Рабочая программа старшей группы
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе на 2021-2022 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ Загустайский детский сад «Одон» с учетом комплексной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО и предусмотрена для реализации образовательной деятельности детьми в возрасте от 5 до 6 лет.
Рабочая программа старшей группы является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательной деятельности в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 447.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе на 2021-2022 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ Загустайский детский сад «Одон» с учетом комплексной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО и предусмотрена для реализации образовательной деятельности детьми в возрасте от 5 до 6 лет.
Рабочая программа старшей группы является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательной деятельности в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12. 2012г. № 273- ФЗ;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Срок реализации программы - 1 учебный год.
Социальный паспорт старшей группы
1 | Общее количество детей в группе | 24 |
Из них мальчиков | 9 | |
Из них девочек | 15 | |
2 | Количество полных семей | 20 |
3 | Количество неполных семей | 4 |
5 | Количество семей с опекаемыми детьми | 0 |
6 | Количество многодетных семей | 11 |
1.2 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования; принципы и подходы к реализации программы.
Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Приоритетные задачи реализации рабочей программы:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В соответствии с ФГОС ДО осуществляется решение следующих задач:
- создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Московской области.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
- приобщение к истории возникновения родного города; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими родной край и родной город;
- формирование представлений о достопримечательностях родного города; его государственных символах;
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе;
- формирование представлений о животном и растительном мире родного края;
- ознакомление с картой Московской области, своего города.
Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастные и индивидуальные особенности
детей старшего дошкольного возраста
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления оцикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
2.Содержательный раздел
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
•физическое развитие
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
Реализация задач образовательных областей предусмотрена как в обязательной части Рабочей Программы, так и в части формируемой участниками образовательных отношений.
Модель соотношения образовательных программ по реализации задач образовательных областей
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.
2.1. Социально-коммуникативное развитие
Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть) направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Основная цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Содержание психолого-педагогической работы 5-6 лет:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
2.2. Речевое развитие
Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть) включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
На самостоятельную деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3—4-х часов.
Организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. К культурным практикам относятся всё разнообразие исследовательских, социально -ориентированных, коммуникативных, художественных действий. В работе с детьми используются разнообразные вида культурных практик.
- Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опытаносят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детямдошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
- Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи,
центра книги или библиотеки , игры коллекционирование.
- Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета,формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
- Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно-полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Образовательная область | Виды деятельности, культурные практик |
Социально-коммуникативное развитие | -Игровая: сюжетно-ролевые игры, режиссёрские игры игровые тренинги, игра-беседа, игровые обучающие ситуации, проблемные ситуации, игры-путешествия игры-развлечения, игры-аттракционы, игры-события -коммуникативная -элементарная трудовая: самообслуживание и элементарный бытовой труд -проектная деятельность, простейшие опыты, экспериментирование, экологические практикумы, экологически ориентированная трудовая деятельность -природоохранная практика, акции, природопользование, коллекционирование, сбор гербариев, ТРИЗ -культурно - досуговая деятельность |
Познавательное развитие | -Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) -коммуникативная -игровая: игры-путешествия, игры-события, развивающие игры -конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал -проектная деятельность, экологические практикум, природоохранная практика, акции, природопользование, коллекционирование, сбор гербариев, моделирование, ТРИЗ -культурно- досуговая деятельность |
Речевое развитие | -игровая: словесные игры, игры с текстом, хороводы -коммуникативная -восприятие художественной литературы -изобразительная деятельность (рисования, лепки, аппликации) -проектная деятельность -театрализованная -культурно- досуговая деятельность |
Художественно-эстетическое развитие | -продуктивно-изобразительная (рисование, лепка, аппликация, ручной и художественный труд) -музыкальная деятельность (пение, музыкально -ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) -коммуникативная -двигательная деятельность (овладение основными движениями) -изобразительная деятельность -проектная деятельность -театрализованная -культурно- досуговая деятельность |
Физическое развитие | -двигательная деятельность (овладение основными движениями) -игровая деятельность: подвижные игры, народные игры -коммуникативная -проектная деятельность -культурно- досуговая деятельность |
2.4. Способы и направления поддержка детской инициативы.
Детская самостоятельность - это инициативность и способность ставить перед собой новые задачи, находить их решение в социально приемлемых формах. Развитие самостоятельности закладывается в дошкольном возрасте и зависит от основных видов деятельности, и безусловно поддерживается педагогами в процессе трудовой, конструктивной, изобразительной деятельности и других.
Программа предусматривает развитие и поддержку детской инициативы через активизацию деятельности детей:
-в начинании какого-либо интересного нового дела: игры, проекта, акции, практикума
-в продвижения этого начинания
-в вовлечении в начинание и продвижение начинания сверстников, окружающих людей.
Способы поддержки детской инициативности.
Инновационные педагогические технологии | Создание интеллектуально -игрового пространства | Активные методы обучения | |
Детское игровое экспериментирование | Создание эколого-образовательной и эколого-оздоровительной среды | Метод проектов | |
Игровое проектирование | Применение системы развивающих игр и игрушек для интеллектуального развития | Интерактивное обучение: развивающие игры, обучающие программы | |
Детское игровое моделирование | Создание интерактивной среды | Игровые обучающие ситуации (ИОС) | |
Информационно коммуникационные технологии | Организация уголков, центров по направлениям развития и интересам детей | Драматизация, театрализация | |
Здоровьесберегающие технологии: -Интегрированная прогулка по экологической тропе -оздоровительные проекты, акции - различные виды гимнастик: психогимнастика, зрительная, дыхательная, пальчиковая -различные виды терапий: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия | Создание рефлексивной среды | Методы эвристического обучения: беседы, вопросы, открытые задания | |
Создание коммуникативной среды | Методы успеха, любования, уверенности | ||
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) |
2.5. Содержание коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками в повседневной жизни
Формы работы | Содержание работы |
Утренняя гимнастика | Дыхательная гимнастика Развитие слухового внимания, мелкой моторики рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве |
Засыпание под музыку | Релаксация: переход от активной деятельности ко сну |
Пробуждение под музыку Гимнастика после сна | Выравнивание фаз пробуждения детей. Эмоционально-положительный настрой детей на дальнейшую деятельность Дыхательная гимнастика |
Дидактическая игра | Закрепление знаний и умений детей, полученных на коррекционных занятиях |
Сюжетно-ролевая игра | Развитие умений организовывать и поддерживать игровую деятельность Обогащение лексики Развитие связной речи Развитие коммуникативной стороны речи |
Индивидуальная работа по заданию логопеда | Выполнение упражнений по преодолению фонетических нарушений грамматической стороны речи Работа над звукопроизношением Артикуляционная гимнастика Развитие связной речи Обогащение лексики |
Индивидуальная работа по заданию психолога | Развитие эмоционально-волевой сферы |
Праздники, развлечения, театрализованная деятельность | Развитие эмоционально-волевой сферы Формирование предпосылок к развитию творческого воображения Формирование навыков сценической речи |
Прогулка | Развитие психических процессов, коммуникативной стороны речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики |
Культурно-гигиенические навыки | Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи |
Трудовая деятельность | Обогащение и активизация словарного запаса Развитие коммуникативной стороны речи, мелкой моторики |
2.6. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
Основные цели и задачи
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Воспитательно-образовательный процесс строится при тесном взаимодействии с семьями воспитанников с использованием различных форм и методов и в соответствии плана работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
- Организационный раздел (условия реализации Программы)
3.1. Организация режима пребывания детей в группе.
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.).
Для детей от 5 до 6 лет планируют не более 15 занятий в неделю, общей продолжительностью в первую половину дня не более 45 минут, во вторую половину дня не более 25 минут.
Организация режима пребывания обучающихся в холодный период года
Режимные моменты | Старшая группа |
Прием и осмотр детей | 08.00-08.40 |
Утренняя гимнастика | 08.40-08.50 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.50-09.15 |
Игры, самостоятельная деятельность | 09.15-10.00 |
НОД (образовательные ситуации на игровой основе) | 10.00-10.25 10.30-10.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.55-12.20 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.20-12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.30-12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.35 |
Игры, самостоятельная и организованная деятельность | 15.35-16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.00-16.50 |
Возвращение с прогулки | 16.50-17.00 |
Ужин | 17.00-17.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 17.10-18.00 |
Организация режима пребывания обучающихся в теплый период года
Режимные моменты | Старшая группа |
Прием и осмотр детей | 08.00-08.45 |
Утренняя гимнастика | 08.45-09.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 09.00-09.15 |
Игры, самостоятельная деятельность | 09.15-10.00 |
НОД (образовательные ситуации на игровой основе) | 10.00-10.25 10.30-10.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.55-12.30 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.30-12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.30 |
Игры, самостоятельная и организованная деятельность | 15.30-15.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 15.55-16.50 |
Возвращение с прогулки | 16.50-17.00 |
Ужин | 17.00-17.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 17.10-18.00 |
3.2. Проектирование образовательной деятельности
Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе
Организованная образовательная деятельность | ||
Базовый вид деятельности | Периодичность | |
Физическая культура | 3 раза в неделю | |
Познавательное развитие | 2 раза в неделю | |
Речевое развитие | 2 раза в неделю | |
Рисование | 2 раза в неделю | |
Лепка/аппликация | 1 раз в две недели | |
Музыка | 2 раза в неделю | |
Итого | 12 занятий в неделю | |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Утренняя гимнастика | Ежедневно | |
Комплексы закаливающих процедур | Ежедневно | |
Гигиенические процедуры | Ежедневно | |
Ситуативные беседы | Ежедневно | |
Чтение художественной литературы | Ежедневно | |
Дежурства | Ежедневно | |
Прогулки | Ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей | ||
Игра | Ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | Ежедневно |
3.3. Перспективное комплексно-тематическое планирование на 2021-2022гг
Месяц | Неделя | Тема | Подтема |
СЕНТЯБРЬ | 1-я | «Осень»
| День знаний |
2-я | Фрукты | ||
3-я | Овощи | ||
4-я
| Сад-огород | ||
ОКТЯБРЬ | 1-я |
-«Золотая осень» -Беседа «Мой родной край», герб и флаг края, « Мой любимый край», рассматривание иллюстраций с фотографиями поселка. |
|
2-я | Животный мир осенью | ||
3-я | Лесные осенние дары (грибы, ягоды, орехи) | ||
4-я |
| ||
5-я |
| ||
НОЯБРЬ | 1-я | -«Поздняя осень» -Знаменитые люди нашего улуса ( Дондоков Б.Г., «Сэдьхэлэй hайхан хусэлнууд » 2019 он, Жалсанова Д.Ц. « Энэ наhандаа»2019 он) -Знакомство с гимном родного улуса «Загустайский вальс» |
|
2-я |
| ||
3-я |
| ||
4-я |
| ||
ДЕКАБРЬ | 1-я | «Зима» |
|
2-я |
| ||
3-я |
| ||
4-я | Игрушки | ||
5-я | «Новый год» |
| |
ЯНВАРЬ | 1-я | -5 драгоценностей (5 хушуу мал) «Юрта» | Воспитание бережного отношения к природе. Формировать знания о взаимосвязи животных с условиями жизни в различных природных зонах. Дать представление о материале из которого изготовлена юрта (войлок, жерди) |
2-я | |||
3-я | |||
ФЕВРАЛЬ | 1-я | -«Зима» -Национальный бурятский праздник – Сагаалган. -Национальные блюда ( сагаан эдеэн, мяхан табаг) - Атрибуты бурятского костюма (малгай, дэгэл, гутал) | Зимние виды спорта |
2-я | Национальный праздник «Сагаалган» | ||
3-я | |||
4-я | «Защитники Родины» | День защитника Отечества | |
МАРТ | 1-я | - водоемы, ручьи, озера - святые места нашего края - Весна |
|
2-я |
| ||
3-я | |||
4-я |
| ||
5-я |
| ||
АПРЕЛЬ | 1-я | -Достопримечательности нашего улуса -«Мир взрослых людей». Знакомство с родом занятий основного населения улуса: руководители,врачи, воспитатели, учителя, продавцы… |
|
2-я |
| ||
3-я |
| ||
4-я |
| ||
МАЙ | 1-я | «Весна» МОНИТОРИНГ (12.05 – 21.05.2022) «Лето» |
|
2-я |
| ||
3-я |
| ||
4-я |
|
3.4. . Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитании детей дошкольного возраста.
Выделяется микро и макро среда.
Микросреда- внутреннее оформление группы.
Макросреда-ближайшая среда детского сада, ближайшая территория.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:
• Содержательно-насыщенной, развивающей;
• Трансформируемой;
• Полифункциональной;
• Вариативной;
• Доступной;
• Безопасной;
• Здоровьесберегающей;
• Эстетически-привлекательной.
3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Группа | Задачи педагога по организации досуга | Перечень досугов и развлечений |
Старшая группа (от 5 до 6 лет) | Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т. д.). Развлечения. Создавать условия для проявления культурно- познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом. Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками. Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование, собирание коллекций и т.д.). Формировать умение и потребность организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями. Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий. |
|
3.6. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям
Образовательная область | Программы | Технологии, методические пособия |
Физическое развитие | «От Рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез 2014. | Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2014. Автор-составитель Е.И.Подольская Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград Издательство «Учитель 2011» Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. организация деятельности детей на прогулке Волгоград Издательство «Учитель 2011» |
Социально-коммуникативное развитие | «От Рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез 2014. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Безопасность. - Издательство: Детство –Пресс, 2009. | Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез 2014. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез 2015.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.:Мозаика-Синтез 2014.Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М. Мозаика-Синтез 2012.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности, 2014.Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Развивающие занятия с детьми 5 – 7 лет /Под ред. Ф.Х.Никулина. – Издательство учитель 2012 год. Правила безопасного поведения дошкольников. Автор составитель О.В.Черемашенцева. Издательство-учитель-2010-год.»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Издательство: Детство –Пресс, 2009. |
Познавательное развитие | «От Рождения до школы».Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез2014. | Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. - М.:, Мозаика-Синтез 2014 Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашова. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности – «Издательство «Учитель» 2016. Л.К.Санкина Познание предметного мира. Комплексные занятия для детей 5-7 лет Волгоград Издательство «Учитель 2009»Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.Издательство Мозаика-Синтез 2015.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.Программа «Юный эколог» Автор: С.Н. Николаева Издательство: «Мозаика-Синтез», 2016 г. |
Речевое развитие | «От Рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - ММозаика-Синтез 2014. Ушакова О. С. Программа развития речи | Развитие речи детей 4-5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы – составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Вентана – Граф, 2008.Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2/авт. – сост.С. Д. Томилова. – М.: Астрель, 2009.Т.М. Пименова, В.В. Архипова Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет. Волгоград Издательство «Учитель 2012» |
Художественно-эстетическое развитие | «От Рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез 2014. | Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. Конспекты занятий - М.: Мозаика-Синтез, Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2008. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.Комплексные занятия по программе. «От Рождения до школы»Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Автор – составитель О.В.Павлова «Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность» Издательство «Учитель 2015» |
Материально-техническое обеспечение
Обеспеченность методическими материалами
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Комплексное перспективное планирование. Старшая группа / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Старшая группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада: Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Гербова В.В. . Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
Комарова Т.С. Художественное творчество.. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. и др. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Автор-составитель Е.И.Подольская Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград Издательство «Учитель 2011»
Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. организация деятельности детей на прогулке Волгоград Издательство «Учитель 2011»
Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности, 2014.Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Развивающие занятия с детьми 5 – 7 лет /Под ред. Ф.Х.Никулина. – Издательство учитель 2012 год. Правила безопасного поведения дошкольников. Автор-составаительО.В.Черемашенцева. Издательство учитель 2010 год.»Мозаика-Синтез, 2014.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа Мозаика-Синтез. Москва 2017
(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Программа «Юный эколог» Автор: С.Н. Николаева Издательство: «Мозаика-Синтез», 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/03/picture-731414-1451835493.jpg)
Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"
Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/03/picture-731414-1451835493.jpg)
Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"
Представлен материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/26/picture-743796-1453810266.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/22/picture-835420-1477139156.jpg)
Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)
Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-631558-1554722064.jpg)
Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/03/picture-1115637-1551598624.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1105109-1612707333.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...