Консультация для воспитателей. Театрализованные игры - благоприятная среда для творческого развития способностей детей.
методическая разработка (младшая группа)

Поддубская Наталья Вениаминовна

Консультация для воспитателей. Театрализованные игры -  благоприятная среда для творческого развития способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Театрализованные игры -  благоприятная среда для творческого развития способностей детей.

        Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.

       Сравнивая эти детские игры с их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности. Если первые игры (будем называть их театрализованными) имеют заранее известное содержание, то вторые обретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия.      

             И все же нет основания отрицать возможность творческих проявлений детей в театрализованных игpax, поскольку театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.

            Рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые игры. И в той и другой играющие берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах.

В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается . В драматизации очень важен качественный результат деятельности.

Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность , требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков.

Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром. “В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме”, - так писал об этом отечественный психолог Б. М. Теплов. Синтетический характер театрального искусства закономерным образом переносится в игру-драматизацию дошкольников. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. . Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт.

 Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:

  1. имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
  2. имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
  3. включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”, ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).

Разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации.

  1. Ребенок- “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
  2. Ребенок-“актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
  3. Ребенок-“зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
  4. Ребенок- “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности.

  1. Это связано с недостатком учебного времени т.е с общей загруженностью воспитателей.
  2. Недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
  3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности
  4. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  5. Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и “свернутость” импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и другое.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

  1. как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)
  2. исполнительское (речевое, двигательное)
  3. оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).

Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и “включенность” педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.

         Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определенных условий.

 К ним относятся внутренние условия - индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности –

 и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...

консультация для воспитателей «Влияние предметно-развивающей среды на творческую способность детей» .docx

laquo;Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»    ...

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей»

Познакомить коллег с требованиями к предметно - пространнственной среде в ДОУ по ФГОС...

Консультация для воспитателей"Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...

Консультация для воспитателей: «Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей». Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей: «Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей».Цель: познакомить воспитателей с видами нетрадиционных техни...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Простые движения рук помогают ...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей младшего возраста»

- Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас .Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражнят...