Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для ранней группы
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для ранней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_mladshaya_skr.docx | 42.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2021 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
для ранней группы «А»
на основе Примерной образовательной программы
дошкольного образования
с учетом образовательной программы «Теремок»,
научный руководитель И.А. Лыкова; под общей
редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова,
И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой, 2019г.
воспитатели:
Привалова А.Ф.
Иванова О.Ю.
Надым
2021
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для группы первого младшего возраста МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
Программные задачи:
• Содействовать развитию деятельности общения: интереса к общению с разными людьми, дальнейшему освоению правил и способов общения.
• Стимулировать речевое общение, способствовать развитию всех сторон речи как главного средства общения.
• Развивать инициативное общение ребенка со сверстниками и взрослыми (не только близкими), проявлять при этом доброжелательность, сопереживание, стремление оказать помощь.
• Содействовать содержательному, деловому общению с взрослыми в разных видах деятельности. Создавать условия для партнерского общения и подражания взрослому при освоении любой деятельности; взрослый – носитель норм, образца, объясняющий и помогающий, ценитель результата, партнер.
• Содействовать появлению потребности быть успешным в деятельности, создавать основу для формирования положительного образа «Я», развития позитивной самооценки в зависимости от успешности ребенка в общении и в разных видах деятельности.
• Расширять диапазон самостоятельно выполняемых действий ребенка; создавать атмосферу эмоционального принятия и понимания ребенком полезности своих действий.
• Обогащать и расширять связи ребенка с окружающим миром, поддерживать интерес к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности, развивать способность к отображению впечатлений в игровой и художественной деятельности.
• Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в ближайшем окружении (дворник, помощник воспитателя, повар и др.), знакомить с предметами, созданными трудом людей.
• Вызывать интерес к простейшим трудовым действиям, желание соучаствовать или выполнять самостоятельно, отображать в игре.
• Привлекать малыша к посильному труду по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному; помогать овладевать орудийными действиями в соответствии с функциональным назначением предметов; вызывать интерес к результату действия и стремление получить нужный результат, пояснять связь между результатом и способом действия, вызывать чувство удовлетворения от достижения результата.
• Содействовать развитию личности ребенка: самостоятельности в разных видах деятельности; самоуважения, чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении; коммуникативности, элементарной инициативности, способности управлять своим поведением на основе определенных правил; побуждать к доброжелательным отношениям с взрослыми и сверстниками.
• Замечать, поддерживать и стимулировать инициативную активность ребенка в стремлении установить контакты с взрослыми и детьми, самостоятельный поиск и выстраивание взаимоотношений с различными людьми и в разных ситуациях.
• Способствовать формированию у ребенка бережного, заботливого отношения к людям, рукотворному миру. Поддерживать становление личностных качеств ребенка: самостоятельности, активности, уверенности в себе. Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Социально-коммуникативному развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | В режимных моментах |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу учебного года ребёнок:
1. Узнает и называет членов своей семьи.
2. Дает себе характеристику самостоятельно, не соглашается с отрицательной характеристикой.
3. Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и о себе.
4. Имеет первые представления о профессиях.
5. Испытывает потребность в общении и инициирует общение.
6. Открыт, в общении преобладает положительный эмоциональный фон, не проявляет необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе.
7. В соответствующих ситуациях сопереживает сверстнику, герою литературного произведения, мультфильма.
8. Проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений со взрослыми. К концу года проявляется позиция «Я сам».
9. Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
10. Пытается сдерживать действия, не одобряемые детьми и взрослыми.
11. Активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам.
12. Со сверстниками в основном играет рядом, но может сотрудничать в предметной, игровой деятельности, может обмениваться игрушками и т.п.
13. Разыгрывает с помощью взрослых простые игровые сюжеты, понятные ребенку по его непосредственному опыту.
14. Самостоятельно ест, пытается правильно использовать салфетку.
15. Самостоятельно идет мыть руки.
Содержание рабочей программы по социально-коммуникативному развитию
О человеке. Внешние особенности (элементарные сведения о человеческом организме, его физическом и психическом состоянии – здоровый, больной, веселый, грустный, устал). Поддерживать интерес к познанию себя как человека: я – мальчик, я – девочка, я умею дружно играть, трудиться, рисовать и т.д.
О семье. Узнавать свой дом и квартиру. Знать членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка; их трудовые действия. Понимать элементарную зависимость между состоянием членов семьи и поведением ребенка.
О детском саде. Узнавать свой детский сад. Ориентироваться в помещении своей группы и на участке. Знать трудовые действия взрослых: название профессии, форма одежды, предметы труда и действия, значимость труда.
О родном городе, поселке, деревне. Улица, где живет ребенок; улица, где расположен детский сад; ближайшие здания и сооружения.
О природе ближайшего окружения. Животные, растения, природные явления: названия, качественные характеристики.
Социальное развитие детей в общении с природой. Замечать состояние растений, строение животных, вызывать желание не мешать, защищать, заботиться. Проявление бережного отношения к природе, приобщение к элементарному соучастию в уходе за объектами природы. Профилактика безопасного поведения при общении с животными.
Способы проверки обученности воспитанников
Уровень усвоения образовательной программы детьми проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, игрушки, различные театры, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда, уголки ряжения, уголки сюжетно-ролевых игр, уголки труда, природы и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3.
3. Работа с родителями по направлению «Социально-коммуникативное развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4. Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 2-3 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Социально-коммуникативное развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 3.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Социально-коммуникативное развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
сентябрь | 1. | Мой детский сад | Беседа «Поведение в детском саду» | Цель: закрепить основные правила поведения детей в группе и на участке детского сада. Воспитывать привычку безопасного поведения в детском саду. |
2. | Осень. Приметы осени | Беседа «Улыбка делает чудеса» | Цель: развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, учить передавать положительные эмоции. | |
3. | Овощи. Огород | Беседа «Хорошие манеры» | Цель: закреплять правила речевого этикета; формировать умения не перебивать говорящего, здороваться; употреблять в речи слова «спасибо», «извините», «пожалуйста». | |
4. | Сад. Фрукты | Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» | Цель: формировать умение раскладывать предметы на свои места (игрушки на полку, посуду на стол, одежду в шкаф). Продолжать упражнять в умении группировать предметы по назначению. | |
октябрь | 1. | Грибы. Ягоды | Проблемная ситуация «В детском саду» | Цель: уточнить представления о правилах безопасного поведения в группе. Закрепить знания детей о назначении предметов ближайшего окружения. |
2. | Как зовут тебя, деревце? | Игра «Найди место для игрушки» | Цель: развивать умение правильно размещать игровой материал и стремление бережно относиться к нему. Воспитывать у детейнавыки партнерского общения в игре. | |
3. | Домашние животные и их детеныши | Беседа «Домашние животные» | Цель: развитие эмоционально – положительного отношения к русской традиционной культуре. | |
4. | Домашние животные и их детеныши | Игра «Загадки – движения» | Цель: закреплять в простой наглядно – действенной форме знания детей о целевом назначении и функциях предметов окружающего мира. | |
5. | Я – человек. Части тела | Беседа «Кто я?» | Цель: формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности. | |
ноябрь | 1. | Одежда | Беседа «Внешние различия мужчин и женщин» | Цель: формировать у детей умение видеть внешние различия между мужчиной и женщиной; содействовать полоролевой социализации детей. |
2. | Обувь | |||
3. | Моя семья | Беседа «Человек среди людей» | Цель: становление эмоционально - положительного отношения к людям. | |
4. | Профессии | Беседа «Профессии» . | Цель: расширять представления детей о явлениях и событиях трудовой деятельности человека; активизировать словарь детей | |
декабрь | 1. | Здравствуй, Зимушка -зима! | Игра «Разное настроение» | Цель: познакомить детей с эмоциональными состояниями: радость, грусть. Содействовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей. |
2. | Дикие животные и их детеныши | |||
3. | Зимующие птицы | Беседа с показом иллюстраций «Народное творчество» | Цель: развитиеэмоционально – положительного отношения к русской народной игрушке. | |
4. | Новый год у ворот! | Беседа с показом иллюстраций «Народное творчество» | Цель: развитиеэмоционально – положительного отношения к русской народной игрушке. | |
январь | 2. | Дом | Беседа «Вот эта улица, вот этот дом». | Цель: накомить с понятиями «улица», «адрес». Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. |
3. | Инструменты | Игра «Кому что нужно для работы» | Цель: формировать у детей знания об орудиях труда. Воспитывать интерес к труду взрослых; активизировать речь. | |
4. | Наши помощники. Электроприборы | |||
5. | Мебель | Беседа «Русская кухня» . | Цель: формировать эмоционально положительное отношение к русской традиционной кухне | |
февраль | 1. | Посуда | ||
2. | Продукты питания | Беседа «Профессии» | Цель: расширять представления детей о явлениях и событиях трудовой деятельности человека; активизировать словарь детей. | |
3. | День защитника Отечества | Дидактическая игра «Дружба» | Цель: познакомить детей с понятием «дружба»; формировать навык выстраивания дружеских взаимоотношений. Воспитывать умение эмоционально реагировать на окружающий мир. | |
4. | Транспорт | Беседа «Транспорт и средства связи» | Цель: формировать положительное отношение к достижениям человечества; развивать у детей познавательный интерес, разговорную речь. | |
март | 1. | Международный Женский день | Игра – упражнение «Я принёс тебе подарок» . | Цель: выяснить отношение детей к подаркам. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, доброта, уступчивость |
2. | Весна | Беседа «Вежливые слова» | Цель: расширять представления детей об основных правилах этикета; формировать знания о правилах общения друг с другом. | |
3. | Первые цветы | Беседа «Зачем нужен режим дня» | Цель: дать детям понятие «режим дня», рассказать о его значении для здоровья детей. Развивать умение рассуждать, делать умозаключения. Чтение Е. Янковская «Я хожу в детский сад». | |
4. | Перелетные птицы | Игра «Мы поссоримся и помиримся» | Цель: воспитывать умение дружелюбно общаться со сверстниками, пользоваться общими игрушками без ссор и конфликтов. | |
апрель | 1. | Наш друг - книга | Упражнение «Просим извинения» Чтение стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились» | Цель: формировать навык взаимодействия со сверстниками посредством речи; умение находить правильный выход из конфликтных ситуаций. |
2. | Что мы знаем о космосе? | Игры с разрезными картинками «Специальный транспорт» | Цель: продолжать знакомить детей с разными видами транспорта специального назначения. | |
3. | Животные разных стран | Игра «Разное настроение» | Цель: познакомить детей с эмоциональными состояниями: радость, грусть. Содействовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей. | |
4. | Насекомые | Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | Цель: формировать у детей представления о хороших и плохих поступках. Продолжать развивать умение вести диалог. | |
май | 1. | Моя Родина. Мой любимый город | Беседа «Вот это да, в моём городе такая красота». | Цель: познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь к родному городу. |
2. | Праздник Победы | Беседа «Вот эта улица, вот этот дом». | Цель: знакомить с понятиями «улица», «адрес». Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. | |
3. | Подводный мир | Игра «Найди место для игрушки» | Цель: развивать умение правильно размещать игровой материал и стремление бережно относиться к нему. Воспитывать у детей навыки партнерского общения в игре. | |
4. | Азбука безопасности | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | Цель: формировать представления детей о хороших и плохих поступках; содействовать нравственному развитию детей. | |
5. | Скоро лето! | Проблемная ситуация «Расскажем Чебурашке, как вести себя в детском саду?» | Цель: уточнить представления детей о правилах поведения в группе. Формировать навык взаимодействия со сверстниками посредством речи; развивать умение находить правильный выход из конфликтных ситуаций. |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей первой младшей группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. Узнает и называет членов своей семьи. | 2. Дает себе характеристику самостоятельно, не соглашается с отрицательной характеристикой. | 3. Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и о себе. | 4. Имеет первые представления о профессиях. | 5. Испытывает потребность в общении и инициирует общение. | 6. Открыт, в общении преобладает положительный эмоциональный фон, не проявляет необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе. | 7. В соответствующих ситуациях сопереживает сверстнику, герою литературного произведения, мультфильма. | 8. Проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений со взрослыми. К концу года проявляется позиция «Я сам». | 9. Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих. | 10. Пытается сдерживать действия, не одобряемые детьми и взрослыми. | 11. Активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам. | 12. Со сверстниками в основном играет рядом, но может сотрудничать в предметной, игровой деятельности, может обмениваться игрушками и т.п. | 13. Разыгрывает с помощью взрослых простые игровые сюжеты, понятные ребенку по его непосредственному опыту. | 14. Самостоятельно ест, пытается правильно использовать салфетку. | 15. Самостоятельно идет мыть руки. |
1. Узнает и называет членов своей семьи.
2 балла – узнает и правильно называет всех членов семьи по фотографии.
1 балл – узнает близких на фотографии, эмоционально реагирует на них, но называть некоторых может только с подсказками.
0 баллов – не реагирует эмоционально на фотографии членов своей семьи, никак не называет их.
2. Дает себе характеристику самостоятельно, не соглашается с отрицательной характеристикой.
2 балла – дает себе положительную характеристику, активно не соглашается с отрицательной, настаивая на положительной.
1 балл – дает себе положительную оценку, отрицательная вызывает плач или агрессивную реакцию.
0 баллов – положительные и отрицательные характеристики не вызывают эмоциональных реакций.
3. Ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и о себе.
2 балла – правильно называет и показывает (на картинках или в действительности) людей разного пола и возраста (малыш, мальчик, девочка, дети, тетя, дядя, бабушка, дедушка).
1 балл – в целом правильно показывает и называет людей разного пола и возраста, но может перепутать 1-2 названия.
0 баллов – делает ошибки, показывая и называя людей разного пола и возраста.
4. Имеет первые представления о профессиях.
2 балла – может правильно определить на картинках профессию человека («Где тут водитель? А где воспитатель (продавец, врач)?»)
1 балл – в целом правильно показывает людей определенных профессий, но может ошибаться; исправляется после наводящего вопроса взрослого.
0 баллов – часто ошибается при показе картинок или вообще отказывается отвечать.
5. Испытывает потребность в общении и инициирует общение.
2 балла – испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.)
1 балл – испытывает потребность в общении, но не слишком инициирует его, чаще обращается к знакомому взрослому.
0 баллов – не инициирует общение, плохо откликается на попытки инициировать диалог.
6. Открыт, в общении преобладает положительный эмоциональный фон, не проявляет необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе.
2 балла – преобладает положительный эмоциональный фон, агрессия редка и вызвана вполне конкретными причинами.
1 балл – эмоциональный фон неустойчив, но чаще положительный; бывают вспышки необоснованной агрессии.
0 баллов – эмоциональный фон неустойчив, чаще отрицательный; часть вспышки необоснованной агрессии.
7. В соответствующих ситуациях сопереживает сверстнику, герою литературного произведения, мультфильма.
2 балла – при чтении, просмотре мультфильмов, в случайно сложившихся жизненных ситуациях проявляет сопереживание по отношению к сверстнику (непосредственно эмоционально – воспроизводя те же эмоции, действием – пытаясь погладить, утешить, вербально – говоря «не плачь» или «жалко» и т.п.).
1 балл – самостоятельно не проявляет сопереживания, но может сделать это по предложению взрослого.
0 баллов – не проявляет сопереживания по отношению к сверстнику или герою литературного произведения ни самостоятельно, ни по предложению взрослого.
8. Проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений со взрослыми. К концу года проявляется позиция «Я сам».
2 балла – позиция «Я сам» проявляется достаточно ярко: ребенок часто проявляет стремление к свободе, сам пытается выстраивать отношения так, как считает нужным, и пр.
1 балл – позиция «Я сам» проявляется нечасто, но иногда ее удается наблюдать в поведении и деятельности ребенка.
0 баллов – позиция «Я сам» не проявляется, ребенок спокойно реагирует на подчиненное и управляемое положение, не пытается его изменить.
9. Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
2 балла – регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.
1 балл – в некоторых случаях может регулировать свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
0 баллов – практически никогда не регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
10. Пытается сдерживать действия, не одобряемые детьми и взрослыми.
2 балла – обычно успешно пытается сдерживать действия, не одобряемые детьми и взрослыми, пусть не всегда самостоятельно, но поведение эффективно регулируется напоминанием, строгим взглядом, замечанием и т.п.
1 балл – иногда получается сдерживать действия, не одобряемые детьми и взрослыми, обычно это регулируется напоминанием, строгим взглядом, замечанием и т.п.
0 баллов – не пытается сдерживать указанные действия, поведение регулируется плохо.
11. Активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам.
2 балла – адекватным образом привлекает взрослого для решения собственных задач (тянет куда-то, показывает требуемое, пытается объяснить и т.п.), продолжает попытки в случае непонимания взрослым того, что хочет ребенок.
1 балл – не слишком настойчив в привлечении взрослого для решения собственных задач, неудачные попытки заканчиваются плачем.
0 баллов – не пытается адекватным образом привлекать взрослого для решения собственных задач (либо прекращает попытки, либо проявляет агрессию).
12. Со сверстниками в основном играет рядом, но может сотрудничать в предметной, игровой деятельности, может обмениваться игрушками и т.п.
2 балла – играет рядом со сверстниками, может сотрудничать: обмениваться игрушками, простыми репликами, вместе, смеясь, побегать рядом, повторять движения и т.п.
1 балл – играет рядом со сверстниками, наблюдает за ними, но не всегда может инициировать общение; чаще это делает под руководством взрослого.
0 баллов – не проявляет желания сотрудничать со сверстниками, не делает таких попыток даже под руководством взрослого.
13. Разыгрывает с помощью взрослых простые игровые сюжеты, понятные ребенку по его непосредственному опыту.
2 балла – может разыгрывать с помощью взрослого знакомые сюжеты (кормление куклы, укладывание спать, покупка в магазине, перевозка кубиков для постройки дома, сюжеты «Репки», «Курочки Рябы», «Колобка» и т.д.) Активно включается в игру, может какое-то время продолжать игру самостоятельно.
1 балл – может разыгрывать с помощью взрослого знакомые сюжеты, однако больше является наблюдателем или исполняет непосредственные указания взрослого.
0 баллов – не включается в совместные игры, не выражает желания играть и наблюдать за игрой взрослого.
14. Самостоятельно ест, пытается правильно использовать салфетку.
2 балла – выполняет перечисленные действия самостоятельно.
1 балл – выполняет перечисленные действия с помощью взрослого.
0 баллов – выполняет с помощью взрослого лишь несколько указанных действий.
15. Самостоятельно идет мыть руки.
2 балла – большей частью самостоятельно вспоминает о мытье рук после прогулки, идет их мыть (иногда может забывать).
1 балл – иногда самостоятельно вспоминает о мытье рук после прогулки (чаще всего, когда идет вместе с другими детьми или слышит напоминание, обращенное к другому ребенку).
0 баллов – не идет самостоятельно мыть руки после прогулки, даже когда другие дети идут или клгда слышит напоминание другому ребенку. Всегда делает это только вместе и под контролем.
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Материал | Дата |
Сентябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Октябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Ноябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Декабрь | 1 | ||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Январь | 2,3 | ||||
4 | |||||
Февраль | 1 | ||||
2 | |||||
3,4 | |||||
Март | 1 | ||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Апрель | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Май | 1,2 | ||||
3,4 |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Социально-коммуникативное развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Индивидуальная консультация
| «Особенности адаптации ребенка в ДОУ» | Осуществить педагогическое просвещение родителей по направлениям: особенности развития детей 4 года жизни, создания оптимальных условий для ребёнка, способствующих обеспечению комфортного пребывание в детском коллективе. | октябрь |
2. | Консультация: | «Воспитание стремления к самообслуживанию у детей» | Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания. | декабрь |
3. | Родительский круглый стол | «Организация выходного дня» | Обмен опытом по организации семейного отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей. | март |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Социально-коммуникативное развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Акция с садом-партнером | «Помоги пожилому человеку» | Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать | Октябрь |
2. | Акция с садом-партнером | «Покормим птиц» | Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать | Январь |
3. | Акция с садом-партнером | «Поздравим с праздником» | Воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
Рабочая программа ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ...
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Младшая группа
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Младшая группа...
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Формирование основ безопасности. Средняя группа.
Рабочая программа...
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы".
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы"....
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для ранней группы
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для ранней группы...
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Давай поговорим"
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию "Давай поговорим"...