Картотека подвижных игр.
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Подвижные игры летом.
«Хоровод»
Цель: формировать умение детей водить хоровод; упражнять в приседании.
Описание: дети за воспитателем проговаривают слова.
Взявшись за руки, ходят по кругу.
Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы выполняют приседания.
«Карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.
Описание: воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем.
Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Дети останавливаются.
«Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание: дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
«Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу;
развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
Описание: дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет.
Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к предмету и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги»,
Дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.
«Вейся, венок»
Цель: формировать умение детей водить хоровод; упражнять в беге.
Описание: воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки,
из которых я буду плести веночки. Подул ветерок,
разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке).
По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок!
Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю).
Воспитатель помогает образовать круг.
Вместе с воспитателем дети водят хоровод,
произнося рифмованные строки:
Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,
Будем листья собирать, сделаем веночек.
Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,
И веночки мы сплетём из листочков разных.
«Солнышко и дождик»
Цель: формировать умение детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание: дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять».
Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!»
- бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки.
Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
«Самолёты»
Цель: формировать умение детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание: воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!»
- дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят»
- разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!»
- дети садятся на скамейку.
«Пузырь»
Цель: формировать умение детей становиться в круг, делать его то шире,
то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание: дети вместе с воспитателем берутся за руки
и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор,
пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!»,
тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом:
«Хлоп!» Можно также предложить детям после слов:
«Лопнул пузырь» двигаться к центру круга,
по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук:
«Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
«Поезд»
Цель: формировать умение детей ходить и бегать в колонне по одному, делать остановки по сигналу;
приучать детей находить своё место в колонне,
не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание: дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга).
Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок,
и «поезд» начинает двигаться вперёд: Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Ту-Ту После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции»
дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается.
Воспитатель предлагает всем выйти, погулять,
собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке.
По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться: Мы едем, едем, едем, в далекие края. Хорошие соседи, счастливые друзья. Ту-ту.
«Воробушки и кот»
Цель: формировать умение детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях,
бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать,
находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Описание: дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле,
или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки.
На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет,
«воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место,
ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям,
как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками»,
которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель,
а затем кто-нибудь из детей.
«Пастух и стадо»
Цель: закреплять у детей умение играть по правилам игры, упражнять в ходьбе и беге.
Описание: дети изображают «стадо» (коров, телят, овец). Выбирают «пастуха», дают ему дудочку и «кнут» (султанчику). Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения по тексту:
Рано – рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»,
(«Пастушок» играет на дудочке.)
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му».
Дети – «коровки» мычат. Затем «пастух» гонит «стадо» в поле (на условленную лужайку), все ходят по ней. Через некоторое время «пастух» щёлкает кнутом (султанчиком), гонит «стадо» домой. Игра повторяется.
«Зайцы и волк»
Цель: формировать умение детей внимательно слушать воспитателя,
выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом,
ориентироваться в пространстве, находить своё место.
Описание: воспитатель обозначает место «кусты», где находятся дети «зайцы».
В стороне спрятался и поджидает ребенок «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают,
щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы»
убегают и прячутся за кусты. «Волк» пытается их догнать.
В игре можно использовать стихотворный текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок –
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк»
и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.
«Лохматый пёс»
Цель: формировать умение детей двигаться в соответствии с текстом,
быстро менять направление движения, бегать,
стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Описание: дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок,
находящийся на противоположной стороне, изображает «пса».
Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.
«Догонялки»
Цель: развивать у детей интерес к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формировать доверительные отношения.
Описание: воспитатель обращается к малышам: «Ребятки, сейчас мы с вами поиграем в догонялки. Кто будет догонять? (если ребенок отказывается, педагог предлагает эту роль другому малышу). Ребенка, согласившегося быть ведущим, воспитатель сажает на стульчик. Вместе с остальными детьми воспитатель отходит в другую часть комнаты и начинает медленно приближаться к ребенку, сидящему на стуле:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре пять!
Затем воспитатель говорит детям: «Разбегайтесь все скорее, а ты…… догоняй». Малыш бежит за детьми, пытаясь кого – нибудь поймать. Ребенок, которого поймали садится на стул (скамейку), и игра повторяется.
Примечание: эту игру лучше проводить в помещении, где много свободного места, чтобы исключить травмирование детей.
Подвижные игры осенью
«У медведя во бору»
Цель: развивать у детей скорости реакции на словесный сигнал,
развитие внимания; упражнять детей в беге.
Описание: из всех участников игры выбирают одного водящего,
которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга.
Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом,
для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги
и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом
и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».
«Гуси – гуси»
Цель: развивать у детей координации движений, быстроты реакции,
умения играть в команде.
Описание: дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.
Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите».
Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть поймать как можно больше детей.
«Птички летают»
Цель: формировать умение детей бегать врассыпную, действовать только по сигналу; мотивировать малышей помогать друг другу.
Описание: дети становятся по одной стороне площадки.
Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит,
все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки».
Дети «летают» (бегают, размахивая руками – «крыльями»),
приседают, «клюют» зёрнышки (стучат пальчиками по земле).
Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!»
- дети бегут на свои места. При повторении игры сигнал можно
давать одним словом: «Солнышко!» или «Дождик!»
Дети должны знать, по какому сигналу, что нужно делать.
«Лови мячик»
Цель: развивать эмоциональное общение детей со взрослым, налаживать контакт; развивать движения.
Описание: педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игруна полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
(Педагог катит мячик по направлению к малышу, затем побуждает катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры).
- Кати мячик! Оп! Поймала мячик!
Игра проводится в течении некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Догони меня»
Цель: формировать умение детей быстро действовать по сигналу,
ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Описание: дети сидят на скамейке. Воспитатель предлагает им догнать его
и бежит в сторону, противоположную от детей. Дети бегут за воспитателем,
стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит:
«Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегом возвращаются на свои места.
Указания к проведению: воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей:
им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми,
так как они могут упасть. Сначала бег проводится только в одном направлении.
Когда дети подбегут к воспитателю, надо отметить, что они умеют быстро бегать.
При повторении игры воспитатель может менять направление, убегая от детей.
«Мыши в кладовой»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу;
в беге и приседанию.
Описание: дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки.
Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую». Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари.
«Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами».
Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется.
В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.
Найди свой цвет»
Цель: формировать умение детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Описание: в разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи или рисует мелом на асфальте круги и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свой цвет!» - дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется.
«Лошадки»
Цель: формировать умение детей двигаться вдвоём один за другим,
согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди,
даже если он двигается не очень быстро.
Описание: дети делятся на две группы: одни изображают «лошадок»,
другие – «конюхов». Каждый «конюх» имеет «вожжи» - скакалки.
По сигналу воспитателя «конюхи» ловят «лошадок»,
«запрягают» их (надевают «вожжи»). По указанию воспитателя
дети могут ехать (бежать в паре).
Через некоторое время «лошадей» распрягают и выпускают на луг,
«конюхи» садятся отдыхать. Через 2-3 повторения игры дети меняются ролями.
В игре дети чередуют движения: бегают, подпрыгивают, ходят шагом и т.п.
Можно предложить разные сюжеты поездок: на скачки, за сеном,
в лес за дровами. Если «конюх» долго не может «поймать» какую-либо из «лошадей»,
другие «конюхи» помогают ему.
«Курочка – хохлатка»
Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя;
упражнять детей в ходьбе.
Описание: воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят».
Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке.
«Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:
Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами»,
которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме.
Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны,
и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»
При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.
«Наседка и цыплята»
Цель: формировать умение детей подлезать под веревку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Описание: дети - «цыплята» вместе с воспитателем – «наседкой»
- находятся в обозначенном месте «доме».
На противоположной стороне площадки сидит большая «птица».
«Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»:
«Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм.
По сигналу: «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом.
Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель,
а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию,
а потом по назначению воспитателя.
«Мыши и кот»
Цель: развивать умение детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга;
ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Описание: дети сидят на скамейках – это «мыши в норках».
На противоположной стороне площадки сидит «кот»,
роль которого исполняет воспитатель. «Кот» засыпает (закрывает глаза),
а «мыши» разбегаются по площадке. Но вот «кот» просыпается, потягивается,
мяукает и начинает ловить «мышей».
«Мыши» быстро убегают и прячутся в «норках» (занимают свои места).
Пойманных «мышек» «кот» уводит к себе.
Когда остальные «мыши» спрячутся в «норках»,
«кот» ещё раз проходит по площадке, затем возвращается на своё место и засыпает.
«Мыши» могут выбегать из «норок» тогда, когда «кот» закроет глаза и заснёт,
а возвращаться в «норки» - когда «кот» проснётся и замяукает.
Воспитатель следит, чтобы все «мышки» выбегали и разбегались как можно дальше от «норок». «Норками», кроме скамеек, могут служить дуги для подлезания,
и тогда дети – «мышки» - выползают из своих «норок».
«Конники»
Цель: способствовать развитию умения у детей бегать, не наталкиваясь друг на друга,
ускорять или замедлять движения, ориентироваться в пространстве.
Описание: группа детей (5-6 человек) становятся у одного края площадки.
Воспитатель даёт каждому палку длиной 50-60 см
Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки,
изображая «конников», стараясь не наталкиваться друг на друга
и не задевать предметы, оборудование, находящиеся на площадке.
Во время игры воспитатель может предложить «конникам» ехать быстро и медленно,
а также в разных направлениях.
Подвижные игры зимой
Мороз Красный Нос»
Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.
Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:
Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.
Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!
Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!
(Дети идут навстречу воспитателю.)
- Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.
«Где звенит?» Цель: развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве. Описание игры: дети стоят лицом к стене, один из детей прячется в другом конце зала и звенит колокольчиком. «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его», - обращается воспитатель к детям. Когда они находят колокольчик, воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.
«Снежинки и ветер»
Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.
Воспитатель произносит слова:
А сейчас я посмотрю:
Кто умеет веселиться,
Кто мороза не боится.
Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра,
а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок.
Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.
«Снег идёт»
Цель: развивать умение детей соотносить собственные действия
с действиями участников игры; упражнять детей в беге,
делать повороты вокруг себя.
Воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо, падает, ложится.
Дети бегают по кругу, кружатся.
«Зайка беленький сидит»
Цель: формировать умение детей слушать текст и выполнять движения с текстом;
Развивать умение подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста;
доставить детям радость.
Описание: дети – «зайки» сидят на скамейке.
Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»).
Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя
и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,
кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает
игрушку).
Дети убегают на свои места.
Указания к проведению: игру можно проводить с любым количеством детей.
«Заиньки»
Цель: развивать понимание речи у детей, умение подражать движениям рук взрослого, координировать движения в соответствии с текстом стихотворения. Описание: (воспитатель предлагает детям игру зайчиков). –Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
По лесной лужайке Разбежались зайки (выполняем легкий бег) Вот какие зайки, (поднимаем ладошки к голове- зайки-побегайки. –показываем «ушки»). Сели зайчики в кружок, (приседаем, выполняем Роют лапкой корешок соответствующие движения руками. Вот какие зайки, Поднимаем ладошки к голове Зайки-побегайки. – показываем «ушки» ).
«Целься вернее»
Цель: упражнять детей в бросании в горизонтальную цель, развивать глазомер, ловкость и координацию движений Описание: дети встают в круг, берут маленькие снежки. В центре круга на расстоянии 1-1,5 м от детей стоит ящик (большая корзина или любая емкость). Подброшу снежок высоко, Полетит снежок далеко, А ребята снежок возьмут И в корзину принесут. По сигналу воспитателя дети бросают снежок в ящик одной рукой от плеча снизу. Затем идут к ящику, берут снежок, возвращаются на свое место и повторяют бросок, дети бросают правой и левой рукой.
«Снег кружится»
Цель: формировать умение детей соотносить собственные действия с действиями участников игры; бегать в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга. Описание: воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок (воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!» Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок». Дети выполняют действия произвольно и в конца приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? (В-в-в-в –произносят дети). Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны». Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.
«Такси»
Цель: формировать умение детей двигаться вдвоём,
соразмерять движения друг с другом, менять направление движений,
быть внимательным к партнёрам по игре.
Описание: дети становятся внутрь небольшого обруча,
держат его в опущенных руках: один – у одной стороны, другой за другом.
Первый ребёнок – «водитель» такси, второй – «пассажир».
Дети двигаются по площадке (дорожке). Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь – то больше.
Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.
«Вороны и собачка»
Цель: формировать умение детей подражать движениям и звукам птиц,
двигаться, не мешая друг другу.
Описание: выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».
Возле ёлочки зелёной Дети прыгают,
Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!» изображая
ворону.
Тут собачка прибежала Дети убегают от
И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» «собачки».
Игра повторяется 2-3 раза.
Лови-лови!
Цель: упражнять в прыжках. Описание игры: к палочке длиной примерно полметра на крепком шнуре прикрепляется лёгкий удобный для хватания предмет - мягкий поролоновый мячик, лоскуток и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая её, он предлагает некоторым детям поймать предмет на шнурке. Взрослый собирает вокруг себя ребят, заинтересовавшихся ловлей мяча, предлагает им встать в кружок. Сам становится в центре. «Лови-лови!» - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке предмет то к одному, то к другому ребёнку. Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребёнок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, взрослый старается вовлечь в эту забаву всех детей. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки.
«Зайчики» Цель: формировать умение детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, быстро реагировать на сигнал. Описание: дети сидят на корточках – они зайки. Воспитатель произносит стихи, а дети, наблюдая за воспитателем, выполняют вместе с ним движения в соответствии с текстом: Мы зайчики, мы Под елочкой сидим (дети качают головой) И ушками мы слушаем, И глазками глядим (повороты головы) Не слышно ли лисички, не видно ли плутовки, Чтоб спрятаться зайчатам в сугробе очень ловко. (дети грозят пальцем) Коль не видать лисички пойдем мы погулять По белому снежочку с друзьями поскакать. (дети прыгают) Мы лапки согреваем и хлопаем вот так (дети хлопают ) Мы ножки согреваем и топаем вот так (дети топают двумя ногами) Послушайте, зайчишки, лиса спешит сюда (дети прислушиваются) В сугроб скорей, братишки, не то придет беда (дети прыгают под елочку) Идет лиса-красавица, хвостом метет снежок: Искать зайчат мне нравится – найду я вас прыг-скок Не видать нигде зайчат, только хвостики торчат! (лиса хлопает в ладоши и догоняет зайчиков, зайки убегают)
«Воробушки и автомобиль» Цель: упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, в умении начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. Описание: дети садятся на стулья или скамейки с одной стороны комнаты или площадки – это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель с игрушечным рулем. Он изображает автомобиль. По сигналу «Полетели воробушки на дорожку» дети бегают по площадке, легко размахивая руками. По сигналу «Автомобиль едет! Летите, воробушки, в свои гнезда!» Выезжает автомобиль, воробушки улетают – дети бегут и садятся на свои места, автомобиль возвращается в гараж. Предварительно воспитатель показывает детям, как летают воробушки, как клюют зернышки. Все движения детям повторяют за воспитателем, а затем в игру включается автомобиль. Только после многократных повторений, эту роль можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль движется спокойно, чтобы дать детям возможность найти свое место.
Подвижные игры весной
«Куры в огороде»
Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции; упражнять в беге, приседании.
Описание: на середине площадки ограничивают небольшую площадь – «огород». Недалеко от него, с одной стороны площадки ставят стул
– это «дом» сторожа, с другой стороны – «дом» для кур.
Роль «сторожа» вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети
Остальные – «куры». По сигналу воспитателя:
«Идите, курочки, гулять» - дети – «куры» пробираются в «огород», бегают, «ищут» корм, «кудахчут».
«Сторож» замечает «кур» и гонит их из «огорода» - хлопает в ладоши,
приговаривая: «Кыш, кыш!» Дети – «куры» убегают, и прячутся в «дом».
«Сторож» обходит «огород» и снова садится. Игра повторяется.
Если игра проводится впервые, то площадь «огорода» не обозначается.
Дети бегают, используя всю площадку.
«Птички в гнёздышках»
Цель: формировать умение детей ходить и бегать врассыпную,
не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать
по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание: воспитатель с одной стороны площадки свободно раскладывают обручи или рисует мелом круг («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд»
- и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц»
то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки,
ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!»
- говорит воспитатель, дети бегут к обручам
и становятся в любой свободный обруч.
Игра повторяется.
Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила:
разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц».
На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей.
Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч,
использовали всю площадь, выделенную для игры.
«По ровненькой дорожке»
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног;
приучать ходить свободно в колонне по одному;
развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.
Описание: дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем.
Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст,
дети выполняют движения согласно тексту:
По ровненькой дорожке, (дети идут шагом).
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз – два, раз – два.
По камешкам, по камешкам, (дети прыгают на двух ногах с продвижением вперёд).
По камешкам, по камешкам…
В ямку – бух! (дети приседают на корточки. Подняться).
Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений
воспитатель произносит другой текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот наш дом – здесь мы живём.
По окончании текста дети бегут в «дом» -
заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т.п.
«Поймай солнечного зайчика» Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность. Описание: воспитатель показывает детям солнечного зайчика на стене, обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает. Воспитатель читает стихотворение: Солнечные зайчики – прыг- прыг-скок, Прыгают, как мячики – прыг-прыг-скок… Воспитатель предлагает детям догнать зайчика, иногда давая им возможность ловить световое пятно, которое опять убегает. Если зайчик устал, детям удается его поймать, но иногда он прячется. В этом случае воспитатель говорит, что зайка спрятался в норку и детям пора отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку. Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед детьми, они снова принимаются его ловить.
«Кошка и мышки» Цель: упражнять детей в умении реагировать на сигнал, выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения. Описание: воспитатель с одной стороны площадки свободно раскладывают обручи или рисует круг – домик мышек. Выбирает кошку. Кошка сидит в домике. Мышки сидят в норках, воспитатель говорит: Кошка мышек сторожит, Притворилась, буд-то спит. Мышки вылезают из норок и бегают. Через некоторое время воспитатель говорит: Тише, мыши, не шумите, Кошку вы не разбудите. Кошка выходит из домика, громко произносит: «мяу» - и ловит мышей, они бегут в свои норки, Роль кошки вначале поручается наиболее активному ребенку, затем к этой роли привлекаются другие дети. Игра повторяется каждый раз с новой кошкой.
«Кто тише» Цель: упражнять детей в ходьбе на носках в указанном направлении. Описание: дети идут гурьбой вместе с воспитателем. Неожиданно он говорит: «Ну, а теперь посмотрим, кто из вас умеет ходить тихо-тихо, на носочках» и показывает. Дети идут за воспитателем. Незаметно он отходит в сторону и говорит: «А теперь все бегут ко мне». Дети бегут, педагог хвалит малышей, делает вид, что всех обнимает. Можно дать задание идти тихо к мишке или зайке, которые сидят на стульях и по сигналу бегом дети долны вернуться назад.
«Где звенит?»
Цель: развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве. Описание игры: дети стоят лицом к стене, один из детей прячется в другом конце зала и звенит колокольчиком. «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его», - обращается воспитатель к детям. Когда они находят колокольчик, воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.
«Наседка и цыплята»
Цель: формировать умение детей подлезать под веревку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Описание: дети - «цыплята» вместе с воспитателем – «наседкой»
- находятся в обозначенном месте «доме».
На противоположной стороне площадки сидит большая «птица».
«Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»:
«Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм.
По сигналу: «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом.
Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель,
а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию,
а потом по назначению воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)
Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....
Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:
Подвижные игры с использованием математических задач...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"
Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)
В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)
В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....