«Природа в творчестве композиторов»
консультация
Консультация для педагогов ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_-_kopiya.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 107 «Маячок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников г. Орска»
Консультация для педагогов
«Природа в творчестве композиторов»
Музыкальный руководитель:
Санова Л.Л.
2022г.
Природа в творчестве композиторов
Звучащий мир вокруг нас постоянно, особенно в природе, ставит своеобразные задачи нашему слуху. Что звучит? Где звучит? Как звучит? Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Подобные наблюдения в природе обогащают музыкально-слуховой опыт ребёнка, оказывают необходимую помощь в восприятии музыкальных произведений с элементами изобразительности. Изобразительность в музыке, подсказанная звуковой тканью природы, иллюстрируется замечательными примерами: явления природы – Г. Свиридов «Дождик»; А. Вивальди «Времена года», П.Чайковский «Времена года», Э. Григ «Утро», В. Моцарт «Ночная серенада» и т.д.
Композиторы в своих произведениях воссоздают увлекательные картины изменений в природе: золотая осень или озорной летний дождь, бушующее море или зимняя вьюга.
Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Музыка помогает восхищаться своей родной землей, почувствовать любовь и нежность к природе.
Послушайте «Вальс цветов», муз. П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Росинки светлые на них
Сверкают ярко, точно блестки.
Целуют пчелы их и пьют
Благоухающие слезки…
(И. Суриков)
Слушая эту музыку, сразу чувствуешь аромат цветов, все вокруг преображается, мир становится ярче. А вот прямо из-под снега пробивается нежный слабенький росток – это подснежник робко тянется к солнцу, качается на ветру.
П. И. Чайковский «Подснежник» (диск № 9).
А теперь представьте раннее утро.
Э. Григ «Утро».
Это произведение норвежского композитора Э. Грига так и называется – «Утро». Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел показать «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Э. Григ эту чудесную картину! В ней слышен щебет и пение птиц, звучание пастушьего рожка, живо воображается норвежская природа, её горы и долины.
Все вы наверняка любовались красотой природы вечером, когда день угас, все вокруг затихло, устало, замерло.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна.
(Афанасий Фет)
Многие поэты, художники, музыканты восторгались красотой вечерней или ночной природы. Вот как в музыке передана картина ночного свидания:
Шуберт «Ночная серенада».
Музыка задушевная, ласковая. И в то же время полна страсти, любви. Можно представить, как качается лодка на волнах, и влюбленный юноша поет серенаду под окном своей возлюбленной.
Не могла остаться в стороне и тема моря – эта могучая неукротимая стихия. Вот как писал о море поэт В. Брюсов:
Волны взбегают упорные,
Мечутся дикие, пленные,
Гибнут в борьбе не покорные,
Гаснут, разбитые, пенные…
Но море может звучать по-разному: то тихо, спокойно, убаюкивающее, то оно бурлит, ревет, пугая своими звуками.
Наиболее ярко морская тема раскрыта в творчестве русского композитора Николая Андреевич Римского-Корсакова. Моряк и композитор, он очень любил море. Он видел удивительные картины ночного моря, когда множество светящихся рыб звездами падали на палубу, больших морских скатов-чудовищ, не раз попадал в штормы. Все эти впечатления композитор воплотил в своих произведениях: «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Шехерезада», цикл «К морю».
Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Ярко и живо изображены картины природы в произведениях русского композитора П. И. Чайковского в его цикле «Времена года». У каждого месяца свой характер, свое настроение. Так же цикл «Времена года» есть и у итальянского композитора А. Вивальди. Можно послушать и сравнить, как оба композитора отражают в музыке красоту природы, её многообразие.
Сопоставляя живую природу с музыкальными картинами, ребенок активирует развитие эмоций, мышления, воображения, развивает творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...