«Мнемотехника» - как эффективное средство заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по художественной литературе

«Детская природа, ясно требует наглядности» К. Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx18.49 КБ
Файл mnemotehnika.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

«Мнемотехника» - как эффективное средство заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Винокурова Светлана Владимировна,

Изотова Наталья Александровна,

воспитатели

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

Детский сад № 24

городского округа – город Камышин

Дети не любят учить стихотворения. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Вы когда-нибудь задумывались, почему дети так легко и быстро могут запомнить сюжеты кинофильмов и мультфильмов, и так трудно им дается запоминание стихотворений?

Дело в том, что при заучивании стихотворений необходимо произвольное запоминание, которое требует от нас больших волевых усилий. А просмотр телепередач - действует непроизвольное запоминание, которое основано на эмоциях и интересе ребенка, ведь  красивые, яркие картинки легче запомнить, чем монотонный сплошной текст.

«Детская природа, ясно требует наглядности», писал К. Д. Ушинский.

На наш взгляд, способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры. В этом мы руководствуемся приёмом, который называется «Мнемотехника».

«Мнемоника» в переводе с греческого - искусство запоминания информации, основанная на построении ассоциаций. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объём памяти, помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, помогает устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и схематизировать материал.

Основной «секрет» мнемотехники состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать к каждому слову, фразе или строчке какой-нибудь простой рисунок-символ. Удобнее показать стихотворение в виде таблицы.

Мнемотехника применима к детям любого дошкольного возраста.

Для детей младшей и средней групп, короткие стихи, в которых много глаголов, существительных. И мнемотаблицы цветные, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Для детей старшего возраста используем цветные и  изображения одного цвета, для того чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. В своей работе мы используем пиктограммы.

Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка и взрослого.

Если на начальном этапе работы деам готовые схемы для детского раскрашивания, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и оформляем их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

В процессе работы заметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, т.к. при шифровке текста происходит детальный разбор и  привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

По окончании занятия опорные картинки размещаются в книжном уголке! Это важно! У детей появляется возможность не забыть стихотворение!  Рассказать его другу!

Использование приёмов «мнемотехники» делает разучивание стихов действенным, интересным и эмоциональным,  при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мнемотехника» - как эффективное средство заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 городского округа – город Камышин Авторы: воспитатели, Винокурова Светлана Владимировна Изотова Наталья Александровна

Слайд 3

Произвольное запоминание Непроизвольное запоминание

Слайд 4

«Детская природа, ясно требует наглядности » К. Д. Ушинский.

Слайд 5

Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν - искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей ).

Слайд 6

Солнце Играет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....

Методика заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста. Мнемотехника.

Вашему вниманию предлагается статья об одной из методик заучивания стихотворений в детском саду- мнемотехнике....

презентация " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

.Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание стихотворений.Задачи:- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышени...

Применение метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации....

Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...

Методическая разработка: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Методическая разработка по развитию речи; Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.Мнемотаблицы особенно эффективны при ...