Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошколников"
статья на тему
Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_roditelyami_kak_odno_iz_naprvleniy_duh-nrav_vosp_doshk.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Коптырева Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад Солнышко»
Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Создавать условия для развития у детей понимания культурного наследия и для воспитания бережного отношения к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа, его истоках, языка, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней.
Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений.
Работая в группе компенсирующей направленности, ведется тесная работа с родителями не только по развитию речи детей, но и особое внимание уделяется духовно-нравственным качествам. Мы считаем, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, поддержанию интереса родителей к вопросам воспитания. Нами был разработан целый комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень духовного семейного воспитания детей. Можно выделить несколько направлений работы с семьёй:
- Просветительское направление.
Работа с родителями через лектории «Что такое хорошо и что такое плохо?», консультации «Поощрение и наказание», «Эти разные дети» и т.д., родительские собрания «Традиции разных народов», «Послушание – основа нравственности» и т.д., круглые столы «Поговорим о культуре», «Посиделки с чаем» посвященные основам уклада жизни семьи. В рамках работы консультационного центра («Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей», «Воспитание патриотических чувств через ознакомление с родным краем», «Психология отцовства» и т. д.).
- Работа в информационно-аналитическом направлении позволяет выявить интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности в духовно-нравственном воспитании детей, помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
Данные по анкетированию, тестированию и опросам используем при планировании организационно-педагогической работы с родителями.
3. Наглядно-информационное направление. Возможность донести до родителей информацию в доступной форме, напомнить о родительских обязанностях и ответственности, познакомить с актуальными нормативно - правовыми документами. Используемые формы работы в данном направлении:
- родительские уголки;
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки, информационные газеты;
- распространение памяток и буклетов;
- результаты продуктивной детской деятельности;
С целью активизировать своих родителей, заинтересовать их, нами был разработан и реализовывается план проведения активных форм взаимодействия с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Мероприятия запланированы в соответствии с календарно-тематическим планом детского сада. Мы постарались создать такие условия, при которых взаимодействие с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребёнка.
Это такие формы работы, как:
- Конкурс детско-родительских проектов: «Моя малая родина», «Моя семья», «Древо жизни»;
- праздник: «День матери», «День Победы», День Защитника Отечества», хакасский праздник «Чыл пазы», ««Изенер Хакасия» (совместная с детьми подготовка творческих номеров);
- Досуг «Праздник Рождества», «День пожилого человека», « «Пасха»;
- Спортивные праздники и развлечения: «Папа может», «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- Конкурс «Умный дошколенок»;
- Персональные выставки с презентацией семейного творчества;
- Семейный конкурс «Семья года» (распространение семейного опыта воспитания);
- Создание «Странички выходного дня» (формируется «Книга выходного дня»)
- Акция, посвященная Дню Победы « Аллея славы», высадка деревьев;
- Акция «Поможем братьям меньшим» (создание кормушек для птиц);
- Акция «Добрые дела» (посылки для солдат, открытки для ветерана и т.д.).
- Акции заповедника «Хакасский»
Наши родители, активно принимают участия в создании мини-музеев: «Традиции Хакасского народа», «Русская изба», а так же помогают в создании атрибутов и костюмов к праздникам и вечерам.
Благодаря нашей работе по духовно-нравственному воспитанию, которая базируется на комплексной системе работы с родителями и, анализируя продукты детской деятельности, данные наблюдений, результаты бесед с детьми, опросов воспитанников, родителей можно проследить положительную динамику уровня духовно-нравственного развития воспитанников. Дети овладевают необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояния других людей, проявлять отзывчивость, понимание, милосердие в соответствии с возрастом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников"
В статье описаны направления работы с родителями, для воспитания гармоничной личности дошкольника....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Консультация для родителей. "Семейное чтение как одно из средств духовно-нравственного воспитания»
Консультация для родителей" Семейное чтение как одно из средств духовно-нравственного воспитания"...
Профориентация как одно из направлений духовно-нравственного воспитания
Ознакомление детей с профессиями взрослых.Занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Следствие ведут знатоки природы", в рамках проекта "Эколята-Дошколята".Ознакомление детей ...
Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Цель: преодоления трудностей в развитии духовно-нравственной культуры расширение и уточнение представлений родителей о сказках посредствам практикума. Задачи: Привлечь родителей к уча...
Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
«Формирование нравственных представлений о семье, ближайшем окружении у детей среднего дошкольного возраста, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...