Родительский форум 2021 года
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г.Туймазы
Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
II Муниципальный родительский форум
«Особенности развития детей раннего возраста»
Место проведения: МАДОУ детский сад №5 г. Туймазы
Туймазы 2021 год
СЛ.1. Добрый день, уважаемые родители! Мы, представители детского сада «Полянка», рады видеть вас и обсудить с вами вопросы развития детей раннего возраста. Ваши дети впервые переступили порог детского сада, поэтому свою встречу мы назвали «Здравствуй, детский сад!» Регламент встречи – 30-40 минут.
СЛ.2. «Адаптация и психофизиологические особенности развития детей 2-3 лет» - раскрою я – Вершинникова Л.Н. – педагог-психолог.
СЛ.3. Каждый ребенок уникален и развивается по-своему, выбирая свой, собственный путь и темп развития.
Но есть нечто общее, позволяющее дать характеристику детям данного возраста.
Это – возрастные особенности.
СЛ. 4. На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Учится управлять своим телом при беге и ходьбе, наклонах и подъёмах, что помогает ему активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом он еще не умеют контролировать свои движения, поэтому взрослому необходимо проявлять повышенное внимание к его действиям, оберегать от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению.
СЛ. 5. Ребенок этого возраста из-за несовершенства деятельности внутренних органов часто болеет, легко подвергается инфекциям.
Особенно часто страдают его верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка, пока небольшой, и ребенок вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эту особенность ребенка надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
СЛ. 6. В раннем возрасте у ребенка формируются навыки самообслуживания, он может самостоятельно одевать и снимать некоторые предметы одежды, есть и пить без посторонней помощи, держать ложку, удовлетворять физические потребности по мере необходимости.
Поощряйте инициативу ребенка к самостоятельности и если у ребенка что-то не получается, помогите ему.
СЛ. 7. На третьем году жизни продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, наглядно-действенное мышление.
Важным для ребенка является предмет, устройство и способ его употребления. Ребенок раннего возраста «мыслит руками», а использование способов чувственного познания предметов развивает ощущения, его восприятие, вызывает яркие эмоции, в результате чего отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. Поэтому нужно иметь составные игрушки (пирамидка, матрешка, вкладыши) и создать условия для предметной деятельности. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
В этом возрасте у ребенка формируются новые виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.
СЛ. 8. Заметно возрастает речевая активность ребенка, он начинает проявлять живой интерес к слову, изменяет его, придумывает новые, которых нет в речи взрослых, идет быстрое освоение грамматических форм. К трем годам ребенок воспринимает все звуки родного языка, но произносит их с большими искажениями. Большое значение в формировании правильного звукопроизношения имеет речь взрослого.
СЛ. 9. В этот период у ребенка начинает складываться произвольность поведения, он осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется «образ Я» (имя, пол)- элемент самосознания. Происходят изменения в личностном, познавательном и социально - коммуникативном развитии.
Он часто бурно выражает свои положительные и отрицательные эмоции, так как этому возрасту характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Наша задача – терпеливо и неоднократно повторяя правила поведения, научить ребенка выражать свои эмоции приемлемым способом.
СЛ.10. Ребенок поступает в детский сад. Меняется его статус, он учится жить в обществе, управлять своими эмоциями.
Адаптация, что же это такое?
Само слово происходит от латинского adaptatio, что означает приспособление организма к новым условиям, а новые условия - всегда стресс.
СЛ.11. Придя впервые в детский сад, ребенок переживает новые эмоции, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище.
Существуют 3 вида адаптации к условиям детского сада:
-легкая;
-средняя;
-тяжелая.
В норме, период адаптации длится полтора, два месяца, а тяжелая – около 6 месяцев.
СЛ.12. Легко привыкают к условиям детского сада дети у кого
сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:
- самостоятельно есть разнообразную пищу;
- своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок;
- мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.
СЛ.13. Почему же ребенок тяжело привыкает к условиям детского сада?
Первая причина, у ребенка:
- не сформированы навыки самообслуживания и личной гигиены;
-ограничен круг общения.
СЛ.14. Адаптация затрагивает весь организм: от желудочно-кишечного тракта до иммунной системы. Но переживать стресс можно по –разному, в этом велика роль родителей. Задача которых: помочь ребенку безболезненно привыкнуть к новым условиям. А для этого:
–с рождения приучать детей соблюдать личную гигиену;
-дать возможность общения с родными и сверстниками;
-заранее знакомиться самому и знакомить ребенка с территорией детского сада, будущей группой и воспитателем;
- постепенно увеличивать время пребывания ребенка в детском саду, т.е. не оставлять его на полный день, первое время забирать его тогда, когда он еще не устал.
- домашний режим приблизить к режиму детского сада.
Большое значение в легкой адаптации имеет поведение родителей. При повышенной тревоге матери, ребенок легко заражается этой тревогой и начинает ожидать опасностей, поэтому, прежде всего, будьте спокойны и уверены, не тревожьтесь по пустякам, окружите его любовью, заботой, лаской.
СЛ.15. Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным.
Покажите ребенку, что вы сочувствуете ему, озвучив его переживания: «Тебе грустно, потому что я ухожу, но я скоро приду», дробите процесс на составные части: ты покушаешь, поспишь и я сразу же приду за тобой.
Ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы ребенок не заметил. Это подорвет его доверие к вам: «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться.
Дайте ребёнку в эти дни любимую свою игрушку или мамину вещь, за которой она должна прийти (перчатка, сумочка, платок).
Обязательно выполняйте свои обещания, если пообещали забрать пораньше, после сна, обязательно заберите.
СЛ.16. В период адаптации больше общайтесь с ребенком, переложив свои дела на других членов семьи или сделав их заранее.
Забирая ребенка, расспрашивайте о детском саде, обсудите время его нахождения в детском саду, восхищайтесь его поведением: «Ты молодец, ты не плакал или чуть-чуть плакал, меня ждал», настраивайте положительно на завтрашний день: «Ты пойдешь в детский сад, где ждут тебя, сможешь кататься на горке, качаться на качелях, играть с новыми игрушками».
СЛ.17. Узнайте у воспитателя, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит, то скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить. Например, поцеловать, обнять, нельзя затягивать ритуал прощания.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
СЛ.18. По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас, и для вашего ребенка.
СЛ.19. Признаки успешной адаптации таковы:
-ребенок засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне, легко просыпается утром, у него хороший аппетит, нормальное поведение и настроение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает, с желанием идет в детский сад.
Вершинникова Л.Н.: Спасибо за внимание! Есть ли у вас вопросы ко мне?
СЛ.20. Вершинникова Л.Н.: Речь ребенка не является врожденной функцией, а развивается вместе с его ростом и развитием в деятельности. Бояринцева Л.А. – учитель-логопед детского сада предложит вам рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.
СЛ.21. Бояринцева Л.А.: Для речевого развития ребенка ранний возраст очень значимый. Это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Наша задача: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, сформировать правильное звукопроизношение и фонематический слух.
СЛ.22. Последовательность развития фонематического слуха такова:
1.развитие слухового внимания (умение различать неречевые звуки);
2.развитие речевого слуха (умение различать голоса, понимать смысл фразы говорящего);
3.развитие фонематического слуха (умение слышать составные части слова).
У ребенка последовательно сначала развивается слуховое внимание- – умение сосредотачиваться на звуке, далее слуховая память, звуки, которые ребенок воспринимает и анализирует, воспроизводит, затем слуховое восприятие - важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
СЛ.23. Ребенок перенимает речевое общение от взрослых и поэтому первое и главное условие в раннем возрасте - это общение взрослого с ребенком. Чем больше родители разговаривают с ребенком, тем лучше он развивается. Пение колыбельных песен, чтение потешек, сказок, рассматривание картин, вопросы, поручения способствуют формированию понимния, правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса.
Следующим важным условием является речь взрослого - образец речи ребёнка!
Речь взрослого должна быть:
- чёткой, неторопливой;
- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
- грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
СЛ.24. Целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста.
Ребёнок к 1,5 годам понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?» и т.д.
К 3 годам ребенок должен уметь употреблять в речи:
-существительные, обозначающие названия игрушек, домашних животных, предметы личной гигиены (полотенца, одеяла и т.д.), транспортные средства, овощи, фрукты;
-глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, лечить, гулять);
-прилагательные (красный, большой, маленький);
-наречия (близко, далеко, низко, высоко, темно).
Трёхлетний ребёнок должен отчетливо произносить изолированные гласные и согласные звуки, кроме свистящих ([с], [с*], [з], [з*], [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]), и сонорных ([л], [л*], [р], [р*]) звуков.
СЛ.25. Уважаемые родители, помогают произносить правильно гласные звуки, пропевание их с движениями. Проведем тренинг?
Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.
- «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
- «Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
- « Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
- «Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
- «Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
- « Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».
СЛ.26. Стимулировать речь детей раннего возраста помогают игры - разговоры.
“Разговор с самим собой”
Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка, вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете: “Где чашка?”, “Я вижу чашку”, "Стоит на столе”, “В чашке чай”, “Я буду пить чай”.
“Параллельный разговор” отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Это мишка, он мягкий, плюшевый.
СЛ.27. “Провокация, или искусственное непонимание ребёнка” помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, ребенок просит игрушку жестом, а вы ему даете не ту игрушку, т.е. стимулируете его к процессу говорения.
СЛ.28. Использование приема “Приговоры”, т.е. песенок, потешек в совместной деятельности вы учите ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например, «Ладушки». Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса, обеспечивает четкое произношение звуков.
СЛ.29. Игры с природным материалом своим разнообразием и доступностью помогают ребенку развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимать мышечное напряжение и исследовать мир: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать... (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В “возне” с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства....
СЛ.30. Ролевая игра – она только ещё формируется. Начинайте с простых действий: причёсываюсь, чищу зубы, наливаю сок в чашку... Свои действия сопровождайте вопросом – предложением: “Угадай, что я сейчас делаю?” Ребенок обязательно повторит в игре ваши действия, сопровождая действия ребенка словами вы активизируете наблюдательность и любознательность ребёнка, а это основа речевого развития.
Игра – имитация, например, «Я самолет, завел мотор, р-р-р…, полетел…» - наполнена для ребёнка притягательной силой, развивает фонематическое восприятие, ритмический слух.
СЛ. 31. Уважаемые родители, развитию артикуляционного аппарата также способствует приём твердой пищи (морковь, яблоко, сухари), звукоподражание (поезд едет «Чух-чух-чух», петушок поет «Ку-ка-ре-ку», часы идут «Тик-так» и т.п.).
Правильная речь - основа успешности в развитии ребенка, а общение с ребенком – «колыбель» развития речи.
СЛ.32. Как сказала Мария Монтессори: «Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия».
Вершинникова Л.Н.: Спасибо, Людмила Анатольевна. Есть вопросы к Людмиле Анатольевне?
Вершинникова Л.Н.: Уважаемые родители, занимайтесь речевым развитием детей, хорошая речь – основа мышления.
(Тихо звучит колыбельная).
СЛ.33. Вершинникова Л.Н.: Как известно, из зыбок, люлек, Ванек-встанек вышла вся Россия. Мухаметгареева Л.Р. – воспитатель детского сада вернет нас в наши истоки.
СЛ.34. Мухаметгареева Л.Р.: Колыбель, колыбельная песня, кукла… С них начинается воспитание человека.
СЛ.35. Колоссальный пласт народной культуры и верований заключен в многовековой истории колыбели. Колыбель нашими предками изготавливалась с молитвами и любовью, передавалась из поколения в поколение, на ней писали год рождения ребенка, христиане внутрь помещали маленькие иконки и кресты.
Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что осина привлекает нечистую силу, применяли камыш, лубок, дранку, кору липы. Башкиры - наши предки, люльку изготавливали из бересты, так как она непромокаемая, легкая, можно было её брать с собой на полевые работы.
СЛ.36. Люлька подвешивалась к потолку, так как у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу и существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.
СЛ.37. Наряду с подвесной колыбелькой использовалась кроватка-качалка по типу «ваньки-встаньки».
СЛ.38. В Древности, еще до рождения ребёнка, в целях защиты от злых сил мать готовила полог на зыбку и куклу-берегиню. С куклой – берегиной ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Данный обряд востребован и сегодня, что доказывает трепетное качание детьми воображаемой куклы-ляли под пение колыбельной. Колыбель для ребенка - оберег, напоминает ему материнский утроб, а маленькое пространство короба защищает, позволяет сгладить резкость перехода из одного мира в другой.
СЛ.39. Колыбель и колыбельная песня всегда идут рядом, качая колыбель, в которой лежит ребенок, обычно мама чуть слышно подпевает:«Баю-баюшки-баю»… СЛ.40.0.(видеоролик)
Пение мамы несёт в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции.
СЛ.41. Услышанная колыбельная песня в колыбели - оберег, святая святых, первая встреча малыша с миром, пение мамы создает атмосферу покоя и уверенности, дает возможность воспринимать окружающий мир позитивно, как уютный и добрый. Как утверждают психологи, что дети, которым не поют колыбельные, вырастают неуживчивыми: им сложно адаптироваться в обществе и жить по устоявшимся законам, «входить» в коллективы, заводить друзей, они чаще готовы перейти на агрессию, чем проявить мир. Про неуживчивого, недостойного человека на Востоке говорят: видно не пела ему мать над колыбелью.
Хорошо сказал о роли колыбельных песен народный поэт Расул Гамзатов:
«Песня матери – главная в мире,
Начало всех человеческих песен…»
СЛ.42. Пение мамы – таинство, волшебство, защита, целительно для малыша. Ребёнку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у неё голос. Ему важно видеть доброе лицо, слышать плавную, размеренную речь, чувствовать любовь, ласку и нежность мамы. И народные колыбельные, и колыбельные собственного сочинения мамы, идущие от чистого сердца, оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.
Подарите своему ребёнку собственную колыбельную!
СЛ.43. Раскачивание малыша в колыбели влияет на развитие координации движений, чувства ритма и вестибулярного аппарата. Только в полете, купаясь в ласке, чувствуя защиту, растет человек…
Колыбель, зыбка, люлька, «Ванька- встанька» - чудо из глубины веков, созданное с любовью, положительно влияет на современных детей.
Играя с куклой, качая колыбель, исполняя колыбельную песню, ребёнок учится общаться, усваивает нормы поведения в социальном мире, познает такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.
Сколько добра, света, нежности, любви в колыбели и колыбельной песне, в них мудрость народная, начало начал, с них начинается воспитание.
Спасибо за внимание!
СЛ.44. Вершинникова Л.Н.: Лилия Ринатовна, спасибо! Колыбель – святая - святых! А колыбельные песни – это величайшее завоевание народного фольклора, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.
СЛ.45. Вершинникова Л.Н.: Вот и подошла к концу наша встреча. В заключении, хочу еще раз подчеркнуть, что в раннем возрасте у ребенка:
-возникают новые физические возможности;
-развиваются психические функции, такие как память, мышление, речь;
-появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
СЛ. 46. Также происходят изменения в личностном, познавательном и социально - коммуникативном развитии.
Ребенок раннего возраста любопытен, любознателен, активно познает окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации рядом со взрослым, кому доверяет.
СЛ. 47. Родитель - главный человек в жизни ребёнка, который дарит доброжелательность, ласку. бескорыстную любовь. Любовь – это целая страна, в которой живут Мудрость, Страсть, Нежность, Доверие, Взаимопонимание, Счастье, Красота и Терпение. (звучит песня в исполнении В.Толкуновой «Поговори со мною мама»)
Спасибо за внимание! Желаем детям легкой адаптации, а вам терпения, мудрости! Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский форум "Поговорим о нравственности"
При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоци...
Родительское собрание в старшей группе № 10 Тема: «Подготовка к учебному 2020-2021 году. Возрастные особенности детей 5-6 лет"
Повестка собрания от12 сентября 2020 года: 1. Возрастные особенности детей 5-6 лет2. Задачи воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста3. .Распоряжением Комитета п...
8 марта 2021 года.Оформление родительского уголка.
8 марта 2021 года.Оформление родительского уголка....
Родительское собрание "Итоги 2020-2021 года. Обеспечение жизнедеятельности дошкольников в летний период"
Данное родительское собрание проводится в онлайн-режиме...
Родительское собрание в средней группе «Теремок» в начале учебного 2021 года
Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей.Участники: воспитатель, родители.Пл...
Родительское собрание начало года 2021-22
конспект...
Самообследование (за период с января 2021 года по декабрь 2021 года)
На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи составлены индивидуальные коррекционные планы на каждого воспитанника. По результатам логопедического обследова...