Конспект занятия по НРК «Сахалин, мой край родной. Знакомьтесь, Тыми!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Живлюк Светлана Александровна

Цель: Формирование представлений детей о природе и истории нашего края.

Задачи:

обучающие - познакомить детей с коренными народами Сахалина;

развивающие - развивать умение слушать педагога и друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их;

воспитывающие - воспитывать патриотическое чувство, любовь к Малой Родине.

 

Тип занятия: комплексное.

Методы: наглядный, словесный, игровой.

Словарная работа: нивхи, юкола, нары, очаг.

Ожидаемый результат: у детей сформированы представления о коренных народах Сахалина,  их обычаях и традициях.

Предварительная работа: рассматривание атласа Сахалинской области, иллюстрации о природе Сахалина; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений о Сахалине. Посещение краеведческого музея.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, карта России; интерактивная доска; одежда, обувь, предметы быта коренных народов; письмо мальчика Тыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nrk.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 пгт Тымовское»

Направление разработки: занятие.

Образовательная область: познавательное развитие (знакомство с родным краем)

Субъект образовательной деятельности: дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет

 Тема: «Сахалин, мой край родной. Знакомьтесь, Тыми!»

                                                                                               Живлюк Светлана  Александровна                      

                                                                                                                                 Воспитатель

                                                                                   МБДОУ «Детский сад №6 пгт Тымовское

                                                                                    МО «Тымовский городской округ»

2021г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования— заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
 Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания. Воспитание любви и уважение к малой родине является составляющей нравственного патриотического воспитания. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Поэтому надо вовремя приобщить ребёнка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Цель: Формирование представлений детей о природе и истории нашего края.

Задачи:

обучающие - познакомить детей с коренными народами Сахалина;

развивающие - развивать умение слушать педагога и друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их;

воспитывающие - воспитывать патриотическое чувство, любовь к Малой Родине.

Тип занятия: комплексное.

Методы: наглядный, словесный, игровой.

Словарная работа: нивхи, юкола, нары, очаг.

Ожидаемый результат: у детей сформированы представления о коренных народах Сахалина,  их обычаях и традициях.

Предварительная работа: рассматривание атласа Сахалинской области, иллюстрации о природе Сахалина; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений о Сахалине. Посещение краеведческого музея.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, карта России; интерактивная доска; одежда, обувь, предметы быта коренных народов; письмо мальчика Тыми.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Дети стоят около доски (слайд 2- карта России)

Воспитатель читает стихотворение:

 Где-то в океане, там, где волны плещут,

Есть остров, хоть и маленький,

Но очень он чудесный.

Сам он в виде рыбки,

Есть хвост и голова,

А я о нём сегодня хочу вам рассказать.

Воспитатель- Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о нашем острове. Давайте найдём его на карте. А как он называется?

Ответы детей.

Воспитатель: - Мы сегодня отправимся в путешествие по нашему острову (слайд 3).

 Почему мы говорим, что это остров?

Ответы детей.

Воспитатель: - На чём можно путешествовать по воде?

Ответы детей.

Воспитатель: - давайте отправимся в путешествие на лодке. (слайд 4  с изображением нивхской лодки).

Дети садятся на стулья и  имитируют греблю на лодке.

Воспитатель: -  ребята, а вы обратили внимание какая лодка?

 Ответы детей.

Воспитатель: а знаете, кто построил такую лодку?

Ответы детей.

Воспитатель: я предлагаю нам отправиться в путешествие и узнать кто построил эту лодку.

2. Основная часть:

Воспитатель: - На нашем острове живёт много людей. Но есть люди не похожие на нас; у них другая одежда, обычаи, еда и жильё. Ребята, а вы хотите узнать об этих людях, об их быте и традициях?

Ответы детей.

Воспитатель:- А как вы думаете, кто поможет о них рассказать?

Ответы детей.

Воспитатель: - У меня есть один знакомый мальчик, он вместе со своей семьёй живет на берегу реки Тымь (слайд 5). К сожалению он не смог к нам прийти, но он прислал свою фотографию (слайд 6 с фотографией нивхского мальчика). Посмотрите на фото этого мальчика. Какая у него внешность? Какая одежда?

Ответы детей.

Воспитатель:- Этого мальчика зовут Тыми и он живёт среди народа, который называет себя Нивхи. Ребята, вы знаете кто такие Нивхи.

Ответы детей.

Воспитатель: -вы хотите узнать ?

Воспитатель достаёт письмо из конверта.

Воспитатель: Тыми прислал нам письмо и посылку. Прочитаем о чём он пишет.

 «У нас большая семья. Живём мы на берегу большой реки Тымь. Наш народ называется-Нивхи. Нивхи в переводе означает «человек». Зимой мы живём в зимнем жилище «то-раф», похожем на полуземлянку деревянного строения (слайд 7) Летом мы живём в другом доме (слайд 8). Они стоят на высоких сваях и называются «ке-раф». А делаем это для того, чтобы в доме не было сырости и для защиты от мелких грызунов. Жилище делится на две половины . Одна используется как кладовая, а другая часть жилища жилая. Здесь располагались нары и очаг в деревянной прямоугольной раме, засыпанной глиной.(слайд 9) Вместо лестницы в дом поднимались по бревну. На ночь это бревно убиралось, чтобы по нему не проникли в дом грызуны. Живём мы дружно, помогаем и заботимся друг о друге.(слайд 10) Рядом с домом были хозяйственные постройки.(слайд 11) Вешала для вяленой рыбы.(слайд 12) Основная наша пища- вяленая рыба (юкола) (слайд 13) Основным нашим занятием является рыболовство и охота.(слайд 14,15,16) Рыбу мы используем в пищу, а шкуры мы используем для изготовления одежды и обуви.(слайд 17,18) Так же мы охотимся на птиц и водоплавающих животных. Охотой занимаются мужчины, а женщины занимаются собирательством. Кроме ягод и орехов мы собираем съедобные корни и растения. Для пошива своей одежды мы используем природный материал: рыбью кожу, шкуры морских и лесных животных. Одежда и обувь делилась на летнюю и зимнюю (слайд 19, 20). Посуду мы также делаем из природного материала- из коры деревьев (слайд 21).

Воспитатель: -Ребята, давайте посмотрим посылку, которую на прислал Тыми, но сначала мы немножко отдохнём.

Физкультминутка:   

           Над волнами чайки кружат,

 (дети машут руками, словно крыльями)

Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою. Мы теперь плывём по морю

( плавательные движения руками)

 и резвимся на просторе, веселее загребай и дельфинов догоняй.

Воспитатель: -Посмотрите, тут одежда, обувь, корзина которую плетут нивхи. Как это всё интересно сделано. Тыми прислал нам костюм, в котором ходят дети. Давайте его примерим. (Просмотр одежды с детьми и предметов домашнего быта).

Воспитатель: -Ребята, каким цветом костюм? Что на нём есть? Чем украшена обувь?

Ответы детей.

Воспитатель: -Всё это Тыми прислал нам в подарок.

3.Заключение:

Воспитатель: - вам понравилось путешествие по нашему острову?

Ответы детей.

Воспитатель: - как называется народ, который очень долго живёт на нашем острове?

Ответы детей.

Воспитатель: - с каким коренным народом нас познакомил Тыми?

Ответы детей.

Воспитатель: как переводится название северного народа Нивхи?

Ответы детей.

Воспитатель: - в следующий раз Тыми расскажет нам ещё много интересного о жизни Нивхов.

Список  использованной литературы:

1. Ильченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности/Дошкольное воспитание, 2004.№8.с.20-22

2. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока: Справочник в помощь учителю краеведения/сост. М.Г. Булавинцева. Южно-Сахалинск: Изд-во СОИП и ПКК, 2006. 57с.

3. Ланина Е.К. «Нивхгу  мролф тор»: (нивхские старинные традиции)/ Е.К. Ланина. Южно-Сахалинск: Сахалин, кн. изд-во, 2007.221 с.цв.ил.

4. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org wiki/ Народы_ Севера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Мой Край Родной»

Звучит песня вместе весело шагать по просторам.В-ль: Ребят сегодня мы с вами отправимся в поход по нашему родному городу Самара.1.      Ребенок: Люблю я наш прекрасный городЛю...

Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»

Конспект занятия в  старшей группе      «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»Тема: «Мой край родной - заповедные места «Кавказский запов...

Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной, в котором я живу»

Конспект занятия по окружающему миру           «Мой край родной, в котором я живу"Цели :Воспитывать любовь к родному краю, желание охранять природу.Р...

Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной» в средней группе детского сада

Конспект занятия по окружающему миру «Мой край родной» в средней группе детского сада...

Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной»

Знакомство с символикой и трацициями края....

План конспект занятия на тему: "Башкортостан - мой край родной" для воспитанников детского сада

Цель занятия:Познакомить детей с природой, культурой и традициями Башкортостана в игровой и доступной форме.Возрастная группа: 5-7 летМатериалы:- Картинки природы Башкортостана, музыкальные фрагменты,...