Кукольный театр
методическая разработка (младшая группа)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.
Театр и театрализованные игры - одно из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка, т.к. игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а театр – это один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Ребенок, вовлеченный в процесс прямого общения с театральной куклой, постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Театр –это праздничное и радостное представление, которое доставляет детям огромную радость. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает малышам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и участие в своих собственных представлениях. Дети с удовольствием принимают участие в создании сюжета, в обсуждении сценариев, в подготовке декораций, кукол и костюмов для спектаклей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно изъясняться. Улучшается диалогическая речь.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, а так же в театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
- дети знакомятся с чувствами, с настроениями героев;
- осваивают способы их внешнего выражения;
- осознают причины того или иного настроя.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения так как каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, преодолевать застенчивость и неуверенность в себе.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Знакомство с театрализованными играми происходит в ранней группе, где уже начинает формироваться интерес детей к театрализованным играм через просмотр небольших кукольных спектаклей, которые показывают взрослые. За основу спектаклей берутся потешки, стихи или сказки, содержание которых понятно и доступно малышам. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Эти приемы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Игровая форма занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы игры.
Не стоит приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем. Вначале лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. При повторах активность ребят увеличивается по мере того, как дети овладевают текстом. Так же не нужно сразу требовать от ребенка дословного воспроизведения текста. В дальнейшем, когда текст будет хорошо усвоен, можно поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukolnyy_teatr.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Вся жизнь детей насыщена игрой. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.
Театр и театрализованные игры - одно из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка, т.к. игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а театр – это один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Ребенок, вовлеченный в процесс прямого общения с театральной куклой, постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Театр –это праздничное и радостное представление, которое доставляет детям огромную радость. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает малышам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и участие в своих собственных представлениях. Дети с удовольствием принимают участие в создании сюжета, в обсуждении сценариев, в подготовке декораций, кукол и костюмов для спектаклей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно изъясняться. Улучшается диалогическая речь.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, а так же в театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
- дети знакомятся с чувствами, с настроениями героев;
- осваивают способы их внешнего выражения;
- осознают причины того или иного настроя.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения так как каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, преодолевать застенчивость и неуверенность в себе.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Знакомство с театрализованными играми происходит в ранней группе, где уже начинает формироваться интерес детей к театрализованным играм через просмотр небольших кукольных спектаклей, которые показывают взрослые. За основу спектаклей берутся потешки, стихи или сказки, содержание которых понятно и доступно малышам. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Эти приемы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Игровая форма занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы игры.
Не стоит приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем. Вначале лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. При повторах активность ребят увеличивается по мере того, как дети овладевают текстом. Так же не нужно сразу требовать от ребенка дословного воспроизведения текста. В дальнейшем, когда текст будет хорошо усвоен, можно поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.
Далее – необходимо использовать небольшие упражнения с детьми. Например, в сказке "Теремок" можно предложить ребенку попроситься в теремок как мышка или как медведь.
Затем предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайчик"; "Покажи, как двигается лисичка", "Покажи, как ходит петушок" и т.д.
Следующий этап - этюды на выражение основных эмоций (показать как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево (испуг)).
Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.
Выбор постановки во многом определяется возрастом ребенка. Чем он младше, тем проще должен быть ваш спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки.
Когда сценарий театра подобран, нужно решить, какой вид театра больше подойдет для этой постановки.
Существует несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Для дошкольников самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Существует несколько видов кукольного театра, которые наиболее часто используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Настольный театр - самый доступный вид театра для младших дошкольников. В зависимости от того, из чего сделаны куклы, существует много разновидностей настольного театра: театр игрушки, плоскостной, вязаный, лепной, деревянный резной, из природного материала, театр коробок , конусный, папье-маше и др.
Для этого вида театра есть одно условие – куклы должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку и ведет ее по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.
Театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);
Пальчиковый театр - кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре «Петрушки», который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: кусочки ткани, меха, пряжу, мелкие пуговицы, бусинки и т.д.
Театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла. Сделать таких кукол можно, если взять старую тряпичную куклу, прикрепить к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерить крестовину и привязать лески к крестовине. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
Театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
Куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, привьет устойчивый интерес к литературе, театру. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА
Театры народов мира_кукольный театр_ПЕТРУШКА...
Тетрализованная постановка "Репка на новый лад" (в рамках городского конкурса кукольных театров "Театр на ладошке")
Сценарий к сказке "Репка на новый лад"....
Интегрированная НОД по ознакомлению с социальным миром в старшей группе "Театры родного города" (кукольный театр)
Социальный мир . Рисование....
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.
Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...
Кукольный театр по ПДД в детском саду. Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе».
Кукольный театр по ПДД в детском саду.Сценарий кукольного спектакля по ПДД «Приключения друзей в большом городе»....
Кукольный театр. Сценарий кукольного театра "Как Медведь Новый год встречал!".
Кукольный театр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 29.01.2021г....
Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга "Игры в кукольный театр": "Настольный кукольный театр по мотива русской народной сказки "Кот, Петух и Лиса"
Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга в период летней оздоровительной программы для детей, родителей и педагогов, "Иг...