Тема: "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
материал
План по самообразованию на 2019-2024 г.г. воспитателя Сагдиевой Рузии Рафиковны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка -детский сад № 300 "
Авиастроительного района
План по самообразованию
на 2019-2024 г.г.
Тема : "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
воспитателя
Сагдиевой Рузии Рафиковны
1. Образование- высшее
2. Стаж педагогической работы - 6 лет
3. Квалификационная категория -
4. Курсы повышения квалификации - 2018
5. Дата начала работы над темой -2019 год
6. Предполагаемая дата окончания работы - 2024 год.
1. Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Развитие у детей основы речевой моторики на основе пальчиковой игр и упражнений.
Задачи:
1. Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
2. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
3. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры
4. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
5. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.
Развита речь у дошкольников с помощью развития мелкой моторики и пальчиковой гимнастики;
Наличие методической копилки по теме;
Наличие результатов работы по теме самообразования;
Распространение опыта среди педагогов.
Этап реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, Изучение материалов в интернет ресурсах : http://maam.ru Psichologvsadu.ru | 2019 Сентябрь-декабрь |
Практический | Создание информационной базы пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук; Вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр; Разработка консультаций для педагогов ДОУ и родителей воспитанников основанных на содержание пальчиковых игр для групповой, тренинговый работы с детьми дошкольного возраста Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | 2019-2024 Март-июль |
Аналитический | Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности; Анализ результатов работы, формулирование выводов, внедрение системы пальчиковых игр в основной образовательный процесс | 2019-2024 Август |
Создание предметно-развивающей среды
Наименование | Сроки |
"Комплекс пальчиковой гимнастики"-создание картотеки | 2019-2024 сентябрь |
Папка-передвижка "Пальчики рассказывают сказку" | В течение 2020 года |
Составление картотеки: "Массаж кистей рук с использование чисто говорок" | В течении 2021 года |
Составление картотеки "Самомассаж с использованием различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена)" | Сентябрь 2021 - май 2022 |
Составление стена "В гостях у сказки" (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами) | 2022-2023 |
Изготовление лэпбука "Этот пальчик -я!" | Январь 2024 |
Работа с детьми
Наименование | Сроки |
Пальчиковые игры во время утренний гимнастики, физкультминутки | Сентябрь 2019 |
Упражнения с текстами | Октябрь 2019 |
Игры с прищепками | Ноябрь 2019 |
Игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, "Чудесный мешочек") | Февраль 2020 |
Игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застегивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами | В течении года |
Пальчиковый театр ,театр теней | Май 2020 |
Работа с карандашом(обводка, штриховка раскрашивание, выполнение графических заданий) | Февраль 2021 |
Рисование с использованием нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев | Сентябрь 2022 |
Разучивание пальчиковых игр | Декабрь 2022 |
Игры по мелкой моторики с использованием пинцета "Покорми лягушонка", сортировка круп | Март 2023 |
Работа с трафаретами, обводка по точкам, пунктирным линиям | Сентябрь 2023 |
Игры с счетными палочками ( Дети выполняют из них различные фигурки) | Декабрь 2023 |
Рисование с использование нетрадиционных техник рисование: оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью поролоном, оттиск засушенными листьями. | В течении года |
Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров) | Февраль 2024 |
Изготовление с детьми из соленого теста атрибутику для пальчиковых игр(выставка или показ небольшой сказки с атрибутами из соленого теста) | Май 2024 |
Работа с родителями
Тема | Сроки |
Консультация для родителей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?" | Сентябрь 2019 |
Открытое занятие с просмотром видеоролика "Играем с нашими пальчиками" | Март 2020 |
Индивидуальные беседы | В течении года |
Составление памяток, буклетов для родителей "Пальчиковая гимнастика - для развития речи дошкольника" | Ноябрь 2020 |
Консультативная помощь родителям "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников" | Май-2021 |
Папка- передвижка "Что такое графический диктант?" | Февраль 2022 |
Анкета для родителей по пальчиковой гимнастике | Сентябрь 2022 |
Консультация : "Влияние пальчиковой гимнастики для подготовку руку к письму" | Февраль 2023 |
Стен для родителей. Творческая выставка "Любимые ладошки". Совместная деятельность родитель-ребенок. | На усмотрение педагога |
Консультация для родителей "Пальчиками играем – стихи повторяем!" | Октябрь 2023 |
Выступление на родительском собрание "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста" | Март-2024 |
Отчет по самообразованию | Май 2024 |
Работа с педагогами
Наименование | Сроки |
Изучение литературы про пальчиковых игр | 1 квартал 2019-2021 |
Составление буклетов и памяток | 2 квартал 2021-2022 |
Консультация "Развиваем руки- развиваем речь" | 1 квартал 2022-2023 |
Доклад на тему:" Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики" | 3 квартал 2022-2023 |
Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики | 1 квартал 2023-2024 |
Консультация "Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координируемых движений пальцев рук" | 2 квартал 2023-2024 |
Памятка для педагогов "Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение)" | 3 квартал 2023-2024 |
Список литературы:
Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Е.А. Янушко Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста;
Л.П. Савиной Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников;
Пальчиковая гимнастика для детей от 6 месяцев до 6 лет. Подготовка руки к письму. Развитие речи;
Пальчиковые игры развиваем мышление, речь, мелкую моторику. Для совместной досуговой деятельности детей и родителей;
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика): ст.группа/авт.-сост. А. Г. Савушкина (Детский сад);
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы / авт.- сост. А. Г. Савушкина. (Детский сад/ издательско-торговый дом "Корифей");
Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).подготовительная группа/ авт.- сост. А. Г.Савушкина.(Детский сад);
С. О. Ермаковой "Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет";
Теплякова О.Н. Практическая энциклопедия развивающих игр. Уникальная методика обучения в игре, все аспекты развития детей от рождения до трех лет, одновременное развитие различных умений и навыков, советы по организации игр и примеры диалогов с ребенком.;
Тимофеева Е. Ю. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста (В помощь логопедам, воспитателям, родителям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Из опыта работы...
Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...
ПЛАН по самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
ПЛАНпо самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения,как средство развития речи удетей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное,...
Индивидуальный образовательный маршрут Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Использование пальчиковых игр и упражнений для речевого развития детей. Есть план работы с детьми и родителями, картотека пальчиковых игр и упражнений....