Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 Приморского района Санкт-Петербурга. Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Ивлева Анастасия Александровна Воспитатель ГБДОУ д/с 18 |
Аннотация
Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что самой актуальной на сегодняшний день является проблема развития мелкой моторики. Данная работа определяет ряд мероприятий для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики.
Введение
«Источники способностей и дарований у детей на кончиках их пальцев.»
В. А. Сухомлинский
Психологи, педагоги, физиологи, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой деятельности. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребёнка.
Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число детей с речевыми расстройствами. Причин множество. Это и плохая экология, и несбалан6сированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности руки -общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием, поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо разнообразить физические упражнения и занятия физкультурой.
Из всего вышесказанного видно насколько важна организация деятельности, направленная на развитие руки ребёнка в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребёнка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит и для интеллектуального развития, с другой - готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребёнка к обучению в школе.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у дошкольников способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Основная часть
Работу по развитию мелкой моторики во 2 младшей группе начала с выявления уровня развития ручной ловкости у детей. На этом этапе уровень оказался недостаточно высоким. После этого встал вопрос, как осуществить работу по развитию функций рук у детей, имеющих отклонения в развитии, какие подобрать средства для достижения наибольшего эффекта, которые представляются наиболее целесообразными с учётом специфики заболевания, с индивидуальными способностями.
Цель работы: развитие мелкой моторики у дошкольников посредством различных игр и упражнений.
Для достижения этой цели определила следующие задачи:
1. Подобрать литературу по данной теме.
2. Исследовать теоретическую литературу по развитию мелкой моторики пальцев рук.
3. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду группы для развития мелкой моторики.
4. Подобрать коррекционные игры и упражнения по развитию моторики рук.
5. Разработать рекомендации по работе с детьми для развития мелкой моторики руки.
6. Сделать соответствующие выводы.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме использовала следующие принципы.
- Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал был понятен и доступен каждому ребенку. - Принципы последовательности и систематичности.
К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе дошкольного детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
3. Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения игр использовала следующие методы:
- Словесный метод.
Словесные обращения к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служили для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение было предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.
2. Наглядно-действенный метод обучения.
В дошкольном возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
3. Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, применяю их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
4. Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети в дошкольном возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Изучив литературу, подобрала разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук:
1. Физические упражнения .
2. Игры со звуковым сопровождением без использования предметов
3. Упражнения с использованием различных предметов .
4. Театрализованные игры.
5 . Игры, сопряжённые с рисованием.
6. Штриховка.
Проводила игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности, игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых), игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д., рисование карандашом (фломастером, кистью), застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание игрушек.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Особое внимание в детском саду уделяю выработке у детей положительных эмоций. Часто физические упражнения проходят под музыкальное сопровождение с применением игрового метода. Роль игры в жизни дошкольника трудно переоценить. Непосредственно образовательную деятельность в физкультурном зале и на воздухе в осеннее –летний период проходят в игровой форме. При этом используются произведении композиторов, русские народные мотивы, классические, ставшие эталоном музыкального сопровождения в ритмических движениях.
Ритмически изменения в музыке постоянно привлекают внимание детей. Яркие черты ритмического рисунка произвольно отражаются в движении и оформляются по преимуществу шагами, бегом, прыжками, гимнастическими и танцевальными движениями. При выполнении упражнений учитываю положения рук, при которых кисть играет функцию двигательной регуляции. Именно подвижность кисти определяет гармоничное, размеренное движение рук, которое благотворно влияет на психику, нервную систему и все функции организма.
В физические упражнения обязательно включаю элементы подвижных игр для развития пальцевой моторики, упражнения с предметами. Интерес к таким играм у детей огромный. Для овладения тем или иным движением руки, исполнить которое ребенок затрудняется, показываю ему несколько движений подготавливающих его к основному упражнению.
Например: Пальчиковые игры
Пальчиковые игры - это инсценировки каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Игры могут проводятся как коллективно, так и индивидуально. Наблюдала за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, могу с достаточной степенью точности оценить уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Организовывала эти игры совместно с медицинской сестрой. Медицинская сестра выполняла роль наблюдателя и ассистента. Эти наблюдения за детьми позволили получить необходимую информацию для проведения дальнейшей развивающей работы средствами физического воспитания и о характере индивидуальной работы с каждым воспитанником.
Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают мелкую моторику рук.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Созданы для этого все условия: прежде всего, обеспечено эмоционально-образное восприятие действительности, сформированы эстетические чувства и представления, развиты образное мышление и воображение, дети способны создавать изображения средствам их выразительного решения. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.
В дошкольном возрасте творческие проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому в дошкольном возрасте расширяю опыт ребенка для создания прочных основ его творчества.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами изображения.
Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов способствовуют их творческому развитию.
Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.
Развитию мелкой моторики очень способствует рисование, в процессе которого у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование черными и цветными карандашами, тушью, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью и т.д., а также рисование пальчиками с использованием специальных так называемых пальчиковых красок.
Большую пользу приносят игры, сопряженные с рисованием. Дети обводят квадраты, круги, а также трафареты всевозможных геометрических фигур, животных, птиц. Хорошей тренировкой для написания линий является обведение готовых рисунков. А если ребенок уже знаком с цифрами и умеет считать, ему можно предложить еще один интересный и не менее увлекательный способ развивать графические навыки. Двигаясь от цифры к цифре, нужно соединить точки, расположенные под цифрами. В итоге должен получиться какой-либо рисунок.
Штриховка также является одним из видов подготовки дошкольника к письму. Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем вводить центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При выполнении заданий, связанных со штриховкой необходимо выполнять следующие правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 мм).
Для развития точности и уверенности движения руки использую игры, в которых детям необходимо проводить различные линии в определенном направлении, желательно не отрывая карандаша от бумаги. Хорошим упражнением для развития четкости линий является дорисовывание рисунков по клеточкам. Задача ребенка – увидеть будущий рисунок, имея перед глазами только его половинку, и закончить его самостоятельно.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Занятия должны приносить детям только положительные эмоции. Не нужно вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной. Это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т.п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений.
По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.
В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма было проведено исследование, в котором участвовало 17 детей детского сада. Задания, направленные на изучение уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма были включены в содержание логопедического обследования. В исследовании использовались тесты Н.И. Озерецкого, тест “Речка” (авторы: С.О. Филиппова, О.А. Каминский), графический диктант.
В результате выяснила, что 1 из 17 детей имеет высокий уровень овладения графикой письма, у 7 детей – средний уровень, у 8-ми детей низкий уровень и у одного очень низкий уровень. Движения дошкольников характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.
На основании данных, полученных в результате диагностики была разработана система работы, направленная на формирование графических навыков через физические упражнения. Основной целью данной работы являлось развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графикой письма: координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.
Формирование графических навыков у детей осуществлялась на основе создания системы комплексных мероприятий воспитателя и инструктора по физической культуре.
В систему игр были специальные физические упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую по кружкам, игры-эстафеты, игры с мячом).
Включала в непосредственно образовательную деятельность ритмические движения, которые повышали эмоциональный настрой, давали возможность самовыражения. Упражнения использовались и в качестве физминутки в непосредственно образовательной деятельности, связав с ее темой.
Одним из важным условием успешной работы является совместная реализация программы воспитателем и семьёй ребёнка. На родительских собраниях консультациях объяснили родителям значимость развития мелкой моторики. Были оформлены папки - раскладушки, в которых представлен практический материал для занятий с детьми дома. После этой работы получили от родителей отклик, они предложили оборудовать в группе уголки ,которые способствовали бы развитию тонких движений пальцев рук. Первым был сделан уголок изодеятельности. Развитие движений руки повышению её чувствительности ,гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Чем больше ребёнок рисует, тем он больше совершенствует моторику рук ,укрепляет мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Здесь же дети лепят в свободное время. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия .Чтобы родители видели результаты труда их детей, все работы выставляются в приёмной в уголке «Умелые руки». Был сделан стеллаж, в котором поместили игры по развитию мелкой моторики. Это настольно-печатные игры, «пальчиковый бассейн», разные виды конструктора, мозаика, кольцеброс и другие.
Совершенствовать ручную моторику помогают физические упражнения. В процессе физического воспитания развиваются разнообразные качества, важные для учебной трудовой, спортивной деятельности, в том числе и те, которые необходимы для формирования графического навыка письма. Поэтому родители приняли участие в оформление физкультурного уголка.
Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул «речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создала необходимую развивающую предметно-пространственную среду, систематизировала игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно.
Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.
Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Детям нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши».
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Заключение
В конце учебного года, проведя обследование детей средней группы, в количестве 17 детей, выявила следующие результаты. Положительную динамику развития имеют 13 детей. Недостаточная динамика развития у 4 детей. У одного ребёнка общая и мелкая моторика слабо развита. Высокий уровень показали- 23% детей, выше среднего - 15,4% детей средний уровень - 38,5%, ниже среднего -15,3%, низкий уровень - 7,7%.
В целях повышения уровня развития детей стала продолжать работу, опираясь на индивидуальные способности. Наметила задачи по развитию тонких движений кистей и пальцев рук: вызвать у детей интерес к занятиям способствующим развитию подвижности пальцев превратив их в занимательную игру; сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.
В старшей группе на конец года дети показали следующие результаты. Из 17 детей высокий уровень показали 38,5% детей, выше среднего - 30,8%, 15,4% - средний уровень, ниже среднего - 7,7%, низкий -7,7%. На этом не остановилась и продолжила работу по развитию мелкой моторики, применяя новые методы и приёмы.
Проведя обследование в конце года в подготовительной к школе группе состоящей из 17 детей, выявила следующую динамику развития. Высокий уровень уже показали 50% детей, выше среднего - 36%, средний уровень -7,1%, ниже среднего - 7,1%.
В дальнейшем ввела задания и упражнения для подготовки руки к письму. Большое внимание уделила развитию графических навыков, так как графомоторные навыки могут оказать влияние на весь процесс письма. Поэтому формировать зрительно - моторную координацию необходимо в дошкольном возрасте. Сформированность данных способностей является одним из показателей школьной зрелости. Письмо называют базовым навыком т.е. навыком ,на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший его вовремя непременно будет отставать в учёбе. Вот почему важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Письмо - сложный координационный навык требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Исследования психологов и физиологов показывают, что в начале обучения письму дети сосредотачивают своё внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и правильность выполнения каждого графического элемента.
Чисто технически выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей шести - семи лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статистическим нагрузкам. При этом возраст шести - семи лет является наиболее подходящим периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности систематически применяя тренировочные упражнения ,можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости ). Упражнения по развитию мелкой моторики помогли детям научиться лучше рисовать.
Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции «сдвинул «речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что сам...
Методическая разработка на тему: « Развитие любознательности, познавательной активности у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий Кьюизенера, Дьенеша, Воскобовича, Венгера».
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности не пассивно созерцающей действительность,а активно преобразующейее, обозначены в ряде исследований и нормативных документах.В конвен...
Методическая разработка по развитию интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Разработка по развтитию интелектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности...
Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"
Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста проходит в тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни...
Методическая разработка на тему «Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывч...
Опыт работы на публичном отчёте 2024 «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
quot;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...