Картотека подвижных игр.
картотека (младшая группа)

Поддубская Наталья Вениаминовна

Картотека подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnaya_igra.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры летом.

 «Хоровод»

Цель: формировать умение детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Описание: дети за воспитателем проговаривают слова.                                                                                      

Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

 «Карусель»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание: воспитатель предлагает детям покататься на карусели.                                                                                        Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками.                               Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем.                                        

Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

 «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,                                                                начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание: дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки».                                                                                 Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя:                                                                                            «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке,                                                                размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

«Раз, два, три – беги!»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу;                                        

развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Описание:   дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет.                                    

Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к предмету и ждут воспитателя.                                      Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги»,                                                  

Дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

 «Вейся, венок»

Цель: формировать умение детей водить хоровод; упражнять в беге.

Описание: воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки,                                              

из которых  я буду плести веночки. Подул ветерок,                              

разлетелись листочки»                       (дети выполняют бег по площадке).                                          

По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок!                                                

Да не путайся!»                                   (дети бегут к воспитателю).                                        

Воспитатель помогает образовать круг.                                          

Вместе с воспитателем дети водят хоровод,                                                            

произнося рифмованные строки:

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,

Будем листья собирать, сделаем веночек.

Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,

И веночки мы сплетём из листочков разных.

 «Солнышко и дождик»

Цель: формировать умение детей ходить и бегать врассыпную,                                                                                                               не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание: дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем.                                                    Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять».                                        

Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!»                                

- бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки.                                

Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

 «Самолёты»

Цель: формировать умение детей бегать в разных направлениях,                                                                                                           не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал                                                                                          и начинать движение по словесному сигналу.

Описание:  воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту»,                                                                                         показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать                                                                                        Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться.                                                                                                                           Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью                                                                       и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!»                              

- дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят»                                  

  - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!»                                

- дети садятся на скамейку.

 «Пузырь»

Цель: формировать умение  детей становиться в круг, делать его то шире,                                

 то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание: дети вместе с воспитателем берутся за руки                                                              

и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор,                                            

пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!»,                                    

 тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом:                                  

«Хлоп!» Можно также предложить детям после слов:                                    

«Лопнул пузырь» двигаться к центру круга,                                

по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук:                                      

«Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь                                                                                                                         – отходят назад, образуя большой круг.                                                                                                                                                                                                                                                 

«Поезд»

Цель: формировать умение  детей ходить и бегать в колонне по одному,                                                                                         делать остановки по сигналу;                                      

 приучать детей находить своё место в колонне,                                                              

не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание: дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга).                                            

Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок,                                    

и «поезд» начинает двигаться вперёд:                                                                                                                                                   Вот поезд наш едет, колеса стучат,                                                                                                                                                              А в поезде нашем ребята сидят. Ту-Ту                                                                                                                                                 После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции»                              

дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается.                            

Воспитатель предлагает всем выйти, погулять,                                                

собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке.                            

По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться:                                                                                        Мы едем, едем, едем, в далекие края.                                                                                                                                              Хорошие соседи, счастливые друзья. Ту-ту.

 «Воробушки и кот»

Цель: формировать умение детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях,                      

бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать,                            

находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание: дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле,                    

 или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки.                            

На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет,                                

«воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место,                            

ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям,                                  

как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками»,                      

которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель,              

 а затем кто-нибудь из детей.

«Пастух и стадо»

Цель: закреплять у детей умение играть по правилам игры,                                                                                                      упражнять в ходьбе и беге.

Описание: дети изображают «стадо» (коров, телят, овец).                                                                                                  Выбирают «пастуха», дают ему дудочку и «кнут» (султанчику).                                                                                        Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения по тексту:

Рано – рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»,

(«Пастушок» играет на дудочке.)

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му».

Дети – «коровки» мычат. Затем «пастух» гонит «стадо» в поле                                                                                                       (на условленную лужайку), все ходят по ней. Через некоторое время                                                                                        «пастух» щёлкает кнутом (султанчиком), гонит «стадо» домой. Игра повторяется.

 «Зайцы и волк»

Цель: формировать умение детей внимательно слушать воспитателя,                            

 выполнять  прыжки и другие действия в соответствии с текстом,                            

ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Описание: воспитатель обозначает место «кусты», где находятся дети «зайцы».                    

В стороне спрятался и поджидает ребенок «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают,          

щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы»                

убегают и прячутся за кусты. «Волк» пытается их догнать.                  

В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк»                    

и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

 «Лохматый пёс»

Цель: формировать умение детей двигаться в соответствии с текстом,                        

быстро менять направление движения, бегать,                                                          

стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание: дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок,                                                  

находящийся на противоположной стороне, изображает «пса».                                    

Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения,                                                  «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь.                                              Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.

«Догонялки»

Цель: развивать у детей интерес к сверстнику (партнеру по взаимодействию), к подражанию; формировать доверительные отношения.

Описание: воспитатель обращается к малышам:                                                                                                                         «Ребятки, сейчас мы с вами поиграем в догонялки. Кто будет догонять?                                                                                         (если ребенок отказывается, педагог предлагает эту роль другому малышу).                                                                                   Ребенка, согласившегося быть ведущим, воспитатель сажает на стульчик.                                                                      Вместе с остальными детьми воспитатель отходит в другую часть комнаты                                                                                   и начинает медленно приближаться к ребенку, сидящему на стуле:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну попробуй нас догнать,

Раз, два, три, четыре пять!

Затем воспитатель говорит детям: «Разбегайтесь все скорее, а ты…… догоняй». Малыш бежит за детьми, пытаясь кого – нибудь поймать. Ребенок, которого поймали садится на стул (скамейку), и игра повторяется.

Примечание: эту игру лучше проводить в помещении, где много свободного места, чтобы исключить травмирование детей.

Подвижные игры осенью

«У медведя во бору»

Цель: развивать у детей скорости реакции на словесный сигнал,                  

развитие внимания; упражнять детей в беге.

Описание: из всех участников игры выбирают одного водящего,              

которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга.            

Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом,                        

для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги                      

и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом                                        

и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».

«Гуси – гуси»

Цель: развивать у детей координации движений, быстроты реакции,                                                          

умения играть в команде.

Описание: дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.

Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите
».

Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть поймать как можно больше детей. 

«Птички летают»

Цель: формировать умение детей бегать врассыпную, действовать только по сигналу;                                                    мотивировать малышей помогать друг другу.

Описание: дети становятся по одной стороне площадки.                            

Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит,                      

все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки».                    

Дети «летают» (бегают, размахивая руками – «крыльями»),                                  

приседают, «клюют» зёрнышки (стучат пальчиками по земле).                  

Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!»                                  

- дети бегут на свои места. При повторении игры сигнал можно                                

давать одним словом: «Солнышко!» или «Дождик!»                                        

Дети должны знать, по какому сигналу, что нужно делать.

«Лови мячик»

Цель: развивать эмоциональное общение детей со взрослым, налаживать контакт; развивать движения.

Описание: педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним.                                                                            Лучше организовать игруна полу: педагог и ребенок сидят напротив  друг  друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

- Давай поиграем в мячик.  Лови мячик!

(Педагог катит мячик по направлению к малышу, затем побуждает катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует  ход игры).

- Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течении некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

 «Догони меня»

Цель: формировать умение  детей быстро действовать по сигналу,                                                                

ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Описание: дети сидят на скамейке. Воспитатель предлагает им догнать его                              

и бежит в сторону, противоположную от детей. Дети бегут за воспитателем,                              

стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит:                  

«Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегом возвращаются на свои места.

Указания к проведению: воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей:                          

им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми,                                        

так как они могут упасть. Сначала бег проводится только в одном направлении.                                  

Когда дети подбегут к воспитателю, надо отметить, что они умеют быстро бегать.                                

При повторении игры воспитатель может менять направление, убегая от детей.

 «Мыши в кладовой»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу;                                  

 в беге и приседанию.

Описание: дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки.                                        

Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель).                                                                            «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую».                                                                                                Проникая в «кладовую». Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари.                        

«Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами».                      

Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется.                              

В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.

Найди свой цвет»

Цель: формировать умение детей быстро действовать по сигналу,                                                                                                               ориентироваться в пространстве;  развивать ловкость.

Описание: в разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи                                                                                               или рисует мелом на асфальте круги и в них ставит по одной кегле разного цвета.                                                                                      Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета,                                                                                                          другая – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя:                                                                                                            «На прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях.                                                              На второй сигнал: «Найди свой цвет!» - дети бегут к своим местам,                                                                                          стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется.

 «Лошадки»

Цель: формировать умение детей двигаться вдвоём один за другим,                                                        

согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди,                                            

даже если он двигается не очень быстро.

Описание: дети делятся на две группы: одни изображают «лошадок»,                                        

другие – «конюхов». Каждый «конюх» имеет «вожжи» - скакалки.                                      

По сигналу воспитателя «конюхи» ловят «лошадок»,                                          

 «запрягают» их (надевают «вожжи»). По указанию воспитателя                              

дети могут ехать (бежать в паре).                                    

Через некоторое время «лошадей» распрягают и выпускают на луг,                                              

 «конюхи» садятся отдыхать. Через 2-3 повторения игры дети меняются ролями.                                

В игре дети чередуют движения: бегают, подпрыгивают, ходят шагом и т.п.                                      

Можно предложить разные сюжеты поездок: на скачки, за сеном,                                  

в лес за дровами. Если «конюх» долго не может «поймать» какую-либо из «лошадей»,                                

другие «конюхи» помогают ему.

 «Курочка – хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя;                                                          

 упражнять детей в ходьбе.

Описание: воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят».                                      

Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке.                                        

«Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами»,                                      

которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме.                                  

Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны,                                                        

и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»                                        

При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

 «Наседка и цыплята»

 Цель: формировать умение детей подлезать под веревку, не задевая её,                                                                            увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным;                                                                                                  приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание: дети - «цыплята»  вместе с воспитателем – «наседкой»                                      

 - находятся в обозначенном месте «доме».                                  

На противоположной стороне площадки сидит большая «птица».                                

«Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»:                        

«Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм.                          

По сигналу: «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом.                                

Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель,                              

а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию,                                                

а потом по назначению воспитателя.

 «Мыши и кот»

Цель: развивать умение детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга;                      

 ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание: дети сидят на скамейках – это «мыши в норках».                          

На противоположной стороне площадки сидит «кот»,                                  

роль которого исполняет воспитатель. «Кот» засыпает (закрывает глаза),                              

а «мыши» разбегаются по площадке. Но вот «кот» просыпается, потягивается,                

мяукает и начинает ловить «мышей».                                

«Мыши» быстро убегают и прячутся в «норках» (занимают свои места).                        

Пойманных «мышек» «кот» уводит к себе.                    

Когда остальные «мыши» спрячутся в «норках»,                                      

«кот» ещё раз проходит по площадке, затем возвращается на своё место и засыпает.                

«Мыши» могут выбегать из «норок» тогда, когда «кот» закроет глаза и заснёт,              

а возвращаться в «норки» - когда «кот» проснётся и замяукает.          

 Воспитатель следит, чтобы все «мышки» выбегали и разбегались как можно дальше от «норок».                              «Норками», кроме скамеек, могут служить дуги для подлезания,                                              

и тогда дети – «мышки» - выползают из своих «норок».

«Конники»

Цель: способствовать развитию умения у детей бегать, не наталкиваясь друг на друга,                          

 ускорять или замедлять движения, ориентироваться в пространстве.

Описание: группа детей (5-6 человек) становятся у одного края площадки.                                  

Воспитатель даёт каждому палку длиной 50-60 см                                                  

Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки,                

изображая «конников», стараясь не наталкиваться друг на друга                          

и не задевать предметы, оборудование, находящиеся на площадке.                      

Во время игры воспитатель может предложить «конникам» ехать быстро и медленно,                        

а также в разных направлениях.

Подвижные игры зимой

Мороз Красный Нос»

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

                                                                                   «Где звенит?»                                                                                                    Цель: развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве.                                                                                         Описание игры: дети стоят лицом к стене,                                                                                                                                       один из детей прячется в другом конце зала и звенит колокольчиком.                                                                                «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его»,                                                                                                      - обращается воспитатель к детям. Когда они находят колокольчик,                                                                                           воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.

«Снежинки и ветер»

Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе;                                                              упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.

Воспитатель произносит слова:

А сейчас я посмотрю:

Кто умеет веселиться,

Кто мороза не боится.

Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра,                                                          

а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок.                              

Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.

«Снег идёт»

Цель: развивать умение детей соотносить собственные действия  

с действиями участников игры; упражнять детей в беге,

делать повороты вокруг себя.

Воспитатель читает стихотворение:

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

Дети бегают по кругу, кружатся.

«Зайка беленький сидит»

Цель: формировать умение детей слушать текст и выполнять движения с текстом;                              

Развивать умение подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста;                                

доставить детям радость.

Описание: дети – «зайки» сидят на скамейке.                                

 Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»).                          

Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя                            

и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит                          Дети шевелят кистями

И ушами шевелит.                                 рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так                                      имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                           Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                           Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать.                           ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал,      Конкретно указывается,

                                                                 кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал.                           (воспитатель показывает

                                                                 игрушку).          

                                                                 Дети убегают на свои места.        

Указания к проведению: игру можно проводить с любым количеством детей.                      

«Заиньки»

Цель: развивать понимание речи у детей, умение подражать движениям рук взрослого,                                                                                                                      координировать движения в соответствии с текстом стихотворения.                                                                                    Описание: (воспитатель предлагает детям игру зайчиков).                                                                                                                 –Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок,                                                                                                                  а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке                                                                                                                                                                    Разбежались  зайки                              (выполняем легкий бег)                                                                                                                        Вот какие зайки,                                  (поднимаем ладошки к голове-                                                                                                                                                  зайки-побегайки.                                  –показываем «ушки»).                                                                                                              Сели зайчики в кружок,                       (приседаем, выполняем                                                                                                             Роют лапкой корешок                           соответствующие движения руками.                                                                                          Вот какие зайки,                                    Поднимаем ладошки к голове                                                                                                                                                                                                                   Зайки-побегайки.                                  – показываем  «ушки» ).                                                                                                                                                                            

«Целься вернее»                                                                                                                                                            

Цель: упражнять детей в бросании в горизонтальную цель,                                                                                                             развивать глазомер, ловкость и координацию движений                                                                                                           Описание: дети встают в круг, берут маленькие снежки.                                                                                                                     В центре круга на расстоянии 1-1,5 м от детей стоит ящик                                                                                                    (большая корзина или любая емкость).                                                                                                                                           Подброшу снежок высоко,                                                                                                                                                                       Полетит снежок далеко,                                                                                                                                                                                 А ребята снежок возьмут                                                                                                                                                                                  И в корзину принесут.                                                                                                                                                                                      По сигналу воспитателя  дети бросают снежок в ящик одной рукой от плеча снизу.                                                                                                              Затем идут к ящику, берут снежок, возвращаются на свое место                                                                                                          и повторяют бросок, дети бросают правой и левой рукой.

«Снег кружится»

Цель: формировать умение детей соотносить собственные действия                                                                                                  с действиями участников игры;                                                                                                                                                              бегать в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга.                                                                                                  Описание: воспитатель напоминает детям, что снег легкий,                                                                                                              он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок                                                                                                (воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»                                    Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит                                                                                                      «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».                                                                                                                   Дети выполняют действия произвольно и в конца приседают.                                                                                                            Воспитатель произносит: «Подул  холодный ветер. Как? (В-в-в-в –произносят дети).                                                     Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».                                                                                                                          Дети разбегаются по площадке.                                                                                                                                                             Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.

«Такси»

Цель: формировать умение  детей двигаться вдвоём,                            

соразмерять движения друг с другом, менять направление движений,                  

быть внимательным к партнёрам по игре.

Описание: дети становятся внутрь небольшого обруча,                          

держат его в опущенных руках: один – у одной стороны, другой за другом.                                

Первый ребёнок – «водитель» такси, второй – «пассажир».                            

Дети двигаются  по площадке (дорожке).                                                                                                                                          Через некоторое время меняются ролями.  Одновременно могут играть 2-3 пары детей,                                                              а если позволяет площадь – то больше.                          

 Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси.                              На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.

«Вороны и собачка»

Цель: формировать умение детей подражать движениям и звукам птиц,                          

двигаться, не мешая друг другу.

Описание: выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».

Возле ёлочки зелёной                                         Дети прыгают,

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»    изображая                                                                          

                                                                             ворону.

Тут собачка прибежала                                      Дети убегают от

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»           «собачки».

Игра повторяется 2-3 раза.

Лови-лови!                                                                          

Цель: упражнять в прыжках.                                                                                                                                                          Описание игры: к палочке длиной примерно полметра на крепком шнуре                                                                                   прикрепляется лёгкий удобный для хватания предмет - мягкий поролоновый мячик,                                                            лоскуток и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку.                                                                            Опуская и поднимая её, он предлагает некоторым детям поймать предмет на шнурке.                                                      Взрослый собирает вокруг себя ребят, заинтересовавшихся ловлей мяча,                                                                             предлагает им встать в кружок. Сам становится в центре.                                                                                                     «Лови-лови!» - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке предмет                                                                  то к одному, то к другому ребёнку.                                                                                                                                                              Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребёнок  подпрыгивает,                                      чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, взрослый старается вовлечь в эту забаву всех детей.                                                      Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки.

                                                                                   «Зайчики»                                                                                                                                                                                                              Цель: формировать умение детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, быстро реагировать на сигнал.                                                                                                                                                                         Описание: дети сидят на корточках – они зайки. Воспитатель произносит стихи, а дети, наблюдая за воспитателем, выполняют вместе с ним движения в соответствии с текстом:                                                                                                      Мы зайчики, мы                                                                                                                                                                                                Под елочкой сидим             (дети качают головой)                                                                                                                                   И ушками мы слушаем,                                                                                                                                                                                  И глазками глядим              (повороты головы)                                                                                                                                       Не слышно ли лисички, не видно ли плутовки,                                                                                                                                      Чтоб спрятаться зайчатам в сугробе очень ловко.   (дети грозят пальцем)                                                                                         Коль не видать лисички пойдем мы погулять                                                                                                                                           По белому снежочку с друзьями поскакать.             (дети прыгают)                                                                                                      Мы лапки согреваем и хлопаем вот так                    (дети хлопают )                                                                                                   Мы ножки согреваем и топаем вот так                      (дети топают двумя ногами)                                                              Послушайте, зайчишки, лиса спешит сюда              (дети прислушиваются)                                                                                           В сугроб скорей, братишки, не то придет беда         (дети прыгают под елочку)                                                                           Идет лиса-красавица, хвостом метет снежок:                                                                                                                                     Искать зайчат мне нравится – найду я вас прыг-скок                                                                                                                            Не видать нигде зайчат, только хвостики торчат!      (лиса хлопает в ладоши и догоняет зайчиков, зайки убегают)

                                                                               «Воробушки и автомобиль»                                                                                                                                                                   Цель: упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,                                                                                 в умении начинать движение  и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.                                                  Описание: дети садятся на стулья или скамейки  с одной стороны комнаты или площадки                                                                  – это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне                                                                                                  становится воспитатель с игрушечным рулем. Он изображает автомобиль.                                                                                    По сигналу «Полетели воробушки на дорожку» дети бегают по площадке, легко размахивая руками.                                          По сигналу «Автомобиль едет! Летите, воробушки, в свои гнезда!»                                                                                         Выезжает автомобиль, воробушки улетают – дети бегут и садятся на свои места, автомобиль возвращается в гараж.   Предварительно воспитатель показывает детям, как летают воробушки, как клюют зернышки. Все движения детям повторяют за воспитателем, а затем в игру включается автомобиль. Только после многократных повторений, эту роль можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль движется спокойно, чтобы дать детям возможность найти свое место.

Подвижные игры весной

«Куры в огороде»

Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции;                                                                                                     упражнять в беге, приседании.

Описание: на середине площадки ограничивают небольшую площадь – «огород».                                                                         Недалеко от него, с одной стороны площадки ставят стул                                                

 – это «дом» сторожа, с другой стороны – «дом» для кур.                            

Роль «сторожа» вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети                                  

Остальные – «куры». По сигналу воспитателя:                              

«Идите, курочки, гулять» - дети – «куры» пробираются в «огород»,                                                                                             бегают, «ищут» корм, «кудахчут».                                                

«Сторож» замечает «кур» и гонит их из «огорода» - хлопает в ладоши,                          

 приговаривая: «Кыш, кыш!» Дети – «куры» убегают, и прячутся в «дом».                                      

 «Сторож» обходит «огород» и снова садится. Игра повторяется.                          

Если игра проводится впервые, то площадь «огорода» не обозначается.                                                

Дети бегают, используя всю площадку.

 «Птички в гнёздышках»

Цель: формировать умение детей ходить и бегать врассыпную,                                        

не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать                                

 по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание: воспитатель с одной стороны площадки                                                                                                                        свободно раскладывают обручи или рисует мелом круг («гнёздышки») по количеству детей.                                               Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке».                                                                                                                По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд»                                    

 - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц»                            

то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки,                                

ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!»                        

 - говорит воспитатель, дети бегут к обручам                                                                      

и становятся в любой свободный обруч.                            

Игра повторяется.                                                

Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила:                                      

разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц».                                  

На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда»                                                                                                                                                - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей.                                        

Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч,                                  

использовали всю площадь, выделенную для игры.

 «По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног;                              

приучать ходить свободно в колонне по одному;                                        

 развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Описание: дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем.                                  

Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст,                              

дети выполняют движения согласно тексту:

По ровненькой дорожке,               (дети идут шагом).

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам,        (дети прыгают на двух ногах с продвижением вперёд).

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух!                                 (дети приседают на корточки. Подняться).        

Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений                              

 воспитатель произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот наш дом – здесь мы живём.

По окончании текста дети бегут в «дом» -                                                          

заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т.п.

                                                                                    «Поймай солнечного зайчика»                                                                       Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность.                                                               Описание: воспитатель показывает детям солнечного зайчика на стене,                                                                       обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.                                                                                                      Воспитатель читает стихотворение:                                                                                                                                            Солнечные зайчики – прыг- прыг-скок,                                                                                                                                           Прыгают, как мячики – прыг-прыг-скок…                                                                                                                             Воспитатель предлагает детям догнать зайчика,                                                                                                                          иногда давая им возможность ловить световое пятно, которое опять убегает.                                                                                                                                                                                                Если зайчик устал, детям удается его поймать, но иногда он прячется.                                                                                               В этом случае воспитатель говорит, что зайка спрятался в норку                                                                                                       и детям пора отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.                                                                                                            Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед детьми,                                                                                                                     они снова принимаются его ловить.

                                                                                                 «Кошка и мышки»                                                                                                                                                                                   Цель: упражнять детей в умении реагировать на сигнал,  выполнять действия                                                                                     в соответствии с текстом стихотворения.                                                                                                                                     Описание: воспитатель с одной стороны площадки  свободно                                                                                         раскладывают обручи или рисует круг – домик мышек. Выбирает кошку. Кошка сидит в домике.                                       Мышки сидят в норках, воспитатель говорит:                                                                                                                                Кошка мышек сторожит,                                                                                                                                                             Притворилась, буд-то спит.                                                                                                                                                                 Мышки вылезают из норок и бегают. Через некоторое время воспитатель говорит:                                                                 Тише, мыши, не шумите,                                                                                                                                                                     Кошку вы не разбудите.                                                                                                                                                                        Кошка выходит из домика, громко произносит: «мяу» - и ловит мышей,                                                                                          они бегут в свои норки,                                                                                                                                                                      Роль кошки вначале поручается наиболее активному ребенку,                                                                                                    затем к этой роли привлекаются другие дети.                                                                                                                                 Игра повторяется каждый раз с новой кошкой.

                                                                                               «Кто тише»                                                                                                                                                                                             Цель: упражнять детей в ходьбе на носках в указанном направлении.                                                                                      Описание: дети идут гурьбой вместе с воспитателем.                                                                                                          Неожиданно он говорит: «Ну, а теперь посмотрим,                                                                                                                                 кто из вас умеет ходить тихо-тихо, на носочках» и показывает. Дети идут за воспитателем.                                          Незаметно он отходит в сторону и говорит: «А теперь все бегут ко мне».                                                                                  Дети бегут, педагог хвалит малышей, делает вид, что всех обнимает.                                                                                    Можно дать задание идти тихо к мишке или зайке, которые сидят на стульях                                                                       и по сигналу бегом дети долны вернуться назад.

«Где звенит?»      

Цель: развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве.                                                                                         Описание игры: дети стоят лицом к стене,                                                                                                                                       один из детей прячется в другом конце зала и звенит колокольчиком.                                                                                «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его»,                                                                                                      - обращается воспитатель к детям. Когда они находят колокольчик,                                                                                           воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.

«Наседка и цыплята»

 Цель: формировать умение детей подлезать под веревку, не задевая её,                                                                            увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным;                                                                                                  приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание: дети - «цыплята»  вместе с воспитателем – «наседкой»                                      

 - находятся в обозначенном месте «доме».                                  

На противоположной стороне площадки сидит большая «птица».                                

«Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»:                        

«Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм.                          

По сигналу: «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом.                                

Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель,                              

а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию,                                                

а потом по назначению воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....