Статья на тему "Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте"
статья
О значимости экологического воспитания в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 380.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте
Природа – это единственная книга, каждая страница
которая полна глубокого содержания.
Иоганн Вольфганг Гёте
Человек и природа… Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью для сохранения экологического благополучия Земли.
В настоящее время на первый план выходят проблемы экологического воспитания, и учёные, натуралисты, педагоги уделяют им всё больше внимания. Ответ на вопрос, почему эти проблемы стали актуальными содержится в деятельности человека в природе. Это как повально вырубают леса, загрязняют водоёмы, атмосферу и почву отходами заводского производства. Очень часто данная деятельность носит безграмотный, неправильный с экологической точки зрения, ведущий к нарушению экологического равновесия. Это проблема не только отдельных стран, но и всей планеты в целом.
Не зря, прошедший, 2017год в России был объявлен годом экологии. В основе своё нанесения вреда окружающему миру: - это результаты деятельности человека.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Экологическое воспитание должно идти по иерархической лестнице: семья – детский сад – школа – вуз – последипломная экологическая подготовка.
Мир природы имеет большое влияние на развитие личности. В детстве ребенок слышит огромное количество звуков: будь то дуновение ветерка, или пение птиц, или звуки дождя, барабанящего по стеклу. Малыша окружают незнакомые запахи цветов. Тайны и загадки природы заставляют остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Наиболее продуктивно усвоение основ экологических знаний происходит в дошкольном возрасте, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Это период – познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей Если в возрасте 2-4лет дошкольник мало, что знает о экологическом воспитании, педагогу приходится много уделять этому внимание , привлекать разные способы и приёмы такие как игры, беседы, прогулки на территории детского сада для усвоения окружающего мира. В возрасте 5-7лет дети готовятся, к совершенно новому этапу в жизни ребёнка у них становится большая потребность к познанию окружающего мира.
Таким образом в своей работе использую такие формы как: наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и т.д. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, я прежде всего стараюсь пробудить интерес к наблюдениям в живой природе: растениям, животным и птицам. Интерес к природным явлениям у ребёнка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт.
Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.
На мой взгляд, благодаря этому возможно сформировать у детей экологические знания, норма и правила взаимодействия с природой, воспитание и сопереживания к ней и это будет решение некоторых экологических проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм общественной морали и формирование нравственных качеств личности....
Статья "Основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"
В нашу жизнь активно проникает научно-технический прогресс. И выпускник детского сада должен быть коммуникабелен, способен поставить перед собой цель и достичь ее, при помощи практических навыков.Но п...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....
Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста....
Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".
В современном обществе очень ценится творчество. К тому же творческие профессии очень востребованы и практически одни из самых популярных. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедре...
статья "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
статья про развитие детей через сюжетно-ролевую игру...
Статья: "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Нравственно – патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее герои...