель

Субботник «Соберём весь мусор в парке» 

Воспитывать у детей сознательного отношения к труду, получать удовлетворение от проделанной работы.

9.

Май

Благоустройство на территории детского сада совместно с родителями и детьми

Благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников

План работы с родителями (6 – 7лет)

Месяц

Тема

Цель

1.

Сентябрь

Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников»

Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в нашем центре и его осуществления в семье.

2.

Октябрь

Родительское собрание «Войди в природу другом»

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

3.

Ноябрь

Мастер – класс родителей: Нетрадиционная аппликация из резаных ниток «Медвежонок»

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

4.

Декабрь

  1. Пошив костюмов для кукол (инженер -нефтяник, бурильщик, водитель, сварщик, лаборант).

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

5.

Январь

Консультация «Родной край и его природа»

Мастер – класс родителей: Нетрадиционное рисование свечой и акварелью «Лось в зимнем лесу»

Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

6.

Февраль

Мастер – класс родителей: Нетрадиционное рисование манкой

«Заяц зимой»

Повышение компетенции родителей

 (законных представителей)

7.

Март

«Экологический десант»

Привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.

8.

Апрель

Субботник «Соберём весь мусор в парке» 

Воспитывать у детей сознательного отношения к труду, получать удовлетворение от проделанной работы.

9.

Май

Благоустройство на территории детского сада совместно с родителями и детьми

Благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников

План совместной деятельности со специалистами по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО - Югры.

Форма проведения

Содержание работы

Участники

Анкетирование

Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах по проблеме воспитание нравственных качеств у дошкольников.

Воспитатель

Родительское собрание

«Особенности экологического воспитания детей в семье» в форме игры – путешествия.

Педагог-психолог

Воспитатели

Семинар-практикум

«Путешествие в экологическую страну».

Воспитатели

Педагог-психолог

Консультация

«Особенности организации и проведения виртуальной экскурсии для экологического образования в ДОУ

Педагог-психолог

Развлечения, досуги

Досуг «Мы дружим с природой».

Досуг музыкального экологического развлечения: «Мы дружим с природой»

Спортивного эколого-оздоровительного развлечения для старших дошкольников «Сохраним природу!

Музыкально-физкультурное развлечение с элементами экологии «Стань природе другом»

Муз. руководитель

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Муз. Руководитель,

Воспитатели,

Инструктор по физической культуре

Мастер-класс

«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Педагог-психолог

План мероприятий с социальными партнёрами посёлка по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО - Югры.

Сроки

Мероприятие

Ответственные

1.

сентябрь

Викторина «Дикие животные нашего края»

МУК «Межпоселенческая библиотека Советского района» п. Агириш.

2.

октябрь

Экологические акции «Берегите лес!», «Живи лес!»

«Няксимвольское лесничество»

3.

ноябрь

КВН «Юные знатоки природы!»

МУК «Межпоселенческая библиотека Советского района» п. Агириш.

4.

декабрь

Экологический КВН «В союзе с природой»

МБОУ СОШ п. Агириш.

5.

январь

Выставка детского творчества на тему «Югра, мой край родной».

КСК «Современник»

6.

февраль

Хантыйская сказка «Кукушка»

БУ ХМАО-Югры КЦ «Ирида» филиал п. Агириш.

7.

март

Международный день леса. Мероприятие «Друзья леса»

«Няксимвольское лесничество»

8.

апрель

Экологическая акция «Чистый лес»; «Чистый субботник»

«Няксимвольское лесничество»

9.

май

Спортивноэколого-оздоровительное развлечения «Сохраним природу!»

Спорткомплекс «Ритм» Агириш

Перспективное планирование с детьми по воспитанию любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО - Югры.

        IIмладшей группы (3 – 4 года)        

Месяц

Тема

Задачи

I Музей « Малая Сосьва»

1.

Сентябрь

1) Вводная беседа на тему: «О животных нашего края»

2) Обзорная виртуальная экскурсия в заповедник «Малая Сосьва»

1) Прививать детям любовь к животным, воспитывать бережное отношение к природе.

2) Познакомить детей с заповедником, расположенным на территории ХМАО-Югры

2.

Октябрь

1) Чтение художественной литературы Р.Н.С «Три медведя»

2) Дидактическая игра «Собери картинку «Животные»

3) Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва» - знакомство с медведем

1) Учить внимательно, слушать произведение, понимать содержание, отвечать на вопросы воспитателя

2) Развивать мелкую моторику рук, учить соединять части предмета в одно целое. Развивать память, мышление, внимание, активизировать словарный запас.

3) Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – медведе, особенностях его внешнего вида, среде обитания

3.

Ноябрь

1)НОД «Путешествие в лес»

2) Рассматривание иллюстраций с растениями.

3)  Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва» - знакомство с зайцем

1)Закреплять знания детей о диких животных. 

2) Расширять знания детей о растительном мире ХМАО – Югры.

3) Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – зайце, особенностях его внешнего вида, среде обитания

4.

Декабрь

«Праздники и игры народов ханты и манси»

3)  Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва» - знакомство с лисой

Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси.

3) Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – лисе, особенностях его внешнего вида, среде обитания

5.

Январь

1) Проект «Дикие животные нашего края ХМАО – Югры»

2) Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»

3)  Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва» - закрепление знаний о медведе, зайце, лисе

1) Познакомить дошкольников с животным миром ХМАО – Югры

2) Развивать мелкую моторик рук.

3)Закреплять знания о диких животных медведе, зайце, лисе

6.

Февраль

1) Беседа: «О животных нашего края»

2) Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва» - знакомство с волком

1) Прививать детям любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе.

2) Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – волке, особенностях его внешнего вида, среде обитания

7.

Март

1)Дидактическая игра «Чей хвост?»

2) Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва»  

1) Закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику    

2) закрепление полученных знаний

8.

Апрель

1)Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

2)Итоговое интегрированное занятие – НОД «Ознакомление с миром природы» + «Речевое развитие»

1) Развитие ловкости, внимания, сохранять равновесие во время бега. Изменяя направление и темп, не наталкиваясь друг на друга.

2)Подведение итогов уровня усвоения детьми знаний

9.

Май

1)Развлечение совместно с родителями (законными представителями)

на тему: «Путешествие в заповедник»

Закрепить знания детей о заповеднике «Малая Сосьва» в игровой форме

Средней группы (4 – 5 лет)

Месяц

Тема

Задачи

I Музей «Краеведческим музеем ХМАО – Югры».

1.

Сентябрь

1) Вводная беседа на тему: «Краеведческом музее ХМАО - Югры»

2) Обзорная виртуальная экскурсия в «Краеведческий музей»

1) Прививать детей к народной культуре, расширить знания о быте и культуре Хантов-коренного населения.

2) Познакомить детей с музеем территории ХМАО-Югры

2.

Октябрь

1) Чтение художественной литературы «Сказки бабушки Аннэ», «Айога

2) Дидактическая игра «Путешествие по музею», «Сложи картинку из фрагментов»

3) виртуальная экскурсия в «Краеведческий музей»-знакомство с бурым медведем

1) Учить внимательно, слушать произведение, понимать содержание, отвечать на вопросы воспитателя

2) Развивать мелкую моторику рук, учить соединять части предмета в одно целое. Развивать память, мышление, внимание, активизировать словарный запас.

3) Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – медведе, особенностях его внешнего вида, среде обитания

3.

Ноябрь

1)Подвижная игра «У медведя во бору грибы ягоды беру…»

2) Рассматривание иллюстраций с растениями.

3) виртуальная экскурсия в «Краеведческий музей - знакомство с волком

1)Закреплять знания детей о растениях леса: грибах и ягодах. 

2) Расширять знания детей о растительном мире ХМАО – Югры.

3)Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – волком, особенностях его внешнего вида, среде обитания

4.

Декабрь

1)«Праздники и игры народов ханты и манси» «Забавы Севера»

2)СРИ «Дом», «Путешествие с каюром», «В гостях у шамана».

3)виртуальная экскурсия в «Краеведческий музей - знакомство с барсуком

1)Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси.

2)Создание условий для активной, творческой игровой деятельности. 

3)Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – барсук, особенностях его внешнего вида, среде обитания

5.

Январь

1)НОД «Ханты - коренные жители Югры» экскурсии в краеведческий музей    

2) Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»

3) виртуальная экскурсия в «Краеведческий музей - знакомство с барсуком, волком, медведем.

1) Познакомить дошкольников с элементами быта и культуры народа ханты.

2) Развивать мелкую моторик рук.

3)Закреплять знания о диких животных медведе, волке, барсуке

6.

Февраль

1) Беседа: «Почему народ ханты и манси строят для себя чум, а не кирпичный, деревянный дом?», «Лечебные свойства растений Югры», «Что внутри чума?»

2) виртуальная экскурсия в «Краеведческий музей - знакомство с лисой

1) Прививать детям любовь к родному краю.

2) Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – лисой, особенностях его внешнего вида, среде обитания

7.

Март

1)Дидактическая игра «Собери целое»

2) виртуальная экскурсия в «Краеведческий музей»

1)Развивать у детей воображение, внимательность, память.

2) закрепление полученных знаний

8.

Апрель

1)Подвижная игра «Стой олень», «Оленьи упряжки»

2)Итоговое интегрированное занятие – НОД ОО «Познавательное развитие» (модуль «Ознакомление с миром природы») + ОО «Речевое развитие» (модуль «Развитие речи»)

1) Развитие ловкости, внимания, сохранять равновесие во время бега. Изменяя направление и темп, не наталкиваясь друг на друга.

2)Подведение итогов уровня усвоения детьми знаний

9.

Май

1)Развлечение совместно с родителями (законными представителями)

на тему: «Путешествие в чистый лес»

1)Закрепить знания детей о «природе нашего края» в игровой форме

Старшей группе (5 – 6 лет)

Месяц

Мероприятия

Задачи

I Музей « Природа и человек ХМАО - Югры»

1.

Сентябрь

1) Вводная беседа на тему: «Природа и человек ХМАО - Югры»

2) Обзорная виртуальная экскурсия в «Музее Природа и человек ХМАО - Югры»

1) Прививать детям любовь природу, воспитывать бережное отношение.

2) Познакомить детей с музеем территории ХМАО - Югры

2.

Октябрь

1)Чтение художественной литературы «Огонь – камень»; Сказки народов севера; «Ах, сколько на свете детей»

2) Дидактическая игра «Что растет в сибирской тайге?

3) виртуальная экскурсия в музей Природа и человек ХМАО - Югры» - знакомство с зайцем

1) Учить внимательно, слушать произведение, понимать содержание, отвечать на вопросы воспитателя

2)Формирование представлений о растениях тайги. Развивать мелкую моторик рук, развивать память, мышление, словарный запас.

3) Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – зайце, особенностях его внешнего вида, среде обитания

3.

Ноябрь

1)НОД «Природа и человек.

2)СРИ «Чум»; «На рыбалке»; «Стойбище оленеводов».

«Семья встречает гостей».

3) виртуальная экскурсия в музей Природа и человек ХМАО - Югры» - знакомство с оленем

1)Закреплять знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой

2) Создание условий для активной, творческой игровой деятельности. 

3)Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – оленем, особенностях его внешнего вида, среде обитания

4.

Декабрь

1)«Праздники и игры народов ханты и манси» «Забавы Севера»

2)Д/И «Лес – многоэтажный дом для зверей, птиц, растений»

3) виртуальная экскурсия в музей Природа и человек ХМАО - Югры» - знакомство с кабаном

1)Знакомить детей национальными праздниками и играми народов ханты и манси.

2)Формирование представлений о растениях тайги. Развивать мелкую моторик рук, развивать память, мышление, словарный запас.

3)Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – кабаном, особенностях его внешнего вида, среде обитания

5.

Январь

1)НОД «Природа дарит чудеса»

2) Пальчиковая гимнастика «Дикие животные», «Человек».

3) виртуальная экскурсия в музей Природа и человек ХМАО - Югры» - знакомство с оленем, зайцем, кабаном.

1) продолжать знакомить дошкольников с явлениями природы.

2) Развивать мелкую моторику рук.

3)Закреплять знания о диких животных оленя, зайца, кабана.

6.

Февраль

1)Беседа: о животных леса, среде обитания

2)виртуальная экскурсия в музей Природа и человек ХМАО - Югры» - знакомство с белкой

1) Прививать детям любовь к животным, родному краю.

2) Формирование представлений дошкольников о диком звере – обитателе лесов округа – белка, особенностях его внешнего вида, среде обитания

7.

Март

1)Дидактическая игра «Найди свое дерево», «Узнай и назови».

2) виртуальная экскурсия в музей «Природа и человек ХМАО - Югры»

1)Развивать у детей воображение, внимательность, память.

 2) закрепление полученных знаний

8.

Апрель

1)Подвижная игра

«Ловля оленей», «Нарты-сани»

2)Итоговое интегрированное занятие – НОД ОО «Познавательное развитие» (модуль «Ознакомление с миром природы») + ОО «Речевое развитие» (модуль «Развитие речи»)

«На помощь обитателям леса»

1) Развитие ловкости, внимания, сохранять равновесие во время бега. Изменяя направление и темп, не наталкиваясь друг на друга.

2)Подведение итогов уровня усвоения детьми знаний

9.

Май

1)Развлечение совместно с родителями (законными представителями)

на тему: «Вместе весело шагать»

1)Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды в игровой форме

Подготовительной к школе группе (6 – 7 лет)

Месяц

Мероприятия

Задачи

I Музей «Геологии, нефти и газа ХМАО – Югры»

1.

Сентябрь

1) Вводная беседа на тему: «Геологии, нефти и газа ХМАО - Югры»

2)Чтение художественной литературы Рассказы из книг «Как искали Тюменскую нефть»

1) Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края – нефти и газа.

2) Учить внимательно, слушать произведение, понимать содержание, отвечать на вопросы

2.

Октябрь

1)Чтение художественной литературы К. Лагунова, «Нефтяная вышка»,

Рассматривание альбома «Нефтяные короли»,

«Здравствуй, тюменская нефть!»

2) Дидактическая игра «Специальная техника», «Что сделано из нефти?»

3) Обзорная виртуальная экскурсия в музей «Геологии, нефти и газа ХМАО - Югры» - знакомство с нефтью.

1) Учить внимательно, слушать произведение, понимать содержание, отвечать на вопросы воспитателя.

2)Обогащать знания детей о профессии нефтяника, их нелёгком труде; воспитывать уважение к ним.

3) Формирование эмоционально – ценностного отношения детей к природным ресурсам родного края (нефть).

3.

Ноябрь

1)НОД по познавательному развитию. Тема: «Капелька нефти и пузырек газа».

2)СРИ «Мы строители», «Мы нефтяники»

3) виртуальная экскурсия в музей «Геологии, нефти и газа ХМАО - Югры» - знакомство газом

1) Дать представления о нефти и газе, о способах их добычи.

2)Побуждать детей совместно развертывать игру применяя имеющиеся знания о труде нефтяников.

3)Формирование эмоционально – ценностного отношения детей к природным ресурсам родного края (газ).

4.

Декабрь

1) Беседа: «Какую пользу приносит нефть? Нефть – друг или враг?».

2)Сюжетно-ролевая игра «На месторождении».

3)виртуальная экскурсия в музей «Геологии, нефти и газа ХМАО - Югры» - знакомство с нефтью

1) создать условия для формирования у детей представлений о том, какую пользу и какой вред приносит нефть человеку и природе.

2) Закрепить у детей представление о том, что такое месторождение посредством сюжетно-ролевой игры.

3) Формирование эмоционально – ценностного отношения детей к природным ресурсам родного края (нефти).

5.

Январь

1) НОД Лепка «Нефтяная вышка».

2)Д/Игра «Что делают из нефти».

3) Закрепление виртуальной экскурсии в музее «Геологии, нефти и газа ХМАО - Югры» - с нефтью

1) Способствовать активному и творческому применению ранее усвоенных способов лепки

2) побуждать детей находить предметы, для производства которых необходима нефть.

3) Закрепление пройденного материала

6.

Февраль

1)Беседа: «Природные богатства нашего края», «Как устроены природные хранилища нефти?».

2) Чтение К.Я. Логунова «Здравствуй, тюменская нефть!»

3)Закрепление виртуальной экскурсии в музее «Геологии, нефти и газа ХМАО - Югры» - с газом

1) создать условия для формирования у детей представлений о том, что нефть имеет природные резервуары, образованные в недрах Земли, которые образуют огромные сосуды, вмещающие в себя воду, нефть и газ.

2) Расширять словарь детей (нефтяник, нефтяная вышка, буровая, куст, нефтекачалка); Вызвать восхищение трудом нефтяников.

3) Закрепление пройденного материала

Мониторинг

Результаты мониторинга по воспитанию любви к родному краю у дошкольников

2017 – 2018 учебный год

2018 – 2019 учебный год

2019 – 2020 учебный год

2020 – 2021 учебный год

Результаты определения уровня компетентности родителей по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО – Югры

2017 – 2018 учебный год

2018 – 2019 учебный год

2019 – 2020 учебный год

2020 – 2021 учебный год

Вывод

Результаты обследования детей в 2017 - 2018 учебном году показал, что высокий уровень по экологическому воспитанию дошкольников составил на начало года – 0%, на конец – 17%; средний: на начало года – 33%, на конец – 39%; низкий: на начало года – 67%, на конец – 44%.

При проведении обследования детей вначале года было выявлено, что большинство детей не имели представления о растениях и животных нашего края. Так же большинство детей не понимают простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло. Его нужно поливать). Не все дети знают правила поведения в природе. Для эффективного результата работы по воспитанию любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО – Югры был разработан перспективный план работы с детьми, совместный план взаимодействия со специалистами филиала МАДОУ детского сада «Радуга», с родителями, с социальными партнерами.

Результаты обследования детей в 2018 - 2019 учебном году показал, что высокий уровень по экологическому воспитанию дошкольников составил на начало года – 17%, на конец – 28%; средний: на начало года – 39%, на конец – 50%; низкий: на начало года – 44%, на конец – 22%.

Результаты обследования детей в 2019 - 2020 учебном году показал, что высокий уровень по экологическому воспитанию дошкольников составил на начало года – 28%, на конец – 44%; средний: на начало года – 44%, на конец – 44%; низкий: на начало года – 28%, на конец – 12%.

Результаты обследования детей в 2020 - 2021 учебном году показал, что высокий уровень по экологическому воспитанию дошкольников составил на начало года – 38%, на конец – 61%; средний: на начало года – 50%, на конец – 39%; низкий: на начало года – 12%, на конец – 0%.

Результаты обследования детей в конце каждого учебного года показали положительный результат. Дети имеют представления о разнообразии животного и растительного мира ХМАО - Югры; о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её; о полезных ископаемых нашего края – нефти и газа; о заповедниках, находящихся на территории Югры; проявляют интерес к жизни и традициям ханты и манси ХМАО, к музейному делу посредством виртуальных экскурсий. Дети научились обобщать и систематизировать представления о временах года; правильно вести себя в природе, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.Считаю, что большую роль в воспитания любви к родному краю у дошкольников сыграли: виртуальные экскурсии в заповедник «Малая Сосьва», в «Краеведческий музей»,в музей «Природа и человек ХМАО - Югры», «Геологии, нефти и газа ХМАО - Югры»;беседы:«О животных нашего края», «Природа и человек ХМАО - Югры», «Почему народ ханты и манси строят для себя чум, а не кирпичный, деревянный дом?», «Лечебные свойства растений Югры», «Что внутри чума?», «Природные богатства нашего края», «Какую пользу приносит нефть», «Нефть друг или враг»;реализация проекта «Дикие животные нашего края ХМАО – Югры»; мероприятие «Посвящение в Эколята»; оформление выставок на данную тему совместных работ родителей с детьми.

Высокий уровень компетентности родителей по проблеме экологического воспитания дошкольников в 2017 - 2018 учебном году на начало года составил - 23%, средний – 44%, низкий – 33%. Это указывало на недостаточное просвещение родителей в данном вопросе, поэтому был разработан перспективный план мероприятий с родителями, направленный на повышение их компетентности. В результате тесного сотрудничества с родителями по данной проблеме на конец года показатель повысился: высокий – 33%, средний – 39%, низкий – 28%.

В 2018 - 2019 учебном году высокий уровень компетентности родителей по проблеме экологического воспитания дошкольников составил на начало года – 33%, на конец – 50%; средний: на начало года – 39%, на конец – 33%; низкий: на начало года – 28%, на конец – 17%.

В 2019 - 2020 учебном году высокий уровень компетентности родителей по проблеме экологического воспитания дошкольников составил на начало года – 44%, на конец – 60%; средний: на начало года – 39%, на конец – 28%; низкий: на начало года – 17%, на конец – 12%.

В 2020 - 2021 учебном году высокий уровень компетентности родителей по проблеме экологического воспитания дошкольников составил на начало года – 60%, на конец – 67%; средний: на начало года – 28%, на конец – 33%; низкий: на начало года – 12%, на конец – 0%.

Считаю, что наиболее эффективными формами работы с родителями по проблеме воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО – Югры оказались совместные развлечения: «Вместе весело шагать», «Путешествие в заповедник», «Путешествие в чистый лес»; экологические акции: «Берегите лес!», «Письма животным», «Живи лес!», «Чистый лес!». Руками родителей были изготовлены дидактические игры: «Специальная техника», «Что сделано из нефти?», «Собери картинку», «Найди своё дерево», «Узнай и назови»; оформлен в группе региональный уголок. Большую роль сыграли оформления выставок совместного творчества детей и их родителей («Югра, мой край родной», «Берегите лес!», «Животные нашего края»).

Таким образом, повышению уровня воспитания любви к родному краю у дошкольников посредством виртуальных экскурсий в краеведческие музеи ХМАО – Югры способствовали: целенаправленная систематическая работа со всеми участниками педагогического процесса, родительским сообществом, социальными партнёрами; применение различных форм, методов и приёмов.

Список литературы:

1. А.Л.Васина « Край заповедной природы.2012г.

2. С.А. Васильева, В.И. Мирясова. Мир животных: дикие и домашние животные. – М.,         2008.

3. О.А Воронкевич « Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты.      ФГОС2016г.

4.Е.В. Гончарова « Экология для малышей» издательство – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005 – 188с.

5. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. Стихи и рассказы о животном мире. – М., 2005.

6. А. И. Иванова «Живая экология» ( Программа экологического образования дошкольников) – 2014 г.

7. С. Н. Николаева. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома.  – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

8. С. Н. Николаева. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей  группе детского сада. 3 – 4 года ФГОС.2016г.

8. Моя первая энциклопедия животных. – М., «Эксмо»,2013г.

9. А.М. Федотова « Познаём окружающий мир играя. Сюжетно – дидактические игры для    дошкольника, 2015г.

10. О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой в детском саду. 2015г.

Приложение 1

Образовательная область «Познавательное развитие»

Модуль «Ознакомление с миром природы» (3-4)

Код

ребёнка

Имеет представления о диких животных.

Способен наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.

Имеет представления о насекомых.

Знаком с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями.

Знаком с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят, в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Понимает простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

Знаком с правилами поведения в природе.

Итоговый показатель по каждому ребёнку

(среднее значение)

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Количество баллов 3,8 и выше – высокий (В), 3,7 – 2,3 - средний (С), 2,2 и ниже - низкий (Н)

Выводы:

Сентябрь «высокий»______________чел._____________%                Май «высокий»______________чел._____________%      

                    «средний»_______________чел._____________%                         «средний»_______________чел._____________%                      

                    «низкий»________________чел._____________%                         «низкий»________________чел._____________%      

Образовательная область «Познавательное развитие»

Модуль «Ознакомление с миром природы»(4-5)

Код ребенка

Знаком с дикими животныминашего края

Имеет представление о растительном миренашего края

Имеет представления о некоторых насекомых

Знает времена года

Знаком с правилами поведения в природе

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Количество баллов  3,8 и выше – высокий (В),    3,7 – 2,3  - средний (С),  2,2 и ниже  - низкий (Н)

Выводы:

Сентябрь «высокий»______________чел._____________%                Май «высокий»______________чел._____________%      

                    «средний»_______________чел._____________%                         «средний»_______________чел._____________%                      

                    «низкий»________________чел._____________%                         «низкий»________________чел._____________%      

Образовательная область «Познавательное развитие»

Модуль «Ознакомление с миром природы»(5-6)

№ п/п

ФИО

 ребенка

Знает о сезонных изменениях в природе ХМАО

Имеет представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь и защищать её.

Имеет представление о животном мире ХМАО

Имеет представление о  растениях мире ХМАО

Имеет представление  о правилах безопасного поведения в природе

Итоговый показатель

по каждому ребенку

 (среднее значение)

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Количество баллов  3,8 и выше – высокий (В),    3,7 – 2,3  - средний (С),  2,2 и ниже  - низкий (Н)

Выводы (сентябрь)

«высокий» __________кол –во, ________%

«средний»  __________кол –во, ________%

«низкий»    __________кол –во, ________%

Выводы (май)

 «высокий» __________кол –во, ________%

«средний»  __________кол –во, ________%

«низкий»    __________кол –во, ________%

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

МОДУЛЬ Ознакомление с миром природы (6-7)

№ п/п

Код

 ребенка

Имеет представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях ХМАО - Югры

Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых

Умеет обобщать и систематизировать представления о временах года.

Умеет  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Имеет представление о ресурсах нашего края

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Выводы (сентябрь)

«высокий» ________ кол –во,  _______%

«средний»  ________ кол –во, ________ %

«низкий»  ________ кол –во, ________%

Выводы (май)

 «высокий» __________кол –во, ________%

«средний»  __________кол –во, ________%

«низкий»    __________кол –во, ________%

Приложение № 2

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание в семье».

Уважаемые родители  (законные представители) просим Вас ответить на вопросы:

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?

Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о

природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,

лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о

природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в

детском саду?

АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

План работы по теме самообразования. Творческое рассказывание.

        Успехи воспитанников  в связной речи определяют успех при поступлении  в школу,  способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфо...

План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».

Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способн...

Творческая работа по теме самообразования

Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством русских народных сказок...