проект по финансовой грамотности
проект (подготовительная группа)
формирование основ финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Представляю вашему вниманию презентацию опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: формирование основ финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.
В этих условиях для ДОО актуальным становится реализация программ, направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение)
Цель:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, финансово грамотного поведения через сюжетно-ролевую игру.
Задачи:
-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
-Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
-Определить направления работы по формированию
финансово - грамотного поведения детей дошкольного возраста.
-Расширять интерес у детей к элементарным экономическим знаниям.
-Подобрать ряд сюжетно- ролевых игр экономического характера
-Привлечь родителей к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно-развивающей среды.
-Проанализировать работу по формированию финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Для реализации дальнейших поставленных задач, мной была проведена следующая предварительная работа: чтение художественной литературы, были подобраны экономические сказки («Три поросенка» «Выгодное дело» (Бр.Гримм), «Мужик и медведь» (русская народная сказка), «Как мужик корову продавал» (С. Михайлков), «Муха-Цокотуха» (К. Чуковский), использованы различного типа наглядности, проведены экскурсии в рамках ДОО (кухня, медицинский кабинет, прачка), беседы о различных профессиях, особенно о профессиях родителей.
Так же при планировании сюжетно-ролевых игр, большое внимание было уделено обогащению предметно-игровой среды. В группе созданы и оформлены центры «Магазин», «Кафе», составлена картотека сюжетно-ролевых игр, предметно-развивающая среда, дополнена атрибутами с элементами экономической природы вещей, предметов (игровые касса, весы,) изделий (копилки, кошельки), денежных единиц для игровой деятельности.
В процессе игр я знакомила дошкольников с содержанием деятельности людей разных профессий, с семейной экономикой, продуктами труда и их качеством, с видами денежных знаков (монеты, купюры), с видами и формами торговли и т.д.
Дети с интересом узнавали о труде, профессиях, бюджете семьи, карманных деньгах.
Я подобрала следующие сюжетно-ролевые игры экономического содержания:
- «Кафе» - знакомит детей с производством и реализацией товара, новыми профессиями, с акциями, презентацией нового товара, службой маркетинга;
- «Магазин» - расширяет представление детей о том, что такое магазин; дает новые понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов;
Эти игры помогли закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, о необходимости разумного подхода к деньгам, важности понимания, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия. Проведённая работа способствовала тому, что дети не только получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни.
Одной из поставленных задач, была задача (привлечение родителей к экономическому воспитанию).
Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт.
Безусловно в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи. По проделанной работе с родителями конечным результатом стало рисование рисунков с детьми что они усвоили и поняли про финансовую грамотность.
Работая с дошкольниками, работу надо строить в разнообразных видах деятельности ребёнка, начиная с режимных моментов. Например, когда он, вымыв руки, забывает выключить или до конца закрыть кран с водой, надо объяснить, что это природные ресурсы и на них мы тратим свои деньги. У каждого из детей на шкафчике может находиться кармашек, где лежат деньги-фишки, у каждого их одинакового количества. Ребёнок, который забыл закрыть кран, должен заплатить установленную сумму. В конце дня или недели проходит подсчёт потраченных денег. Выявляется самый экономный ребёнок.
Сделать экономику для детей понятной помогают и сюжетно-ролевые игры. Знакомство с экономикой начинается у детей, как правило, с сюжетно- ролевой игрой в «Магазин», где работает продавец и продаёт игрушки, конфеты, фрукты. Сначала роль продавца берет на себя воспитатель и показывает, как правильно нужно разговаривать с покупателем, используя в своей речи слова деньги, товар. Показывает отношения между продавцом и покупателем. Каждое движение проговаривается. Далее со временем роль продавца на себя берёт ребенок, а роль кассира, который выдает чеки — другой ребенок. Расширяется ассортимент продуктов, появляются продукты, которые предстоит взвешивать. Расширяется словарный запас ребенка: кассир, чек и т. д.
Итак, применение сюжетно-ролевых игр может рассматриваться как эффективная форма работы с детьми в сфере развития финансовой грамотности. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др.
В работе с детьми по формированию основ финансовой грамотности можно использовать и настольно-дидактические игры. Например, в старших группах на стене вывешивают карту мира, по которой дети совершают путешествия, где знакомятся с денежными знаками разных стран. С большим интересом дети ходят на «экономическую рыбалку» — ребёнок не только ловит рыбу, но и подбирает слово антоним, большая - маленькая, доход - расход, экспорт - импорт, много - мало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...
Проект по финансовой грамотности
25 октября состоялась встреча в родительском клубе «СемьЯ». Тема встречи: " Азы финансового воспитания".Родителям была предложена тема для дискуссии: &laqu...
Проект по финансовой грамотности
4 октября ребята старшей группы познакомились с таким понятием как "Бартер"Дети с воспитателем вспомнили сказку «Дудочка и кувшинчик» и "Мена"....
Проект по финансовой грамотности
26 сентября в гости к дошкольникам пришли первоклассники, учащиеся МБОУ ООШ №8. Дети стали участниками викторины "Мы экономим". В начале мероприятия ребята разделились...
Проект по финансовой грамотности
11 августа ребята из старшей и подготовительной группы стали участниками квест-игры «Путешествие в Мастер-град». К ребятам в группу пришел Незнайка (восп...
Проект по финансовой грамотности
Многое в жизни надо уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, это, в конечном итоге, умение жить. Бережливость – это такое качество, которое затрагивает все аспекты наше...
Проект по финансовой грамотности
21 июля наш детский сад встречал гостей, девчонок и мальчишек из детских садов "Золотой ключик" и "Колокольчик". Детвора из трех детских садов совершила увл...