Русский головной убор. Кокошник
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Тема интегрированного занятия: Истрия русского народного костюма и изготовление кокошников.
Цель: пробуждение интереса детей к жизни наших предков через знакомство с русским народным костюмом.
Задачи:
Обучающая
Формирование знаний об истоках русских народных традиций, освоение основ русского народного костюма, знакомство с некоторыми предметами русского народного костюма;
Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.
Развивающая
Способствовать развитию речи.
Активизировать словарь детей: рубаха, сарафан, кокошник, порты, шуба.
Обогатить словарный запас новыми словами: оберег, кичка, сорочка, кафтан, колпак.
Развитие понимания бытования народного костюма, его истории и связи его со всей народной культурой;
Развитие познавательного интереса.
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и воображение дошкольников в ходе выполнения творческого задания.
Воспитывающая
Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Воспитывать интерес к жизни предков, уважения к ним.
Воспитывать уважение к народным традициям и нравственных качеств детей.
Создать условия для проявления чувства патриотизма и любви к Родине.
Форма проведения: познавательно-творческое занятие.
Интеграция образовательных областей: "Познание" (формирование целостной картины мира), "Художественно-эстетическое", "Здоровье", "Социально-коммуникативное развитие".
Материалы к занятию: Куклы в русских национальных костюмах. Аудиозапись русской народной песни. Шаблоны одежды. Гуашь, кисти, стаканчики с водой.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Зое в деревню. Но для начала со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):
- С добрым утром, глазки! -Вы проснулись”?
- С добрым утром, ушки! -Вы проснулись?
- С добрым утром, ручки! -Вы проснулись?
- С добрым утром, ножки! -Вы проснулись?
- С добрым утром, солнце! -Мы проснулись!
Воспитатель : Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Вот мы и готовы отправиться в путь. А на чем мы отправимся в путь- отгадайте:
Братцы в гости снарядились. Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд.)
Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте места в своих купе, закройте глазки и поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)
Вот мы и приехали в гости к бабушке Зое. Давайте поиграем в игру и расскажем, какие мы.
Игра "К бабушке в гости приехали внуки" ( Развитие артикуляционной моторики)
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).
Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих же движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание обеих щек, губы не пропускают воздух).
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременно надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через рот).
Какое у нас сейчас время года? Осень. Осень если дует ветер, какая погода? Ветреная. Давайте с вами изобразим, как дует ветер.
Дует легкий ветерок – ш-ш-ш Полный спокойный ненапряженный выдох
И качает так листок – ш-ш-ш
Дует сильный ветерок – ш-ш-ш Активный выдох с наклонами головы
И качает так листок – ш-ш-ш вправо-влево.
В лес пойдем сейчас гулять
Будем правильно дышать:
Носом воздух мы вдыхаем,
Через ротик выдыхаем.
Должен каждый так уметь,
Чтобы больше не болеть!
Дети делают вдох через нос и выдох через рот
Воспитатель: Я предлагаю вам пойти в гости к бабушке Зое. А живёт она вон в том домике, (указывает на макет домика). Сейчас мы тихонько подойдем и посмотрим, что там она делает.
Вместе идут и заглядывают в окошко.
Дети: А там нет бабушки.
Воспитатель: Да действительно, ребята, в домике никого нет. Наверное, бабушка Зое пошла на базар.
Воспитатель: Давайте рассмотрим нарядный русский костюм бабушки Зои.
Из чего состоит нарядный женский костюм?
Дети: Из рубахи, сарафана и кокошника. (Словарная работа.)
Воспитатель: В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность. Голова должна быть всегда прикрыта.
Кокошник – русский народный головной убор, в виде округлого щита вокруг головы. Богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам.
А какие головные уборы носили ещё девушки до замужества?
Дети: Платочки, ленты, венки, повязки.
Воспитатель: Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Рубашка.
Воспитатель. Из какого материала шили такие рубахи?
Дети: Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.
Воспитатель: Льняная одежда экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но её недостаток: она мнётся и с трудом разглаживается.
Если ткань ткали дома, ее называли домотканой.
Значит, рубашки, какие?
Дети: Льняные, домотканые.
Воспитатель: А кто на Руси носил рубаху?
Дети: Мужчины, женщины, дети.
Воспитатель: Значит, рубаху носили все. Следует помнить, что конечно, люди с разным достатком одевались по-разному. В городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
Как они назывались?
Дети: Портные.
Игра «Наоборот»
Пришивать – отрезать
Яркий – бледный
Снимать – надевать
Вешать – снимать
Сухой – сырой
Расстёгивать – застёгивать
Лёгкий – тяжёлый
Завязывать – развязывать
Дорогой – дешёвый
Чистить – пачкать
Длинный – короткий
Шнуровать – развязывать
Найти – потерять
Чистый – грязный
Покупать – продавать
Воспитатель: Правильно. А те, кто победнее, одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками или изготовленного дома, в домашних условиях на станке, то есть домотканую. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ -
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.
Воспитатель: Не случайно народ составил такие пословицы и поговорки, в них-то и видна народная смекалка и мудрость:
Молодец в кафтане, девка в сарафане.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
С миру по нитке – голому рубаха.
Своя рубашка ближе к телу.
Береги одежду снову, а честь смолоду.
Воспитатель: А поверх рубахи надевали что?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: Рубахи и сарафаны украшались вышивкой из красной и золотой нити. Сарафаны украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица. Сарафаны чаще всего были красного цвета, но также голубого, жёлтого, коричневого. Красный цвет обозначал – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – землю - кормилицу.
Повторим, так из какой одежды состоит русский народный костюм девушки?
Физминутка
Встаем все на ножки. Я говорю - вы за мной повторяете. И выполняем движения.
Шагаем на месте.(Шагают на месте)
Коля, Коля, Николай, за собою убирай (Хлопают в ладоши)
У тебя ленивы руки (Приседают)
Под столом ремень и брюки,("Рисуют" четырехугольник)
Не в шкафу рубаха,
Николай - неряха.( Грозят пальчиком и качают головой)
Повторяют текст за педагогом и выполняют движения.
Дети: Костюм девушки состоит из рубахи, сарафана, головного убора (платочка, ленты или кокошника).
Самостоятельная работа ( ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОКОШНИКОВ)
Пока ребята выполняют работу, звучит музыка. Педагог рассказывает:
- Ребята, а вы знаете, что каждый знак, обозначал свой символ:
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство
- Молодцы, ребята, давайте разместим наши работы на доске (мольбертах) и посмотрим, какие кокошники у вас получились.
Воспитатель: Повторим, что нового вы узнали о русском народном национальном костюме? Для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Ответы детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kokoshnik.docx | 471.64 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое развитие по декоративному рисованию на тему:” Маски и кокошники для кукол” в средней группе детей дошкольного возраста
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности. Закреплять приёмы и способы рисования кистью точек, мазков, колец, прямых линий,уме...
мастер-класс: "Кокошник"
Мастер-класс: "Кокошник" - это подробная и доступная инструкция к изготовлению кокошника. Она предназначена как для начинающих педагогов, так и для детей. В наше время особенно актуально изготовление ...
"Короны и кокошники"
Конструирование из бумаги на основе цилиндра...
Презентация: Русский головной убор - КОКОШНИК.
Русский головной убор КОКОШНИК.СЛАЙД 1«..Национальная одежда дает человеку ощущения единства со своим народом, устанавливает связь через века с прошедшими и грядущими поколениями, вплетает личность в ...
На тему: Элементы русской культуры в билингвальном воспитании детей дошкольного возраста. Головной убор -Кокошник.
Кокошник — это традиционный старинный яркий и красивый головной убор, часть национального русского костюма женщин....
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Национальный головной убор – кокошник»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры....
Доклад по теме проекта на 2022г.: «Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рамках взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.
Доклад по теме проекта на 2022г.:«Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рам...