Родительский форум 2021 года
материал

Вершинникова Людмила Николаевна

«Особенности развития  детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_foruma_-_.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г.Туймазы

Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

II Муниципальный родительский форум

«Особенности развития  детей раннего возраста»

                                                          Место проведения: МАДОУ детский сад №5 г. Туймазы

Туймазы 2021 год

                                                                   

СЛ.1. Добрый день, уважаемые родители! Мы, представители детского сада «Полянка», рады видеть вас и обсудить с вами вопросы развития детей раннего возраста.  Ваши дети впервые переступили  порог детского сада, поэтому свою встречу мы назвали   «Здравствуй, детский сад!» Регламент встречи  – 30-40 минут.

СЛ.2. «Адаптация  и  психофизиологические особенности развития детей 2-3 лет»  - раскрою я – Вершинникова Л.Н. – педагог-психолог.

  СЛ.3. Каждый ребенок уникален и развивается по-своему, выбирая свой, собственный путь и темп развития.

  Но есть нечто общее, позволяющее дать характеристику детям данного возраста.

 Это – возрастные особенности.

  СЛ. 4.  На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Учится управлять своим телом  при беге и ходьбе, наклонах и подъёмах, что помогает ему активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом он еще не умеют контролировать свои движения, поэтому взрослому необходимо проявлять повышенное внимание к его действиям, оберегать от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению.

  СЛ. 5.  Ребенок этого возраста из-за несовершенства деятельности внутренних органов часто болеет, легко подвергается инфекциям. 

  Особенно часто страдают его верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка, пока небольшой, и ребенок вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эту особенность ребенка надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием  (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

   

СЛ. 6.  В раннем возрасте  у ребенка формируются навыки самообслуживания,  он может самостоятельно одевать и снимать некоторые предметы одежды, есть и пить без посторонней помощи, держать  ложку, удовлетворять физические потребности по мере необходимости.

Поощряйте инициативу ребенка  к самостоятельности и если у ребенка что-то не получается,   помогите ему.

   

СЛ. 7.  На третьем году жизни продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, наглядно-действенное мышление.

Важным для ребенка является предмет, устройство и способ его употребления. Ребенок раннего возраста «мыслит руками», а использование способов чувственного познания предметов развивает  ощущения, его восприятие, вызывает яркие эмоции, в результате чего отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. Поэтому нужно иметь составные игрушки (пирамидка, матрешка, вкладыши) и создать условия для предметной деятельности. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

В этом возрасте у ребенка формируются новые виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.

   

СЛ. 8.  Заметно возрастает речевая активность ребенка, он начинает проявлять живой интерес к слову, изменяет его, придумывает новые, которых нет в речи взрослых, идет быстрое освоение грамматических форм.  К трем годам ребенок воспринимает все звуки родного языка, но произносит их с большими искажениями. Большое значение в формировании правильного звукопроизношения имеет речь взрослого.

  СЛ. 9.   В этот период у ребенка начинает складываться  произвольность поведения, он осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется «образ Я» (имя, пол)- элемент самосознания. Происходят изменения в личностном, познавательном и  социально -  коммуникативном развитии. 

Он часто бурно  выражает свои положительные и  отрицательные эмоции, так как этому возрасту   характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Наша задача – терпеливо и  неоднократно повторяя правила поведения,   научить ребенка выражать свои  эмоции приемлемым способом.

 СЛ.10.  Ребенок поступает в детский сад. Меняется его статус, он учится жить в обществе, управлять своими эмоциями.

Адаптация, что же это такое?

     Само слово происходит от латинского adaptatio, что означает приспособление организма к новым условиям, а новые условия - всегда стресс.

СЛ.11. Придя впервые в детский сад, ребенок переживает новые эмоции, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище.

 Существуют 3 вида адаптации к условиям детского сада:

-легкая;

-средняя;

-тяжелая.

В норме, период адаптации длится полтора, два месяца, а тяжелая – около 6 месяцев.

СЛ.12. Легко привыкают к условиям детского сада дети у кого

 сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

  • самостоятельно есть разнообразную пищу;
  • своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок;
  • мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.

СЛ.13. Почему же ребенок тяжело привыкает к условиям детского сада?

Первая причина, у ребенка:

- не сформированы  навыки самообслуживания и личной гигиены;

-ограничен круг общения.

СЛ.14. Адаптация затрагивает весь организм: от желудочно-кишечного тракта до иммунной системы. Но переживать стресс можно по –разному, в этом велика роль родителей. Задача которых: помочь ребенку безболезненно привыкнуть  к новым условиям. А для этого:

–с рождения приучать детей соблюдать личную гигиену;

-дать возможность общения с родными и сверстниками;

-заранее знакомиться самому и знакомить ребенка с территорией детского сада, будущей группой и воспитателем;

- постепенно увеличивать время пребывания ребенка в детском саду,   т.е. не оставлять его на полный день,   первое время забирать  его тогда, когда он еще не устал.

- домашний режим приблизить к режиму детского сада.

     Большое значение в легкой адаптации имеет поведение родителей. При повышенной тревоге матери, ребенок легко заражается этой тревогой и начинает ожидать опасностей, поэтому,  прежде всего, будьте спокойны и уверены, не тревожьтесь по пустякам,  окружите его любовью, заботой, лаской.

   СЛ.15.    Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным.

       Покажите ребенку, что вы сочувствуете ему, озвучив его переживания: «Тебе грустно, потому что я ухожу, но я скоро приду»,  дробите процесс на составные части: ты покушаешь, поспишь и я сразу же приду за тобой.

Ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы ребенок не заметил. Это подорвет его доверие к вам: «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться.

Дайте ребёнку в эти дни  любимую свою игрушку или мамину вещь, за которой она должна прийти (перчатка, сумочка, платок).

Обязательно выполняйте свои обещания, если пообещали забрать пораньше, после сна, обязательно заберите.

СЛ.16. В период адаптации больше общайтесь с ребенком, переложив свои дела на других членов семьи  или сделав их заранее.

Забирая ребенка, расспрашивайте о детском саде, обсудите время его нахождения в детском саду,  восхищайтесь его поведением: «Ты молодец, ты не плакал или чуть-чуть плакал, меня ждал», настраивайте положительно на завтрашний день: «Ты пойдешь в детский сад, где ждут тебя, сможешь кататься на горке, качаться на качелях, играть с новыми игрушками».

 СЛ.17. Узнайте у воспитателя, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит, то скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить. Например, поцеловать, обнять, нельзя затягивать ритуал прощания.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

  СЛ.18. По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас, и для вашего ребенка.

   СЛ.19.  Признаки успешной адаптации таковы:

     -ребенок засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне, легко просыпается утром, у него хороший аппетит, нормальное поведение и  настроение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает, с желанием  идет в детский сад.

Вершинникова Л.Н.: Спасибо за внимание! Есть ли у вас вопросы ко мне?

  СЛ.20.  Вершинникова Л.Н.: Речь ребенка не является врожденной функцией, а развивается вместе с его ростом и развитием в деятельности. Бояринцева Л.А. – учитель-логопед детского сада предложит вам рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.

   СЛ.21.   Бояринцева Л.А.:   Для речевого развития ребенка ранний возраст очень значимый. Это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Наша задача: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, сформировать правильное звукопроизношение и фонематический слух.

       СЛ.22.  Последовательность развития фонематического слуха такова:

1.развитие слухового внимания (умение различать неречевые звуки);

 2.развитие речевого слуха (умение различать голоса, понимать смысл фразы говорящего);

3.развитие фонематического слуха (умение слышать составные части слова).

  У ребенка последовательно сначала развивается слуховое внимание- умение сосредотачиваться на звуке, далее слуховая память, звуки,  которые ребенок воспринимает и  анализирует, воспроизводит, затем слуховое восприятие -  важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а  значит, правильно говорить. 

  СЛ.23. Ребенок перенимает речевое общение от взрослых и поэтому  первое и главное условие в раннем возрасте  - это общение взрослого с ребенком. Чем больше родители  разговаривают с ребенком, тем лучше он развивается. Пение колыбельных песен, чтение потешек, сказок, рассматривание картин, вопросы, поручения способствуют формированию понимния, правильного звукопроизношения,  обогащению словарного запаса.

Следующим важным условием является речь взрослого -  образец  речи ребёнка!

Речь взрослого должна быть:

- чёткой, неторопливой;

- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

- грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

  СЛ.24. Целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста.

 Ребёнок к 1,5 годам  понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?»  и т.д.

      К 3 годам ребенок должен уметь употреблять в речи:

-существительные, обозначающие названия игрушек, домашних животных, предметы личной гигиены (полотенца, одеяла и т.д.), транспортные средства, овощи, фрукты;

-глаголы, обозначающие трудовые действия (стирать, лечить, гулять);

-прилагательные (красный, большой, маленький);

-наречия (близко, далеко, низко, высоко, темно).

      Трёхлетний ребёнок должен отчетливо произносить изолированные гласные и согласные звуки, кроме свистящих ([с], [с*], [з],  [з*],  [ц]), шипящих ([ш], [ж], [ч],  [щ]),  и сонорных ([л], [л*], [р],  [р*])  звуков.

СЛ.25. Уважаемые родители, помогают произносить правильно гласные  звуки,   пропевание  их с движениями. Проведем тренинг?

Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.

  1. «Цветок распускается» — [а]. Исходное положение –стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх –вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а – выдох.
  1. «Рубим дрова» – [у]. Исходное положение–стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх– вдох. Наклон–поем: «У-у-у».
  1. « Пускаем облачко» – [о]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед – выдох.
  1. «Держим большой мяч» – [э]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: «Э-э-э».
  1. «Маятник» – [ы]. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».
  1. « Поймай лучик» [и]. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «И-и-и».

СЛ.26. Стимулировать речь детей раннего возраста  помогают игры - разговоры.

  “Разговор с самим собой”

Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка, вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете: “Где чашка?”, “Я вижу чашку”, "Стоит на столе”, “В чашке чай”, “Я буду пить чай”.

  “Параллельный разговор” отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Это мишка, он мягкий, плюшевый.

     СЛ.27. “Провокация, или искусственное непонимание ребёнка” помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, ребенок просит игрушку жестом, а вы ему даете не ту игрушку, т.е. стимулируете его  к процессу говорения.

    СЛ.28.  Использование  приема “Приговоры”, т.е. песенок, потешек в     совместной деятельности вы учите ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например, «Ладушки». Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса, обеспечивает четкое произношение звуков.

СЛ.29. Игры с природным материалом своим  разнообразием и доступностью помогают ребенку  развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимать мышечное напряжение и исследовать мир: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать... (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В “возне” с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства.... 

СЛ.30. Ролевая  игра  – она только ещё формируется. Начинайте с простых действий: причёсываюсь, чищу зубы, наливаю сок в чашку... Свои действия сопровождайте  вопросом – предложением: “Угадай, что я сейчас делаю?” Ребенок обязательно повторит в игре ваши действия,  сопровождая действия ребенка  словами вы активизируете наблюдательность и любознательность ребёнка, а это основа речевого развития.

Игра – имитация, например, «Я самолет, завел мотор, р-р-р…,  полетел…» - наполнена для ребёнка притягательной силой, развивает фонематическое восприятие, ритмический слух.

 СЛ. 31. Уважаемые родители, развитию артикуляционного аппарата  также способствует приём твердой пищи (морковь, яблоко, сухари), звукоподражание (поезд едет «Чух-чух-чух», петушок поет «Ку-ка-ре-ку», часы идут «Тик-так» и т.п.).

     Правильная речь - основа успешности в развитии ребенка, а общение с ребенком – «колыбель» развития речи.  

  СЛ.32.   Как сказала Мария Монтессори:  «Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия».

Вершинникова Л.Н.: Спасибо, Людмила Анатольевна. Есть вопросы к Людмиле  Анатольевне?

Вершинникова Л.Н.:  Уважаемые родители, занимайтесь речевым развитием детей, хорошая речь – основа мышления.

(Тихо звучит колыбельная).

СЛ.33. Вершинникова Л.Н.:  Как известно, из зыбок, люлек, Ванек-встанек вышла вся Россия. Мухаметгареева Л.Р. – воспитатель детского сада вернет нас в наши  истоки.

СЛ.34. Мухаметгареева Л.Р.: Колыбель, колыбельная песня, кукла… С них начинается воспитание человека.

  СЛ.35. Колоссальный пласт народной культуры и верований   заключен в многовековой истории колыбели. Колыбель нашими предками изготавливалась с молитвами и любовью, передавалась из поколения в поколение, на ней писали год рождения ребенка, христиане внутрь помещали маленькие иконки и кресты. 

 Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что осина привлекает нечистую силу, применяли камыш, лубок, дранку, кору липы. Башкиры - наши предки, люльку изготавливали из бересты, так как она непромокаемая, легкая,  можно было её  брать с собой на полевые работы.

СЛ.36.   Люлька подвешивалась к потолку, так как у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу и существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.

  СЛ.37. Наряду с подвесной колыбелькой  использовалась кроватка-качалка по типу «ваньки-встаньки».

СЛ.38.   В Древности, еще до рождения ребёнка, в целях защиты от злых сил  мать готовила полог на зыбку и куклу-берегиню. С куклой – берегиной  ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Данный обряд востребован и сегодня, что доказывает трепетное качание детьми воображаемой куклы-ляли под пение колыбельной. Колыбель  для ребенка - оберег,  напоминает ему материнский утроб, а маленькое пространство короба защищает, позволяет сгладить резкость перехода из одного мира в другой.

 СЛ.39.  Колыбель и колыбельная песня всегда идут рядом,  качая колыбель, в которой лежит ребенок, обычно мама чуть слышно подпевает:«Баю-баюшки-баю»…    СЛ.40.0.(видеоролик)

Пение мамы  несёт в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции.

  СЛ.41. Услышанная колыбельная песня в колыбели - оберег, святая святых, первая встреча малыша с миром, пение мамы создает атмосферу покоя и уверенности, дает возможность воспринимать окружающий мир позитивно, как уютный и добрый. Как утверждают психологи, что дети, которым не поют колыбельные, вырастают неуживчивыми: им сложно адаптироваться в обществе и жить по устоявшимся законам, «входить» в коллективы, заводить друзей, они чаще готовы перейти на агрессию, чем проявить мир. Про неуживчивого, недостойного человека на Востоке говорят: видно не  пела ему мать над колыбелью.

   Хорошо сказал о роли колыбельных песен народный поэт Расул Гамзатов:

                              «Песня матери – главная в мире,

                                Начало всех человеческих песен…»

   СЛ.42. Пение мамы – таинство, волшебство, защита, целительно для малыша. Ребёнку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у неё голос. Ему важно видеть доброе лицо, слышать плавную, размеренную речь, чувствовать любовь, ласку и нежность мамы. И народные колыбельные, и колыбельные собственного сочинения мамы, идущие от чистого сердца, оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

  Подарите своему ребёнку собственную колыбельную!

   СЛ.43. Раскачивание малыша в колыбели влияет на развитие координации движений, чувства ритма и вестибулярного аппарата. Только в полете, купаясь в ласке, чувствуя защиту, растет человек 

   Колыбель, зыбка, люлька, «Ванька- встанька» - чудо из глубины веков, созданное с любовью, положительно влияет на современных детей.

  Играя с куклой, качая колыбель, исполняя колыбельную песню, ребёнок учится общаться, усваивает нормы поведения  в социальном мире, познает такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.

    Сколько добра, света, нежности, любви в колыбели и колыбельной песне, в них мудрость  народная, начало начал, с них начинается воспитание.

Спасибо за внимание!

СЛ.44. Вершинникова Л.Н.:  Лилия Ринатовна, спасибо!  Колыбель – святая - святых! А колыбельные песни – это величайшее завоевание народного фольклора, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

СЛ.45. Вершинникова Л.Н.: Вот и подошла к концу наша встреча.  В заключении, хочу еще раз подчеркнуть, что в раннем  возрасте у ребенка:

-возникают новые физические возможности;

-развиваются психические функции, такие как память, мышление, речь;

-появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

 

СЛ. 46.  Также  происходят изменения в личностном, познавательном и  социально -  коммуникативном развитии. 

    Ребенок раннего возраста любопытен, любознателен, активно познает  окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации рядом со взрослым, кому доверяет.

СЛ. 47.  Родитель - главный человек  в жизни ребёнка, который дарит доброжелательность, ласку. бескорыстную любовь. Любовь – это целая страна, в которой живут Мудрость, Страсть, Нежность, Доверие, Взаимопонимание, Счастье, Красота и Терпение. (звучит песня в исполнении В.Толкуновой «Поговори со мною мама»)

Спасибо за внимание!  Желаем  детям легкой адаптации, а вам терпения, мудрости! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский форум "Поговорим о нравственности"

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоци...

Родительское собрание в старшей группе № 10 Тема: «Подготовка к учебному 2020-2021 году. Возрастные особенности детей 5-6 лет"

Повестка собрания от12 сентября 2020 года: 1. Возрастные особенности детей 5-6 лет2. Задачи  воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста3.   .Распоряжением Комитета п...

8 марта 2021 года.Оформление родительского уголка.

8 марта 2021 года.Оформление родительского уголка....

Родительское собрание в средней группе «Теремок» в начале учебного 2021 года

Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей.Участники: воспитатель, родители.Пл...

Самообследование (за период с января 2021 года по декабрь 2021 года)

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи составлены индивидуальные коррекционные планы на каждого воспитанника. По результатам логопедического обследова...