Статья «Формирование понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации».
статья (старшая группа)

Аннотация: В статье представлена информация о роли формировании понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации. О том насколько аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, его психических и эстетических возможностей.
Актуальность данной проблемы можно обосновать с нескольких сторон. Во-первых, первые представления о форме и взаимоположении предметов в пространстве дети накапливают в процессе практической деятельности и игр. В то же время, сейчас дети гораздо меньше замотивированы на практическую деятельность со стороны ручного труда, художественного творчества, поскольку современные гаджеты в виде планшетов, смартфонов и игровых приставок нацеливают их на смену видов домашнего досуга. Если не уделить этому внимание, то в дальнейшем это может привести к появлению проблем в школе, так как умение анализировать, выделять общее, сравнивать является одним из необходимых умений, которые формируются через практическую деятельность. Проблема заключается и в том, что заменяя натуральные предметы, игрушки, разнообразные объекты виртуальной реальностью плоскостного экрана, у дошкольников происходит искажение восприятия формы, как объемной фигуры.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Статья на тему:

«Формирование понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации».

Аннотация: В статье представлена информация о роли формировании понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации. О том насколько аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, его психических и эстетических возможностей.

Актуальность данной проблемы можно обосновать с нескольких сторон. Во-первых, первые представления о форме и взаимоположении предметов в пространстве дети накапливают в процессе практической деятельности и игр. В то же время, сейчас дети гораздо меньше замотивированы на практическую деятельность со стороны ручного труда, художественного творчества, поскольку современные гаджеты в виде планшетов, смартфонов и игровых приставок нацеливают их на смену видов домашнего досуга. Если не уделить этому внимание, то в дальнейшем это может привести к появлению проблем в школе, так как умение анализировать, выделять общее, сравнивать является одним из необходимых умений, которые формируются через практическую деятельность. Проблема заключается и в том, что заменяя натуральные предметы, игрушки, разнообразные объекты виртуальной реальностью плоскостного экрана, у дошкольников происходит искажение восприятия формы, как объемной фигуры.

Цель работы: теоретическое обоснование и проверка в ходе практики условий формирования понятий о форме у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования разнообразных средств аппликации.

Новизна: в практической части исследования будет выявлен уровень сформированности понятия о форме с помощью диагностических методик в такой деятельности как аппликация, будут подобранны и проведены методики для формирования понятий о форме у дошкольников.

В настоящее время большое внимание в области дошкольного образования уделяется решению задач, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является создание условий для формирования понятий о форме, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности. Требования ФГОС дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1]-

Одним из показателей сформированности понятия о форме детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности является, умение абстрагировать объекты, умение сопоставлять и сравнивать. Формируется к старшему дошкольному возрасту.

Как любой психический процесс в дошкольном возрасте, образное мышление нуждается в развитии, которое осуществляется при систематическом направленном педагогическом воздействии в условиях дошкольной организации и семьи.

Процесс аппликации позволяет отчасти решить эту задачу, а также оказать положительное воздействие на художественно-эстетическое развитие дошкольников, поскольку непрерывное сочетание и взаимодействие умственных и практических актов в процессе аппликации способствует пониманию, абстрагированию конкретных форм, возникающих при помощи домысливания и творческого экспериментирования. Кроме того, аппликация в детском саду развивает все психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазия и творчество.

В ряде исследований (Б. Г. Ананьев, Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоции, К. Д. Ушинский и др.) показана важная роль сформированности понятий о форме при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.

Значение аппликации в формировании понятий о форме дошкольников подчеркивали Б. Ф. Ломов, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их величину. Первые представления о форме и взаимоположении предметов в пространстве дети накапливают в процессе практической деятельности и игр. В настоящее время дети гораздо меньше занимаются рукоделием, потому что все заполонили современные игрушки, телефоны, поэтому дети начинают переключаться. Если не уделить этому внимание, то у детей будут проблемы в школе, так как умение анализировать, выделять общее, сравнивать является одним из необходимых умений, которые формируются через практическую деятельность. Возникают новые подходы к организации детской аппликационной деятельности, благодаря чему данная тема представляет интерес для многих исследователей.

Изобразительная деятельность очень важна в эстетическом воспитании ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью дают возможность ребёнку познавать прекрасное, развивать эмоциональное отношение к действительности.

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а, следовательно, и неотъемлемым средством развития личности ребенка.

Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Так, В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выгодского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

В детском саду аппликация, как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.

Занятия аппликацией способствуют развитию художественного вкуса, развитию художественно-графических умений и навыков, развивает пространственное восприятие, точные движения руки и мелкую моторику пальцев.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Ребёнок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Аппликация представляет собой одну из разновидностей художественной деятельности. В процессе, как самостоятельного ознакомления с техникой, методиками и способами обработки бумаги и иных материалов для аппликации, так в непрерывной деятельности в детском саду, дети старшего дошкольного возраста, овладевают навыками как пластического, так и графического изображения предметов, приобретают навыки образного и творческого силуэтного перерабатывания своих впечатлений, которые они получают во время знакомства с окружающим их миром.

Аппликация как процесс представляет собой целый ряд действий, выполнение которых должно происходит в определенной последовательности, что требует от ребенка старшего дошкольного возраста обладания достаточно высоким уровнем развития как технических, так и изобразительных умений, равно как и наличия таких качеств, как самостоятельность, выдержка, сосредоточенность, аккуратность и настойчивость.

Если технические умения ребенка старшего дошкольного возраста развиты                        недостаточно, то это является причиной торможения работы и сковывания инициативы ребенка, что, в свою очередь, приводит к снижению качества результатов аппликационной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут, только в том случае добиться высоких достижений в процессе создания аппликации, если педагог и воспитатель в процессе образовательной деятельности, групповой и индивидуальной работы с детьми применяют максимально эффективные способы и методики, направленные, как на обучение детей необходимым техникам аппликации

Таким образом роль сформированности понятий о форме, умение абстрагировать важна в развитии дошкольника. Процесс аппликации обеспечивает непрерывное сочетание и взаимодействие умственных и практических актов, способствует пониманию, абстрагированию конкретных форм, возникающих при помощи домысливания и творческого экспериментирования.

 Рекомендуемые условиями для эффективного формирования понятий о форме у дошкольников являются:

-Использование специальных теоретических подходов для детей старшего возраста в процессе аппликации;

- Целостный подход к организации процесса;

      - Формирование интереса к аппликации и специальных знаний и умений необходимых в качестве исходных в аппликационной деятельности;

      -Оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных дифференцированных групп и учет динами уровня сформированности понятий о форме.

- Обогащение развивающей предметно -пространственной среды, открывающей воспитанникам возможности вариативного использования разных способов аппликации и средств осуществления.

Материалы и оборудование по аппликации.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.). ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми контурами. При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей деятельности. Поэтому воспитатель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.

1.Аппликация из ткани.

Вышивка

1. Аппликация из ткани

 2. Аппликация из соломы.

3. Аппликация из засушенных растений.

 4. Аппликация из тополиного пуха.

5. Коллаж (от фр. Со11аgе - приклеивание, наклейка


 Исследование нетрадиционной методике для аппликации.

Интегрированный подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

• интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

• помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

• развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

• воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

В отдельный блок занятий выделены занятия по слушанию музыки, где уделяется внимание классическим произведениям М. И. Глинки, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, Р. Шумана. На этих занятиях ребенок входит в мир музыки, новых чувств и воображения. Естественным продолжением таких занятий является аппликация. Первую часть занятия ведет музыкальный руководитель, вторую - воспитатель по изодеятельности. Другой вид занятий по развитию речи с аппликацией проводит воспитатель. Включение в занятие трех видов деятельности - слушание музыки, развитие речи, аппликация - проводят три педагога. Эти занятия не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Дети, по словам Ушинского К. Д., «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении аппликации.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

Задачи:

1) Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.

2) Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, аппликации.

3) Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации.

4) Научить выделять главное из общего потока информации.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных

для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.


Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией и использование нетрадиционных методов.

Исследовательская работа по развитию детского изобразительного творчества средствами интересных занятий по аппликации проводилась с помощью основных методов исследования.

Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным материалом или данными.

Беседа как метод воспитания постоянно присутствует в дошкольном учреждении. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих воспитанников к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки.

Педагогический эксперимент специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с помощью методов, регистрирующих лишь то, что уже существует. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое, педагогическое нововведение.

Основным условием применения педагогического эксперимента является проведение его без нарушения нормального хода учебно-воспитательного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания. Такой эксперимент получил название естественного.

Анализ собранных данных, их теоретическое осмысление и обобщение. На этом этапе исследователь старается определить случайное и частное от необходимого и существенного, стремясь обнаружить регулярность или порядок, которому следует основная масса индивидуальных случаев, вскрыть внутренние связи между ними, установить некоторую закономерность.

Метод математической статистики. Применение этого метода анализа собранных данных помогает более точно оценить результаты экспериментов, повышает надежность выводов из них и дает больше оснований для дальнейших творческих обобщений.

Вывод по теоретической части

Самое важное после завершения исследования – внедрение его результатов в практику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.). ворчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный занимательный материал.

Основная мысль и гипотезе работы полностью подтверждается. 

Список литературы:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 № 1155 (ред. От 21.01.2019). – URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-do дата обращения: 20.10.2021). – Текст : электронный.

2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т ; под ред. А. А. Бодалева. - 3-е изд., стер. - Москва : изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 431 с. ; ISBN 978-5-9770-0363-6. - Текст : непосредственный.

3. Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. – Текст : электронный // Знания : [сайт] – 2020. - URL : https://nsportal.ru/user/598477/page/applikatsiya дата обращения: 09.10.2021)

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк. кн. для учителя / Л. С Выготский. - Москва: Юрайт, 1991 - 93 с. - ISBN 5-09-003428-1. - Режим доступа : электронная библиотечная система для зарегистрированных пользователей ДПК. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

5. Венгер, Л. А. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер - Текст : электронный. URL : https://vk.com/wall-94378522_18556 дата обращения: 10.11.2021)

6. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства : книга для учителя / Н. А. Горячева. Москва Просвещение: Юрайт, 1991 - 160 с. - ISBN 5-09-000998-8. - Текст : электронный. – URL : https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_9379 (дата обращения 08.10.2021)

7. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. - Москва : Педагогическое общество России, 2005. - 176 с. - ISBN 5-7155-0207-1. – Текст : непосредственный.

8. Коменский, Я. А. Особенности педагогического воззрения на дошкольное образование / - Текст : электронный. – URL : https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/20/osobennosti-pedagogicheskikh-vozzreniy-yana-amosa дата обращения: 17.11.2021).

9. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа "Художественное творчество" : учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / И. А. Лыкова. – Москва : Карапуз, 2009. - 144 с. - ISBN 978-5-4310-0037-9. Текст : непосредственный.

10. Методика проведения занятия по аппликации в старшей группе. – Текст : электронный // Инфоурок : [сайт] – 2020. - URL : https://infourok.ru/metodika-organizacii-i-provedeniya-zanyatij-po-applikacii-v-starshej-gruppe-detskogo-sada-4133779.html. дата обращения: 04.10.2021).

11. Особенности обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста. – Текст : электронный // Инфоурок : [сайт] – 2018. - URL : https://infourok.ru/osobennosti-obucheniya-applikacii-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3460299.html дата обращения: 29.10.2021) .

12. Особенности формирования представлений о форме у старших дошкольников. – Текст : электронный // Знания : [сайт] – 2020. - URL : https://znanio.ru/media/osobennosti-formirovaniya-predstavlenij-o-forme-u-starshih-doshkolnikov-2578651 дата обращения: 11.10.2021).

13. Развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликации / под редакцией В. В. Давыдова, В. В. Запорожец, А. В. Поддъяков, – Текст : электронный. – URL : https://infourok.ru/razvitiya-tvorchestva-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-applikacii-2353618.html дата обращения :08.10.2021).

14. Ушинский, К. Д. Педагогическая система взглядов // современный взгляд научного образования: сб. статей науч. – практ. конф., 2020 достижение науки образования. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-k-d-ushinskogo-sovremennyy-vzglyad. – Текст : электронный. дата обращения: 17.12.21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

     Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность ...

Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

Статья "Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти треб...

Формирование понятий "Мера", "Измерение" у детей старшего дошкольного возраста. Проект "38 попугаев".

Формирование понятий "Мера", "Измерение" у детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста срадствами театрализованной деятельности. Цель: Внедрение инновационных технологий по развитию творческой личности ребенка срдствами те...

Презентация «Формирование понятий о космосе у детей старшего дошкольного возраста ».

Цель: Формирование у детей представлений об окружающем мире.Задачи:Обогатить  и расширить представления и знания  детей о науке, о космосе, о планете Земля как общем доме людей.Развивать поз...

Статья "Актуальность формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных пособий"

В данном материале отражены особенности применения в современном  образовании информационных и компьютерных  технологий как части комплексного подхода к формированию грамматического строя ре...