Конспект занятия по НРК «Сахалин, мой край родной. Знакомьтесь, Тыми!»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Формирование представлений детей о природе и истории нашего края.
Задачи:
обучающие - познакомить детей с коренными народами Сахалина;
развивающие - развивать умение слушать педагога и друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их;
воспитывающие - воспитывать патриотическое чувство, любовь к Малой Родине.
Тип занятия: комплексное.
Методы: наглядный, словесный, игровой.
Словарная работа: нивхи, юкола, нары, очаг.
Ожидаемый результат: у детей сформированы представления о коренных народах Сахалина, их обычаях и традициях.
Предварительная работа: рассматривание атласа Сахалинской области, иллюстрации о природе Сахалина; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений о Сахалине. Посещение краеведческого музея.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, карта России; интерактивная доска; одежда, обувь, предметы быта коренных народов; письмо мальчика Тыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nrk.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 пгт Тымовское»
Направление разработки: занятие.
Образовательная область: познавательное развитие (знакомство с родным краем)
Субъект образовательной деятельности: дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Тема: «Сахалин, мой край родной. Знакомьтесь, Тыми!»
Живлюк Светлана Александровна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №6 пгт Тымовское
МО «Тымовский городской округ»
2021г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования— заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания. Воспитание любви и уважение к малой родине является составляющей нравственного патриотического воспитания. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Поэтому надо вовремя приобщить ребёнка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Цель: Формирование представлений детей о природе и истории нашего края.
Задачи:
обучающие - познакомить детей с коренными народами Сахалина;
развивающие - развивать умение слушать педагога и друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их;
воспитывающие - воспитывать патриотическое чувство, любовь к Малой Родине.
Тип занятия: комплексное.
Методы: наглядный, словесный, игровой.
Словарная работа: нивхи, юкола, нары, очаг.
Ожидаемый результат: у детей сформированы представления о коренных народах Сахалина, их обычаях и традициях.
Предварительная работа: рассматривание атласа Сахалинской области, иллюстрации о природе Сахалина; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений о Сахалине. Посещение краеведческого музея.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, карта России; интерактивная доска; одежда, обувь, предметы быта коренных народов; письмо мальчика Тыми.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят около доски (слайд 2- карта России)
Воспитатель читает стихотворение:
Где-то в океане, там, где волны плещут,
Есть остров, хоть и маленький,
Но очень он чудесный.
Сам он в виде рыбки,
Есть хвост и голова,
А я о нём сегодня хочу вам рассказать.
Воспитатель- Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о нашем острове. Давайте найдём его на карте. А как он называется?
Ответы детей.
Воспитатель: - Мы сегодня отправимся в путешествие по нашему острову (слайд 3).
Почему мы говорим, что это остров?
Ответы детей.
Воспитатель: - На чём можно путешествовать по воде?
Ответы детей.
Воспитатель: - давайте отправимся в путешествие на лодке. (слайд 4 с изображением нивхской лодки).
Дети садятся на стулья и имитируют греблю на лодке.
Воспитатель: - ребята, а вы обратили внимание какая лодка?
Ответы детей.
Воспитатель: а знаете, кто построил такую лодку?
Ответы детей.
Воспитатель: я предлагаю нам отправиться в путешествие и узнать кто построил эту лодку.
2. Основная часть:
Воспитатель: - На нашем острове живёт много людей. Но есть люди не похожие на нас; у них другая одежда, обычаи, еда и жильё. Ребята, а вы хотите узнать об этих людях, об их быте и традициях?
Ответы детей.
Воспитатель:- А как вы думаете, кто поможет о них рассказать?
Ответы детей.
Воспитатель: - У меня есть один знакомый мальчик, он вместе со своей семьёй живет на берегу реки Тымь (слайд 5). К сожалению он не смог к нам прийти, но он прислал свою фотографию (слайд 6 с фотографией нивхского мальчика). Посмотрите на фото этого мальчика. Какая у него внешность? Какая одежда?
Ответы детей.
Воспитатель:- Этого мальчика зовут Тыми и он живёт среди народа, который называет себя Нивхи. Ребята, вы знаете кто такие Нивхи.
Ответы детей.
Воспитатель: -вы хотите узнать ?
Воспитатель достаёт письмо из конверта.
Воспитатель: Тыми прислал нам письмо и посылку. Прочитаем о чём он пишет.
«У нас большая семья. Живём мы на берегу большой реки Тымь. Наш народ называется-Нивхи. Нивхи в переводе означает «человек». Зимой мы живём в зимнем жилище «то-раф», похожем на полуземлянку деревянного строения (слайд 7) Летом мы живём в другом доме (слайд 8). Они стоят на высоких сваях и называются «ке-раф». А делаем это для того, чтобы в доме не было сырости и для защиты от мелких грызунов. Жилище делится на две половины . Одна используется как кладовая, а другая часть жилища жилая. Здесь располагались нары и очаг в деревянной прямоугольной раме, засыпанной глиной.(слайд 9) Вместо лестницы в дом поднимались по бревну. На ночь это бревно убиралось, чтобы по нему не проникли в дом грызуны. Живём мы дружно, помогаем и заботимся друг о друге.(слайд 10) Рядом с домом были хозяйственные постройки.(слайд 11) Вешала для вяленой рыбы.(слайд 12) Основная наша пища- вяленая рыба (юкола) (слайд 13) Основным нашим занятием является рыболовство и охота.(слайд 14,15,16) Рыбу мы используем в пищу, а шкуры мы используем для изготовления одежды и обуви.(слайд 17,18) Так же мы охотимся на птиц и водоплавающих животных. Охотой занимаются мужчины, а женщины занимаются собирательством. Кроме ягод и орехов мы собираем съедобные корни и растения. Для пошива своей одежды мы используем природный материал: рыбью кожу, шкуры морских и лесных животных. Одежда и обувь делилась на летнюю и зимнюю (слайд 19, 20). Посуду мы также делаем из природного материала- из коры деревьев (слайд 21).
Воспитатель: -Ребята, давайте посмотрим посылку, которую на прислал Тыми, но сначала мы немножко отдохнём.
Физкультминутка:
Над волнами чайки кружат,
(дети машут руками, словно крыльями)
Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою. Мы теперь плывём по морю
( плавательные движения руками)
и резвимся на просторе, веселее загребай и дельфинов догоняй.
Воспитатель: -Посмотрите, тут одежда, обувь, корзина которую плетут нивхи. Как это всё интересно сделано. Тыми прислал нам костюм, в котором ходят дети. Давайте его примерим. (Просмотр одежды с детьми и предметов домашнего быта).
Воспитатель: -Ребята, каким цветом костюм? Что на нём есть? Чем украшена обувь?
Ответы детей.
Воспитатель: -Всё это Тыми прислал нам в подарок.
3.Заключение:
Воспитатель: - вам понравилось путешествие по нашему острову?
Ответы детей.
Воспитатель: - как называется народ, который очень долго живёт на нашем острове?
Ответы детей.
Воспитатель: - с каким коренным народом нас познакомил Тыми?
Ответы детей.
Воспитатель: как переводится название северного народа Нивхи?
Ответы детей.
Воспитатель: - в следующий раз Тыми расскажет нам ещё много интересного о жизни Нивхов.
Список использованной литературы:
1. Ильченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности/Дошкольное воспитание, 2004.№8.с.20-22
2. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока: Справочник в помощь учителю краеведения/сост. М.Г. Булавинцева. Южно-Сахалинск: Изд-во СОИП и ПКК, 2006. 57с.
3. Ланина Е.К. «Нивхгу мролф тор»: (нивхские старинные традиции)/ Е.К. Ланина. Южно-Сахалинск: Сахалин, кн. изд-во, 2007.221 с.цв.ил.
4. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org wiki/ Народы_ Севера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Мой Край Родной»
Звучит песня вместе весело шагать по просторам.В-ль: Ребят сегодня мы с вами отправимся в поход по нашему родному городу Самара.1. Ребенок: Люблю я наш прекрасный городЛю...
Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»
Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»Тема: «Мой край родной - заповедные места «Кавказский запов...
Конспект образовательной деятельности "Сахалин - мой край родной"
Конспект образовательной деятельности предназначен для детей 6-7 лет...
Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной, в котором я живу»
Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной, в котором я живу"Цели :Воспитывать любовь к родному краю, желание охранять природу.Р...
Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной» в средней группе детского сада
Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной» в средней группе детского сада...
Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной»
Знакомство с символикой и трацициями края....