Рабочая программа старшей группы
рабочая программа (старшая группа)

Дарима Цыденовна Лхасаранова

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей  группе на 2021-2022 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ Загустайский детский сад «Одон» с учетом комплексной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО и предусмотрена для реализации образовательной деятельности детьми в возрасте от 5 до 6 лет.

Рабочая программа старшей группы является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательной деятельности в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_st.gr_.docx447.47 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\Сканы\Скан_20220504 (3).png

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей  группе на 2021-2022 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ Загустайский детский сад «Одон» с учетом комплексной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО и предусмотрена для реализации образовательной деятельности детьми в возрасте от 5 до 6 лет.

Рабочая программа старшей группы является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательной деятельности в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12. 2012г. № 273- ФЗ;
  • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Срок реализации программы - 1 учебный год.

Социальный паспорт старшей группы

1

Общее количество детей в группе

24

Из них мальчиков

9

Из них девочек

15

2

Количество полных семей

20

3

Количество неполных семей

4

5

Количество семей с опекаемыми детьми

0

6

Количество многодетных семей

11

 1.2 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования; принципы и подходы к реализации программы.

Цель рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Приоритетные задачи реализации рабочей программы:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

В соответствии с ФГОС ДО осуществляется решение следующих задач:

  • создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Московской области.

Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:

  • приобщение к истории возникновения родного города; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими родной край и родной город;
  • формирование представлений о достопримечательностях родного города; его государственных символах;
  • воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
  • формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе;
  • формирование представлений о животном и растительном мире родного края;
  • ознакомление с картой Московской области, своего города.

Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Возрастные и индивидуальные особенности

детей старшего дошкольного возраста

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления оцикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

2.Содержательный раздел

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

•физическое развитие

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

Реализация задач образовательных областей предусмотрена как в обязательной части Рабочей Программы, так и в части формируемой участниками образовательных отношений.

Модель соотношения образовательных программ по реализации задач образовательных областей

Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.

2.1. Социально-коммуникативное развитие

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть) направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Основная цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Содержание психолого-педагогической работы 5-6 лет:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

2.2. Речевое развитие

Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть) включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

На самостоятельную деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3—4-х часов.

Организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. К культурным практикам относятся всё разнообразие исследовательских, социально -ориентированных, коммуникативных, художественных действий. В работе с детьми используются разнообразные вида культурных практик.

- Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опытаносят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детямдошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

- Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи,

центра книги или библиотеки , игры коллекционирование.

- Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета,формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

- Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.

- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно-полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Образовательная область

Виды деятельности, культурные практик

Социально-коммуникативное развитие

-Игровая: сюжетно-ролевые игры, режиссёрские игры игровые тренинги, игра-беседа, игровые обучающие ситуации, проблемные ситуации, игры-путешествия игры-развлечения, игры-аттракционы, игры-события

 -коммуникативная

-элементарная трудовая: самообслуживание и элементарный бытовой труд

-проектная деятельность, простейшие опыты, экспериментирование, экологические практикумы, экологически ориентированная трудовая деятельность

-природоохранная практика, акции, природопользование, коллекционирование, сбор гербариев,  ТРИЗ

 -культурно - досуговая деятельность

Познавательное развитие

-Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

-коммуникативная

-игровая: игры-путешествия, игры-события, развивающие игры

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

 -проектная деятельность, экологические практикум, природоохранная практика, акции, природопользование, коллекционирование, сбор гербариев, моделирование, ТРИЗ -культурно- досуговая деятельность

Речевое развитие

-игровая: словесные игры, игры с текстом, хороводы

 -коммуникативная

-восприятие художественной литературы

-изобразительная деятельность (рисования, лепки, аппликации)

-проектная деятельность

 -театрализованная

-культурно- досуговая деятельность

Художественно-эстетическое развитие

-продуктивно-изобразительная (рисование, лепка, аппликация, ручной и художественный труд)

-музыкальная деятельность (пение, музыкально

-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

 -коммуникативная

 -двигательная деятельность (овладение основными движениями)

-изобразительная деятельность

 -проектная деятельность

 -театрализованная

-культурно- досуговая деятельность

Физическое развитие

-двигательная деятельность (овладение основными движениями)

 -игровая деятельность: подвижные игры, народные игры

 -коммуникативная

-проектная деятельность

 -культурно- досуговая деятельность

2.4. Способы и направления поддержка детской инициативы.

Детская самостоятельность - это инициативность и способность ставить перед собой новые задачи, находить их решение в социально приемлемых формах. Развитие самостоятельности закладывается в дошкольном возрасте и зависит от основных видов деятельности, и безусловно поддерживается педагогами в процессе трудовой, конструктивной, изобразительной деятельности и других.

Программа предусматривает развитие и поддержку детской инициативы через активизацию деятельности детей:

-в начинании какого-либо интересного нового дела: игры, проекта, акции, практикума

-в продвижения этого начинания

-в вовлечении в начинание и продвижение начинания сверстников, окружающих людей.

Способы поддержки детской инициативности.

Инновационные педагогические технологии

Создание интеллектуально -игрового пространства

Активные методы обучения

Детское игровое экспериментирование

Создание эколого-образовательной и эколого-оздоровительной среды

Метод проектов

Игровое проектирование

Применение системы развивающих игр и игрушек для интеллектуального развития

Интерактивное обучение: развивающие игры, обучающие программы

Детское игровое моделирование

Создание интерактивной среды

Игровые обучающие ситуации (ИОС)

Информационно коммуникационные технологии

Организация уголков, центров по направлениям развития и интересам детей

Драматизация, театрализация

Здоровьесберегающие технологии: -Интегрированная прогулка по экологической тропе -оздоровительные проекты, акции - различные виды гимнастик: психогимнастика, зрительная, дыхательная, пальчиковая -различные виды терапий: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия

Создание рефлексивной среды

Методы эвристического обучения: беседы, вопросы, открытые задания

Создание коммуникативной среды

Методы успеха, любования, уверенности

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

2.5. Содержание коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками в повседневной жизни

Формы работы

Содержание работы

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика Развитие слухового внимания, мелкой моторики рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве

Засыпание под музыку

Релаксация: переход от активной деятельности ко сну  

Пробуждение под музыку

Гимнастика после сна

Выравнивание фаз пробуждения детей.  Эмоционально-положительный настрой детей на дальнейшую деятельность Дыхательная гимнастика

Дидактическая игра

Закрепление знаний и умений детей, полученных на коррекционных занятиях

Сюжетно-ролевая игра

Развитие умений организовывать и поддерживать игровую деятельность Обогащение лексики Развитие связной речи Развитие коммуникативной стороны речи

Индивидуальная работа по заданию логопеда

Выполнение упражнений по преодолению фонетических нарушений грамматической стороны речи Работа над звукопроизношением Артикуляционная гимнастика Развитие связной речи Обогащение лексики

Индивидуальная работа по заданию психолога

Развитие эмоционально-волевой сферы

Праздники, развлечения, театрализованная деятельность

Развитие эмоционально-волевой сферы Формирование предпосылок к развитию творческого воображения Формирование навыков сценической речи

Прогулка

Развитие психических процессов, коммуникативной стороны речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики  

Культурно-гигиенические навыки

Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи

Трудовая деятельность

Обогащение и активизация словарного запаса Развитие коммуникативной стороны речи, мелкой моторики

2.6. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников

Основные цели и задачи

   Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Воспитательно-образовательный процесс строится при тесном взаимодействии с семьями воспитанников с использованием различных форм и методов и в соответствии плана работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

  1. Организационный раздел (условия реализации Программы)

3.1. Организация режима пребывания детей в группе.

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.).  

Для детей от 5 до 6 лет планируют не более 15 занятий в неделю, общей продолжительностью в первую половину дня не более 45 минут, во вторую половину дня не  более 25 минут.  

Организация режима пребывания обучающихся в холодный период года

Режимные моменты

Старшая группа

Прием и осмотр детей

08.00-08.40

Утренняя гимнастика

08.40-08.50

Подготовка к завтраку, завтрак

08.50-09.15

Игры, самостоятельная деятельность

09.15-10.00

НОД (образовательные ситуации на игровой основе)

10.00-10.25

10.30-10.55

Подготовка к прогулке, прогулка

10.55-12.20

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.20-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.35

Игры, самостоятельная и организованная деятельность

15.35-16.00

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00-16.50

Возвращение с прогулки

16.50-17.00

Ужин

17.00-17.10

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

17.10-18.00

Организация режима пребывания обучающихся в теплый период года

Режимные моменты

Старшая группа

Прием и осмотр детей

08.00-08.45

Утренняя гимнастика

08.45-09.00

Подготовка к завтраку, завтрак

09.00-09.15

Игры, самостоятельная деятельность

09.15-10.00

НОД (образовательные ситуации на игровой основе)

10.00-10.25

10.30-10.55

Подготовка к прогулке, прогулка

10.55-12.30

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.30-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.30

Игры, самостоятельная и организованная деятельность

15.30-15.55

Подготовка к прогулке, прогулка

15.55-16.50

Возвращение с прогулки

16.50-17.00

Ужин

17.00-17.10

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

17.10-18.00

3.2. Проектирование образовательной деятельности

Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Физическая культура  

3 раза в неделю

Познавательное развитие

2 раза в неделю

Речевое развитие

2 раза в неделю

Рисование

2 раза в неделю

Лепка/аппликация

1 раз в две недели

Музыка

2 раза в неделю

Итого

12 занятий в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

Ежедневно

Гигиенические процедуры

Ежедневно

Ситуативные беседы

Ежедневно

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Дежурства

Ежедневно

Прогулки

Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

Ежедневно

3.3. Перспективное комплексно-тематическое планирование на 2021-2022гг

Месяц

Неделя

Тема

Подтема

СЕНТЯБРЬ

1-я

«Осень»

 

День знаний

2-я

Фрукты

3-я

Овощи

4-я

 

Сад-огород

ОКТЯБРЬ

1-я

 

-«Золотая осень»

-Беседа «Мой родной край», герб и флаг края, « Мой любимый край», рассматривание иллюстраций с фотографиями поселка.

  1. Деревья (листопад)

2-я

Животный мир осенью

3-я

Лесные осенние дары (грибы, ягоды, орехи)

4-я

  1. Воспитывать любовь к родному краю, месту, где ты родился. познакомить с гербом и флагом Бурятии.

5-я

  1. Формировать умение, узнавать и называть поселок, в котором живут дети.

НОЯБРЬ

1-я

-«Поздняя осень»

-Знаменитые люди нашего улуса ( Дондоков Б.Г., «Сэдьхэлэй hайхан хусэлнууд » 2019 он, Жалсанова Д.Ц. « Энэ наhандаа»2019 он)

-Знакомство с гимном родного улуса  «Загустайский вальс»

  1. День народного единства

2-я

  1. Признаки поздней осени (заморозки, дождь со снегом и т.д.)

3-я

  1. Перелетные птицы

4-я

  1. Воспитывать интерес и чувство уважения к разным профессиям, рассказать о профессиях людей в родном улусе, работы, приобщать подрастающее поколение к истокам культуры, котором мы проживаем. Вызвать у детей интерес к своему улусу.

ДЕКАБРЬ

1-я

«Зима»

  1. Признаки зимы

2-я

  1. Посуда

3-я

  1. Продукты питания

4-я

Игрушки

5-я

«Новый год»

  1. Новый год

ЯНВАРЬ

1-я

-5 драгоценностей (5 хушуу мал)

«Юрта»

Воспитание бережного отношения к природе. Формировать знания о взаимосвязи животных с условиями жизни в различных природных зонах. Дать представление о материале из которого изготовлена юрта (войлок, жерди)

2-я

3-я

ФЕВРАЛЬ

1-я

-«Зима»

-Национальный бурятский праздник – Сагаалган.

-Национальные блюда ( сагаан эдеэн, мяхан табаг)

- Атрибуты бурятского костюма (малгай, дэгэл, гутал)

Зимние виды спорта

2-я

Национальный праздник «Сагаалган»

3-я

4-я

«Защитники Родины»

День защитника Отечества

МАРТ

1-я

- водоемы, ручьи, озера

- святые места нашего края  

- Весна

  1. Дать представление о водоемах ( что относится к этому понятию),о животном мире наших водоемов. Что такое святые места, какие святые места есть. Почему они называются святыми.

2-я

  1. «Признаки весны. Мамин праздник

3-я

4-я

  1. Домашние животные/птицы

5-я

  1. Дикие животные

АПРЕЛЬ

1-я

-Достопримечательности нашего улуса

-«Мир взрослых людей». Знакомство с родом занятий основного населения улуса: руководители,врачи, воспитатели, учителя, продавцы…

  1. Воспитывать интерес и чувство уважения к разным профессиям людей в родном улусе, вид их деятельности.

2-я

  1. День Космонавтики

3-я

  1. Профессии

4-я

  1. Мебель

МАЙ

1-я

«Весна»

МОНИТОРИНГ

(12.05 – 21.05.2022)

«Лето»

  1. День Победы

2-я

  1. Зоопарк

3-я

  1. Цветы

4-я

  1. Насекомые

3.4. . Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

     Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитании детей дошкольного возраста.

Выделяется микро и макро среда.

Микросреда- внутреннее оформление группы.

Макросреда-ближайшая среда детского сада, ближайшая территория.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:

•        Содержательно-насыщенной, развивающей;

•        Трансформируемой;

•        Полифункциональной;

•        Вариативной;

•        Доступной;

•        Безопасной;

•        Здоровьесберегающей;

•        Эстетически-привлекательной.

3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Группа

Задачи педагога по организации досуга

Перечень досугов и развлечений

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т. д.).

Развлечения. Создавать условия для проявления культурно- познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом. Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование, собирание коллекций и т.д.). Формировать умение и потребность организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.

Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.

  • Праздники;
  • Тематические      праздники и развлечения;
  • Театрализованные

3.6. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям

Образовательная область

Программы

Технологии,

методические пособия

Физическое развитие

«От Рождения до школы». Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -  М.: Мозаика-Синтез 2014.

Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

 Автор-составитель Е.И.Подольская  Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград Издательство «Учитель 2011»

Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. организация деятельности детей на прогулке Волгоград  Издательство «Учитель 2011»

Социально-коммуникативное развитие

«От Рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -  М.: Мозаика-Синтез 2014.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Безопасность. - Издательство: Детство –Пресс, 2009.

Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез 2014.

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез 2015.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.:Мозаика-Синтез 2014.Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М. Мозаика-Синтез 2012.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности, 2014.Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Развивающие занятия с детьми 5 – 7 лет /Под ред. Ф.Х.Никулина. – Издательство учитель 2012 год. Правила безопасного поведения дошкольников. Автор составитель О.В.Черемашенцева. Издательство-учитель-2010-год.»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Издательство: Детство –Пресс, 2009.

Познавательное развитие

«От Рождения до школы».Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез2014.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая  группа. - М.:, Мозаика-Синтез 2014 Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашова. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности –  «Издательство «Учитель» 2016. Л.К.Санкина Познание предметного мира. Комплексные занятия для детей 5-7 лет Волгоград  Издательство «Учитель 2009»Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.Издательство Мозаика-Синтез 2015.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.Программа «Юный эколог» Автор: С.Н. Николаева Издательство: «Мозаика-Синтез», 2016 г.

Речевое

развитие

 «От Рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - ММозаика-Синтез 2014.

Ушакова О. С. Программа развития речи

Развитие речи детей 4-5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения  / Авторы – составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Вентана – Граф, 2008.Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2/авт. – сост.С. Д. Томилова. – М.: Астрель, 2009.Т.М. Пименова, В.В. Архипова Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет. Волгоград  Издательство «Учитель 2012»

Художественно-эстетическое развитие

«От Рождения до школы» Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез 2014.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей  группе  детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.   Конспекты занятий  -  М.: Мозаика-Синтез,  Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2008. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая  группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.Комплексные занятия по программе. «От Рождения до школы»Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Автор – составитель О.В.Павлова «Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность»  Издательство «Учитель 2015»

Материально-техническое обеспечение

Обеспеченность методическими материалами

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Комплексное перспективное планирование. Старшая группа / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Старшая группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада: Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Гербова В.В. . Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

Комарова Т.С. Художественное творчество.. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П. и др. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Автор-составитель Е.И.Подольская  Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет. Волгоград Издательство «Учитель 2011»

Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. организация деятельности детей на прогулке Волгоград  Издательство «Учитель 2011»

Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности, 2014.Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Развивающие занятия с детьми 5 – 7 лет /Под ред. Ф.Х.Никулина. – Издательство учитель 2012 год. Правила безопасного поведения дошкольников. Автор-составаительО.В.Черемашенцева. Издательство учитель 2010 год.»Мозаика-Синтез, 2014.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа Мозаика-Синтез. Москва 2017
(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Программа «Юный эколог» Автор: С.Н. Николаева Издательство: «Мозаика-Синтез», 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...