Патриотизм как направление духовно-нравственного воспитания
статья
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является патриотическое воспитание, героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно–патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и формирования нравственных представлений и норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm_kak_napravlenie_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотизм как направление духовно-нравственного воспитания
«Любовь к Родине — не отвлеченное понятие,
но реальная душевная сила, требующая
организации, развития и культуры».
Л.Н. Толстого
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является патриотическое воспитание, героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно–патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и формирования нравственных представлений и норм.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности.
Необходимость обращения к истокам народной культуры, традициям, обычаям народа неслучайна. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколение. Поэтому важно возродить преемственность между ними, дать детям нравственные устои, патриотические настроения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке, через музыку легче достучаться до чувственного мира ребенка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями, праздниками, традициями, историей и культурой русского народа, а также трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Музыкальные мероприятия помогают ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к Родине, краю в котором он живет.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. На конкретных фактах, мы, взрослые, прививаем детям такие важные понятия «Как долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Ненависть к врагу», «Трудовой подвиг». Подвели детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: «День защитника Отечества», «День защиты детей» и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «Великий праздник День Победы».
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно - патриотическому воспитанию.
Цель: Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Задачи:
-Познакомить детей с понятием «страна», «государственный», государственный праздник «День защитника Отечества».
- Формировать первичные представления об Отечестве – солдатах в Армии, видах техники, об отечественных традициях и праздниках.
- Развивать коммуникативные, творческие навыки детей.
- Воспитывать чувство любви к своей семье, уважение к близкому человеку, людям разных конфессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В статье описаны направления работы с родителями, для воспитания гармоничной личности дошкольника....
Реализация приоритетного направления «Духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры» «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»
Духовно - нравственное воспитание дошкольников...
Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошколников"
Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
ООД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" направление "Духовно-нравственное воспитание" тема "Благовещение" в подготовительной группе компенсирующей направленности
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям...
Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...
«Формирование нравственных представлений о семье, ближайшем окружении у детей среднего дошкольного возраста, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...