консультация для воспитателей «Влияние предметно-развивающей среды на творческую способность детей» .docx
консультация

 Маликова Сабира Башировна

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»                                                                                                                                                           

 

С.Л. Новоселова

 

 

    Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;

 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающий выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

   Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

   Для создания предметно-развивающей среды центра искусств в группе следует руководствоваться следующими принципами:

  Полифункциональность среды – предметная развивающая среда центра должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

  Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

  Вариативности – предполагающий конкретный вариант предметно-развивающей среды центра, зависящий от возраста детей и возможности помещения.

   Учёт интеграции образовательных областей – предполагает использование материала и оборудования данного центра в ходе реализации других областей. Они выполняют целый комплекс развивающих задач, так важных для формирования личности дошкольника. Игры направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и выступают как средство познавательной активности воспитанников.

  Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек.  Это могут быть подборки раскрасок, шаблонов, трафаретов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки индивидуальной работы для мальчиков и девочек.

Учёт специфики национально-культурных условий.

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы при реализации вариативной части программы предметно – развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать наличие приоритетных направлений, специфику национально – культурных, демографических, социально – экономических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

   Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, такая среда отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда в нашей группе мобильна и динамична.

    В организации среды мы учитываем не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и его потребности и способности.

А ведь предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности.    Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

   Любой ребёнок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы мы так же отправляем на всероссийские конкурсы. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности. Появилась хорошая традиция – участие родителей в различных конкурсах.

Очень нравятся детям поделки, изготовленные из бросового материала. Дети научились по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение.

      Развивающая среда – это и взаимодействие детей и воспитателя. У нас в группе царит атмосфера доверия. Дети имеют свободу для инициативы, активно участвуют в процессе формирования и преобразования окружающей среды. Ненавязчиво формирую у них чувство вкуса и чувство меры.

    Кроме того, вложив свой труд в организацию развивающей среды, дети более бережно к ней относятся. В группе имеется центр для мальчиков и девочек, оформленный с учётом потребностей и интересов детей.

  Наша группа подготовительная к школе и в этом году у нас появился «Центр первоклассника». Создание этого центра повысило мотивацию готовности детей к школе.

   В «Познавательный центре» дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить сложный материал.

Научно-исследовательский центр способствует приобретению детьми навыков и умений, способности обобщать, давать умозаключения. Здесь дети учатся мыслить, рассуждать, что придаёт им уверенность в себе и в своих возможностях.

Таким образом развивающая среда должна иметь современный дизайн, возрастную функциональность, комфортность, которая рожает покой, радость, интерес, чувство удовольствия от пребывания детей в группе. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы, индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, обогащающаяся новизной система.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательного учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Консультация для воспитателей:

«Влияние предметно-развивающей среды                                                           на творческую способность детей»      

Воспитатель: С.Б. Маликова

Нижневартовск

 

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая

содержание его духовного и физического развития»                                                                                                                                                          

С.Л. Новоселова

    Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Предметно-развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;

 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающий выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

   Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

   Для создания предметно-развивающей среды центра искусств в группе следует руководствоваться следующими принципами:

  Полифункциональность среды – предметная развивающая среда центра должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

  Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

  Вариативности – предполагающий конкретный вариант предметно-развивающей среды центра, зависящий от возраста детей и возможности помещения.

   Учёт интеграции образовательных областей – предполагает использование материала и оборудования данного центра в ходе реализации других областей. Они выполняют целый комплекс развивающих задач, так важных для формирования личности дошкольника. Игры направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и выступают как средство познавательной активности воспитанников.

  Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек.  Это могут быть подборки раскрасок, шаблонов, трафаретов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки индивидуальной работы для мальчиков и девочек.

Учёт специфики национально-культурных условий.

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы при реализации вариативной части программы предметно – развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать наличие приоритетных направлений, специфику национально – культурных, демографических, социально – экономических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

   Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, такая среда отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда в нашей группе мобильна и динамична.

    В организации среды мы учитываем не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и его потребности и способности.

А ведь предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности.    Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

   Любой ребёнок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы мы так же отправляем на всероссийские конкурсы. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности. Появилась хорошая традиция – участие родителей в различных конкурсах.

Очень нравятся детям поделки, изготовленные из бросового материала. Дети научились по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение.

      Развивающая среда – это и взаимодействие детей и воспитателя. У нас в группе царит атмосфера доверия. Дети имеют свободу для инициативы, активно участвуют в процессе формирования и преобразования окружающей среды. Ненавязчиво формирую у них чувство вкуса и чувство меры.

    Кроме того, вложив свой труд в организацию развивающей среды, дети более бережно к ней относятся. В группе имеется центр для мальчиков и девочек, оформленный с учётом потребностей и интересов детей.

  Наша группа подготовительная к школе и в этом году у нас появился «Центр первоклассника». Создание этого центра повысило мотивацию готовности детей к школе.

   В «Познавательный центре» дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить сложный материал.

Научно-исследовательский центр способствует приобретению детьми навыков и умений, способности обобщать, давать умозаключения. Здесь дети учатся мыслить, рассуждать, что придаёт им уверенность в себе и в своих возможностях.

Таким образом развивающая среда должна иметь современный дизайн, возрастную функциональность, комфортность, которая рожает покой, радость, интерес, чувство удовольствия от пребывания детей в группе. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе возрастного состава детей, психологической характеристики группы, индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, обогащающаяся новизной система.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Консультация для педагогов:

«Развитие социальных навыков

с использованием русского фольклора»

Воспитатель

Маликова С.Б.

Пусть ребёнок чувствует красоту

 и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образ, в которых воплощается Родина.

(В.А. Сухомлинский)

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Возразить могущество русского языка, русской культуры, на наш взгляд возможно посредством фольклора.

Использование фольклора имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

Работа по реализации программы «Социокультурные истоки» позволяет показать детям связь прошлого, настоящего и будущего. Используя деятельностный подход, мы предлагаем детям окунуться в  культуру  народов России, обращая внимание на то, что изделия народного промысла активно используется в быту и повседневной жизни людей.  

Создавая условия для  освоения программы  «Социокультурные истоки», педагоги  совместно с родителями на базе центра  познавательной активности «Русская изба», подготовили и провели занимательное мероприятие – неделя музев.

В течении недели знакомили детей с мини-музеями. Так ежедневно дети были активными участниками мини-музеев:

Понедельник – «Музей русского быта»;

    Вторник - «Музей платков»; 

Среда – «Музей народных костюмов»;

Четверг – «Музей русской народной игрушки»;

Закончилась неделя развлечением с использованием русских народных игр, песен, хороводов.

В целях оказания помощи дошкольникам в освоении богатств родного языка, а также для успешного развития их эмоционально-мыслительной сферы, центральное место отводится русскому фольклору, которому в настоящее время уделяется недостаточно внимания.

Традиции народного мастерства живут в преемственности поколений, подготовке творческой личности, являются носителем культуры человечества, воспитания патриотизма и чувства гордости за богатое наследие России.

При ознакомлении с  изделиями декоративно - прикладного искусства детям представилась возможность     для развития творческого воображения и эстетического вкуса. Ни один мастер не повторит в своем изделии (будь то варежка или валенки) одинаковый орнамент: чуть-чуть изменит очертание листа, по-другому изогнёт веточку, округлит земляничку. В этом проявляется богатство творческого воображения. Каждое изделие по-своему уникально!

Ведение работы по освоению программы  «Социокультурные истоки» требует глубокого погружения в и присоединения к многовековой национальной традиции народа. Педагоги детского сада активно участвуют в мероприятиях города, выбирая материал основанный на танцевальных традициях русского народа.

Современное оснащение МАДОУ позволяет использовать в работе с воспитанниками кукол в национальной одежде, выполненной с соблюдением требований традиций.

Использование деятельностного  подхода  позволяет создавать ситуации приобретения нового жизненного опыта на основе народных традиций. Для этого, как нельзя лучше подходят творческие игры, такие как «Семья», «Ярмарка», «Магазин», «Детский сад», «Ферма» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами,...

Консультация для воспитателей "Влияние фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей"

Материал рассказывает о разных видах фольклора и его педагогическом воздействии на детей....

Консультация для воспитателей «Интерактивно предметно-развивающая среда в ДОУ»

  Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира....

Консультация для воспитателей. «Формирование предметно-развивающей среды в старшей группе»

Консультация для воспитателей. «Формирование предметно-развивающей среды в старшей группе»...

Консультация для воспитателей "Создание предметно-развивающей среды по формированию у детей математических способностей".

Основное требование к организации окружающей среды для математической работы с детьми дошкольного возраста - соответствие основным концептуальным подходам программы, которая реализуется в данном ДОУ....